Слайд 6Одним из престижных предметов мужского карачаево-Балкарского костюма наравне с другими головными
уборами являлся башлык. Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным убором. Не изменившим своей формы на протяжении многих столетий. В любую погоду, независимо от времени года, карачаевец и балкарец почти всегда на плечи накидывал башлык. Башлык надевали поверх папахи.
Пастухи в Карачае и Балкарии часто использовали башлык и как сумку для продуктов или для переноски ягнят во время окота.
Башлык (тюрк. наголовник) — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя».
Быт карачаевцев
Основные занятия карачаевцев — отгонное животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот) и пашенное земледелие (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Ремёсла — сукноделие, изготовление войлочных изделий (шляп, бурок) ковров, вязание, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню.
Жилище карачаевцев – прямоугольная, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Брёвна сруба часто были разной длины и выдавались за углы строения. В небольшом закрытом дворе (арбаз) располагались хозяйственные строения. Внутри дома располагался пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.
Известные своим гостеприимством карачаевцы для приёма гостей отводили отдельную комнату (кунацкая), а иногда и целый дом. В конце XIX века появляются многокамерные, двухэтажные строения.
В доме, где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья жили в отдельных помещениях. Наиболее почетную часть главного дома занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.
Для карачаевцев характерна сельская община (эльджамагат). Скот и земля в общине были общими, трудились её обитатели тоже вместе. К концу 19 века в общине преобладали моногамные семьи (юйдсги).
Слайд 8″Балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский
субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт« Абаев В. И., 1960. Об аланском субстрате в балкаро-карачаевском языке. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик. с. 133Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, обитавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше. Аланы не истребили местное население, а слились с ним,
что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в физическом типе. Е.П. Алексеева «Карачаевцы и балкарцы древний народ
Кавказа» стр.9
История карачаевцев
Карачаевцы (самоназвание – кърачайлылар) — коренное население Карачая в России. В этногинезе народа смешались местные кавказские племена, аланы, булгары и кипчаки (половцы). В конце первого тысячелетия нашей эры карачаевцы входили в аланский союз племён.
В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. Карачаевские старейшины решили предотвратить погромы в своих селениях и вступили в переговоры с русским командованием. Результатом переговоров стало включение Карачая в состав Российской империи. Все внутреннее самоуправление Карачая было оставлено в прежнем виде. Даже суды проходили по местным обычаям и законам. Однако генералы царской армии считали даже формальное присоединение Карачая к России большим достижением.
Тем не менее не все гордые жители Карачая смирились с таким положением и принимали участие в борьбе за независимость северо-кавказских народов (1831-1860). После окончания военных действий некоторые карачаевцы покинули Северный Кавказ и поселились на территории современной Турции.
В 1943 году карачаевцев, обвинённых в сотрудничестве с фашистами, переселили в Казахстан и Киргизстан. Общая численность населения составляла тогда 80 тысяч человек (в основном женщины и дети — мужская часть населения сражалась на фронтах). Лишь в 1957 карачаевцы вернулись на Родину. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1991 году она преобразовалась в республику. Согласно переписи 2002 года в России проживает 192 тысячи карачаевцев, 169 из них в Карачаево-Черкесии.
Знакомство
В жизни человека свадьба является ярким и запоминающимся событием, которое целиком изменяет его внутреннее состояние. Свадьбы на Северном Кавказе отмечаются с соблюдением обрядов и традиций. Не стала исключением и Карачаево-Черкесия.
Сегодня здесь уже не крадут невест. Исключения, конечно, бывают. Но происходит это только с согласия невесты, только в том случае, если родители против свадьбы, а сама девушка испытывает симпатию к избраннику и хочет стать его женой. Это раньше родители подыскивали для своего сына кандидатку в жены, которая подходила ему как по статусу, так и материальному состоянию. Сегодня же карачаевцы женятся по взаимной любви, однако свадебные традиции при этом они не забывают. Если по улице проехал свадебный кортеж из машин, украшенных красивыми коврами − это карачаевская свадьба.
Раньше основным местом знакомства молодых людей были свадебные торжества. Сегодня же у молодежи возможности расширились. Знакомство может произойти в институте, на работе, при посещении различных культурных мероприятий. В сельской местности проявление своих чувств не приветствуется, здесь общение более сдержанное. Ухаживания завуалированы, обычаи не допускают, чтобы молодая девушка оставалась наедине с молодыми парнями. Непозволительно здесь и свидание молодых людей наедине друг с другом.
Слайд 16Костюмные комплексы древних тюркоязычных кочевников были сшиты по сложной выкройке, что,
собственно, и отличало ее от классической одежды античного мира, которую просто драпировали вокруг фигуры. В результате сравнения комплексов женского и мужского костюмов народов, населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, установлено сходство в составе костюма, крое некоторых видов одежды, головных уборов и обуви. Сходство объясняется не только длительными культурными контактами сопредельных регионов, в результате которых проходили заимствования и обмен культурными ценностями, но и существованием в прошлом общих этнокультурных компонентов в культурогенезе народов, проживающих на Северном Кавказе и в Среднеазиатском регионе. Наибольшее сходство прослеживается в тех элементах костюма, которые связаны с тюркским компонентом культуры.
Одежда для торжеств
Праздничный костюм шился из блестящей яркой ткани. В особых случаях поверх бешмета надевали черкеску из сукна высшего качества. У нее не было воротника и застегивалась только на талии, подчеркивая стройный стан обладателя. Рукава одежды длинные, ниже уровня кистей, поэтому их часто огибали.
По обеим сторонам груди черкески крепили газырницы. На заметку: газырницы – это небольшие кармашки, в которых хранили специальные деревянные трубочки с зарядами для оружия. Постепенно по назначению использовать перестали, но кармашки сохранили как дань традициям.
Черкеску никогда не носили расстегнутой, обычно с узким поясом. Раньше на нем висело оружие.
Приданое
Карачаевские девушки готовят приданное чуть ли не с самого рождения. Приданое должно быть богатым, поэтому на нем не принято экономить. Если у девушки нет приданного, над ней смеялись, упрекали ее. Приданное состоит из постельных принадлежностей, подушек, ковров, занавесок, одеял, скатертей. Состоятельные невесты могут позволить себе хорошую мебель, дорогую бытовую технику и даже автомобиль.
Раньше самыми лучшими невестами считались те, которые могли своими руками приготовить большую часть приданого. Сегодня же все необходимое приобретается в магазине. Карачаевская свадьба − недешевое мероприятие для невесты, ведь кроме приданого необходимо потратиться еще и на подарки для родственников жениха. Сегодня многие девушки предпочитают одеваться на свадьбу в национальный костюм, который стоит намного дороже обычного классического свадебного платья.
Гендерные разновидности
Культура карачаевцев
Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.
Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.
Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и земледелием, большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).
Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.
Сватовство
Интересный обряд, связанный со сватовством, всегда был популярен среди карачаевцев. Сватовство поднимало статус девушки независимо от того, кто к ней сватался. Очень сильным позором считалось для семьи юноши, если избранница ему отказывала. Поэтому даже при неофициальном визите в родительский дом девушки, сваты делали все возможное, чтобы во время второго официального приема довелось услышать положительный ответ и получить согласие на брак.
Первый визит происходит как бы случайно. Родня со стороны жениха приходила к невесте, но не с пустыми руками. Они несли подарки: сладости, барана, деньги, которые уже давно не воспринимаются в качестве калыма. Сам же виновник торжества на сватовстве отсутствовал.
Важное значение в этом мероприятии всегда отводилось свахам. От их умений, коммуникативных способностей зависел исход дела
Если же вопрос о браке молодые люди решили самостоятельно, сватовство носило намного упрощенный характер.
Свадьба
В древности за невестой отправлялась повозка, которую сопровождали отважные всадники. Во время движения они пели национальные песни, стреляли из ружья. Зрелище было просто великолепное. Сегодня же за невестой приезжают на красивых машинах, украшенных коврами, лентами. Ковры, после того, как девушку доставляли в назначенное место, оставались у хозяина автомобиля.
Родственников жениха в доме невесты усаживают за стол, как самых почетных гостей. Застолье продолжается недолго, после чего невесту забирают и свадебный кортеж увозит ее в дом жениха. Девушку сопровождает брат жениха и кто-то из женщин.
Во время свадебного торжества в первый день жених находится со своими друзьями в одном доме, а невеста с родней своего будущего мужа в другом. Карачаевская свадьба не допускает нахождения за одним столом мужчин и женщин. Если торжество происходит в летнее время года, то столы устанавливаются на улице и за ними рассаживаются мужчины. Женщины же отмечают праздник в доме вместе с невестой. Шелковые платки украшают голову виновницы торжества, снимает она их после того, как переступает порог дома родителей своего суженого.
На свадьбе главным лицом и массовиком-затейником является тамада. С его позволения произносятся тосты, начинаются танцы. Только с его разрешения можно выйти из-за стола. Свадебный стол очень расточительный и богатый, ведь в противном случае он не смог бы удовлетворить такое огромное количество гостей, какими могут похвастаться карачаевские свадьбы.
Чтобы приготовить мясные блюда забивается молодой бык, несколько овец. Кроме мясных блюд выпекается огромное количество пирогов, закупаются различные кондитерские изделия (торты, пирожные), фрукты. Для торжества масло заготавливается килограммами, а сахар и мука приобретается мешками. Карачаевская свадьба − это веселье, традиции и богатый свадебный стол.
Слайд 14Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием
половцев. Костюмы наших предков в этот период известны по археологическим материалам из аланских могильников Змейский (Северная Осетия), Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодской котловине). Сравнительный анализ археологических находок и одежд, изображенных на половецких изваяниях, позволяет говорить о том, что в обозначенный период Северный Кавказ испытал влияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое время определился силуэт этнографического северокавказского женского платья, которое по форме стало максимально схожим с мужской верхней одеждой: приталенным, расклешенным и распашным, требующим пояса как конструктивного подкрепления, в отличие от предшествующего периода, когда женщины носили неподпоясанное платье прямого кроя. Изменения происходят и в манере ношения верхней мужской одежды: более короткое и тонкое платье стали надевать поверх длинного и плотного. Появилась новая деталь костюма – набедренная юбка бельдек.
Слайд 13По словам некоторых иранистов, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей
верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности.Это утверждение выработано в связи с ошибочной теорией ираноязычности алан как предков нынешних осетин, бытовавшей в советские застойные времена. На широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу.
Немного истории
Веками чеченцы занимались овцеводством, поэтому они прекрасно разбираются в обработке и прядении шерсти. Неудивительно, что за основу традиционного костюма взяли именно этот материал. Также использовался мех и кожа. Чеченцы издревле умеют изготавливать войлок и сукно, из которых мастера шили элементы для одежды.
Как известно, на Кавказе тесно соседствует мусульманская и христианская религии. Помимо православных церквей и мечетей встречается и синагога, что подтверждает толерантность проживающих там народов.
Ученые давно отметили, что костюм той или иной национальности зависит не только от географии и климата, но и от веры и ментальности людей. В одежде отражаются все эти нюансы. По орнаменту можно определить, каков уровень художественного развития людей, а по цветам выяснить моральные ценности представленного этноса. Достаточно вспомнить женский традиционный наряд. Ведь это настоящий образец целомудрия и сдержанности.
Слайд 12Аланская стела из верховья Зеленчука«Средневековая карачаево-балкарская фиксация слова «бешмет» – пять
ромбов-пуговиц имеет место в графике ряда аланских стел из верховьев Зеленчука на которых изображены ромбические пуговицы при анализе гравированных на каменной стеле деталей верхней одежды аланского воина, характерным представляется то, что пуговицы кафтана ромбовидные и их количество равно пяти. При этом их асимметричное расположение, вызванное необходимостью прорисовки руки, сделано умышленно, чтобы отразить их количество — именно пять, и само слово «бешмет». В противном случае ничто не мешало расположить их симметрично и не обращать внимания на их».Тилов Р.Р. «Говорящая бронза Кавказа»