Преступная депортация балкарцев и последующее возрождение народа

Одежда кабардинцев и балкарцев кратко

Молодой народ

История балкарцев отличается яркостью и обилием событий. Однако как этнос в исторических документах они появились совсем недавно. Первое упоминание присутствует в источниках первой половины XIX века. В частности, в 1827 году в ведомости о числе дворов кавказских племён есть упоминание и о балкарцах. К слову, в то время число их дворов уже доходило до полтысячи, что говорит о стремительном развитии Балкарии.

Однако сами балкарцы вряд ли согласятся с утверждением, что они — народ, возникший лишь недавно. Дело в том, что исторически прослеживается тесная связь между предками этноса и современными его представителями.

Что примечательно, нельзя даже точно определить процесс перехода от субстратных племён (а они существовали ещё в бронзовом веке) к непосредственно балкарскому народу, который выделился как отдельная группа. Вот и получается, что балкарцы — народ молодой, но с богатой историей, уходящей корнями в далёкую древность.

Балкарцы и земледельческими орудиями

Слайд 8″Балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский

субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт« Абаев В. И., 1960. Об аланском субстрате в балкаро-карачаевском языке. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик. с. 133Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, обитавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше. Аланы не истребили местное население, а слились с ним,
что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в физическом типе.   Е.П. Алексеева «Карачаевцы и балкарцы древний народ
Кавказа» стр.9

Жизнь по старинным принципам

Практически половина жителей Балкарии проживает в сельских районах. В большинстве из них сохраняется старинный уклад жизни, важнейшую роль играет религия, придерживаются обычаев и традиций предков. Балкарцы с осуждением относятся к курящим женщинам, которых практически нельзя увидеть на улицах. В сёлах практически нет бездомных или пьяниц.

Для балкарцев важное значение имеет внешний облик человека. Принято одеваться аккуратно и в соответствии с местными правилами

Несмотря на то, что в городах жизнь больше напоминает европейский уклад, здесь не встретишь местную девушку в откровенном наряде или слишком короткой юбке. И, кстати, такие особенности я советую учитывать тем, кто отправляется в Кабардино-Балкарию в качестве туриста.

Женщины с серпами в Балкарии

Старинные обычаи для жителей сёл являются нормой жизни. Не стоит удивляться, если при угощении гостей хозяйка так и не сядет за стол, а останется стоять рядом, дожидаясь, не нужна ли кому-то помощь. Уговаривать женщину присоединиться к гостям не стоит — таковы местные балкарские обычаи.

Кроме того, при общении с этим народом следует учитывать “этнический этикет”. Согласно ему, нельзя перебивать собеседника, а по отношению к старшим и вовсе требуется проявлять особое почтение.

Циканов Хаджи-Мухадин Мамсурович — балкарец 1928 года рождения, один из духовных лидеров Северного Кавказа. Один из первых кто совершил Хадж во времена Советского Союза

Это — только незначительная часть фактов и сведений о балкарцах. Говорят, что полностью понять почувствовать этот народ сможет лишь человек, побывавший на их праздниках, застольях, проникшийся их культурой. Но даже при отдалённом знакомстве с жителями Кабардино-Балкарии невольное уважение вызывает их преданность своим обычаям и уважение к истории.

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой горой Эльбрус по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

https://youtube.com/watch?v=tCqse1ALlXA

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Жизнь

Семейный уклад

Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал. Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.

Занятия

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов. Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Слайд 6Одним из престижных предметов мужского карачаево-Балкарского костюма наравне с другими головными

уборами являлся башлык. Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным убором. Не изменившим своей формы на протяжении многих столетий. В любую погоду, независимо от времени года, карачаевец и балкарец почти всегда на плечи накидывал башлык. Башлык надевали поверх папахи.
   Пастухи в Карачае и Балкарии часто использовали башлык и как сумку для продуктов или для переноски ягнят во время окота.

Башлык (тюрк. наголовник) — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя».

Хитрости названия

Балкарцы принадлежат к достаточно изученным народностям, но есть аспекты, что по сей день вызывают споры исследователей. И в первую очередь, касаются они названия этноса.

Почему именно “балкарцы”? На этот счёт у учёных есть несколько версий. Условно можно разделить этнографов на два “лагеря”, первый из которых придерживается “русской” версии происхождения этнонима, второй же склоняется к связи с другими народами.

Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Итак, сторонники первой теории утверждают, что “балкарцы” — это слово, произошедшее от этнонима “малкарцы” (а так действительно называли жителей Балкарии). Столь необычная интерпретация не вызывает удивления: малкарцами именовали жителей ущелья Малкар. В дальнейшем и сам народ расширил границы своих земель, и название его несколько изменилось.

Однако с этой теорией не соглашается иная группа исследователей. По их мнению, “балкарцы” происходят от названия “булгары”, а значит, имеется связь с древними племенами, населявшими Волжскую Булгарию.

Косари Балкарии, начало XX века

Украшения

В украшениях можно проследить свои путь развития. Служебная роль украшений закреплялась в древности определенными магическими верованиями. Со временем смысл забывался, тогда украшения превращались просто в декоративно-служебные элементы одежды. Выделение вертикальных швов декоративной отделкой у народов Северного Кавказа превратилось в характерное украшение верхнего платья. Не только края одежды, но и вертикальные ее швы балкарскими мастерицами обшивались золотым галуном.

Но есть типы украшений, которые возникали независимо от самой одежды. Их корни восходят к первобытной магии, к созданию талисманов, амулетов, которые подвешивались на груди и на поясе. Раковины, когти убитых животных, металлические погремушки и другие освященные предметы образовывались с течением времени в декоративные бусы, подвески из монет.

Другие украшения одежды: аппликации, вышивка — являются вторичными по происхождению от тех же магических знаков. Ведь в свое время обереги и священные предметы могли изображаться на тканях. С течением времени эти знаки также приобретали уже чисто эстетическое значение и продолжали бытовать в новых сочетаниях, сохраняясь в новых материалах и формах.

Женский традиционный костюм

Французский военный советник А.Фонвиль в XVIII веке так описывал костюм черкешенки: «Поверх широких, суженных книзу, шароваров, надевается длинная белая рубашка из бязи или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами и с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышем из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою, с длинными концами, падающими за спину. Из-под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам, волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки».
В XIX веке костюм черкешенки стал более совершенным и изысканным. На одежде появилась золотая вышивка. Костюм состоял из штанов, корсета, рубашки, кафтанчика с серебряными застежками, верхнего распашного платья (бозцей).

Большой интерес представляют отдельные элементы женского черкесского костюма: шапочки, нагрудные застежки, пояса и пр., зачастую являющиеся настоящими произведениями искусства.

Головным убором девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка была шапочка. Шапочки адыгов весьма разнообразны по форме и отделке. Шили их из сукна, бархата или шелка предпочтительно красного цвета; верх их украшали выпуклые или плоские бляхи из серебра, завершавшиеся изображением птички или полумесяца. Эти украшения играли роль оберегов. Девушки могли носить шапочку на рапущенные волосы или косы. Но чаще поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки, оставляя свободным шарик на макушке.
Борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники, донышко и околышек шапочки покрывали вышитые узоры. Особый колорит декору придавало умелое сочетание разнообразных видов и техник золотного шитья и басонных изделий (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески).

Шапочки, нагрудные застежки, золотое шитье:

Другие детали женского костюма:

Слайд 14Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием

половцев. Костюмы наших предков в этот период известны по археологическим материалам из аланских могильников Змейский (Северная Осетия), Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодской котловине). Сравнительный анализ археологических находок и одежд, изображенных на половецких изваяниях, позволяет говорить о том, что в обозначенный период Северный Кавказ испытал влияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое время определился силуэт этнографического северокавказского женского платья, которое по форме стало максимально схожим с мужской верхней одеждой: приталенным, расклешенным и распашным, требующим пояса как конструктивного подкрепления, в отличие от предшествующего периода, когда женщины носили неподпоясанное платье прямого кроя. Изменения происходят и в манере ношения верхней мужской одежды: более короткое и тонкое платье стали надевать поверх длинного и плотного. Появилась новая деталь костюма – набедренная юбка бельдек.

Головные уборы

Типы женских головных уборов, которые сохранялись в Балкарии в XIX веке, были довольно разнообразны.

Бытование в балкарском и карачаевском женском наряде высокого конусообразного головного убора, надеваемого в особо торжественных случаях, нельзя объяснить практическими потребностями. Высокий торжественный головной убор определенно носит ритуальный характер, он связан с девичьим свадебным костюмом и древним обрядом ввода ее в семью мужа. На ранней стадии общественного развития такой пышный по форме и украшению головной убор существовал у многих народов. Ученые связывают его происхождение с попыткой древнего человека воздействовать на силы природы, используя его в качестве оберега. Это были высокие островерхие шапки с характерными украшениями на висках в виде спиральных рогообразных колец, нашитых на валики из войлока. По мнению С. Плетневой, такое украшение должно было символически обозначать девушку, олицетворяемую со священным бараном. Эта символика расшифровывается существующей и у ряда современных тюркских народов свадебной игрой в барана и волка. Вместе с тем высокий конусообразный головной убор Байрымского захоронения принадлежал пожилой женщине. Он тоже был сделан из плотного войлока и обтянут шерстяной тканью.

Есть еще одна форма древних женских головных уборов с нашитыми на войлочную основу бронзовыми металлическими пластинками в виде желобчатых полос. Они прогибались в три параллельных ряда, связанные между собой проволочными узкими скрепками. Подобные металлические налобные пластинки встречаются довольно часто в более поздних захоронениях и на территории Балкарии. На войлочную основу вплотную нашиваются металлические пластинки, которые позднее заменяются красивыми узорными галунами, вытканными из золотых нитей.

Высокая цилиндрическая шапка с небольшим сферическим навершием была одной из распространенных форм. Цилиндрическое основание женского головного убора сплошь покрывалось золотыми позументами. Но наиболее часто они покрывались золотым шитьем и, вероятно, не случайно в декоре шапочек главным мотивом становятся пресловутые къочхар мюйюз — “бараньи рога” — одна из основных тем тюркского орнамента.

Ко второму типу женских головных уборов можно отнести шапку с более острым коническим навершием, идущим от сравнительно низкого цилиндрического основания. Принцип наложения галунов тот же, что и в первом типе — ими создается впечатление как бы литой металлической поверхности. В верхней части они располагаются по граням пирамидального навершия. К ним часто добавляются украшения в виде литых металлических птичек, тоже имеющих древние кавказские истоки.

Третий тип шапочек уже совсем позднего происхождения. Это невысокий цилиндр с плоским донышком. Как правило, цилиндр обтягивался бархатом и покрывался золотым шитьем растительного орнамента. Металлическое навершие убора и золотая сетка, сплетенная из шнура, были его частым украшением. Балкарске девушки эти шапочки иногда украшали монетами.

Низкие цилиндрические шапочки девушки часто носили и без платка. Хотя это и выглядело в общем очень нарядным, но для свадебного обряда считалось непригодным. В то же время первые два типа высоких шапочек, считавшиеся незаменимыми в свадебных церемониях, надевались девушками во всех торжественных случаях и носились вместе с обязательным покрывающим их платком.

Самым распространенным головным убором к концу XIX века стал платок. Завязанный концами на затылке, с выпущенным наружным углом, платок придавал мягкую грациозность фигурам девушек. В прохладную погоду сверху надевалась шаль, иногда завязываемая на талии, в других случаях набрасывалась на плечи.

Нарядный платок праздничного одеяния драпировался на плечах. Бахрома на платках, ставшая очень модной в конце XIX века, несколько прикрывая нагрудные украшения платья, нарушала его четкий строгий рисунок.

У горцев выработался свой идеал женщины — хозяйки дома, матери семейства. Главные его черты нашли определенное воплощение в повседневном платье пожилой женщины. Для него характерны плотные ткани сдержанных расцветок, которые создают тяжелые ниспадающие складки, скрадывающие фигуру. Силуэт костюма пожилой женщины довольно обобщенный, он завершается платком, мягко драпирующим голову и плечи. Иногда шалью обматывают и поясницу, что добавляет характерные штрихи к общему силуэту.

Одновременно создавался в костюме и другой образ — молодой и жизнерадостной девушки. Он находил свое отражение прежде всего в праздничном костюме, который был связан с выходом на танцы и особым свадебным ритуалом. В костюме этого назначения полностью выявлялась его зрелищная, праздничная сторона.

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение

В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша

Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Внешность, национальная одежда и жилище балкар

По последним данным Росстата, население Кабардино-Балкарии составляет 904 200 человек. Балкарцы живут также в российском Ставрополье и Карачаево-Черкессии, а за рубежом − в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Турции и США.

Внешне балкарцы похожи на своих соседей по региону — чеченцев, ногайцев, ингушей. Они обладают высоким ростом, крепким телосложением и несколько угловатыми чертами лица, волосы чаще всего темные.

Национальный мужской костюм балкарцев состоит из долгополой рубахи (бешмета) и узких штанов. Поверх бешмета надевалась черкеска – сшитый из домотканого сукна двубортный распашной кафтан с воротником-стойкой. Зимней одеждой служил бурка – плащ-накидка из войлока. Национальный мужской головной убор, как и у всех народов Кавказа − папаха из овчины или каракуля.

Женская одежда балкарок подчеркивала их небольшую грудь и тонкую талию: на голое тело девушки надевали корсет из тонкой кожи (сафьяна), а поверх − платье с широкими рукавами, по покрою похожее на мужской кафтан. На голове балкарские женщины носили высокие шапочки, завязывающиеся под подбородком широкой тесьмой.

Жилища древних балкарцев – аулы − обычно располагались в местах, труднодоступных для врага: на склонах гор и вблизи рек. Дома стояли на разных уровнях, на террасах, улицы как таковые часто отсутствовали. Дом балкарца представлял собой невысокое сооружение из камня, с плоской крышей, земляным полом и открытым очагом.

Социальные и семейные традиции

Все стороны общественной и семейной жизни балкарцев отражают адаты − неписанные законы. Одной из главных национальных черт горцев издавна является гостеприимство. Балканцы жили небогато, но гостя старалась накормить самой лучшей пищей, и отвести для ночлега лучшее место в доме.

Как и у большинства народов Кавказа, у балкарцев при решении особо важных дел решающее мнение принадлежит мужчинам. Женщина в семье должна заниматься хозяйством и детьми. Обычаи и традиции балкарского народа, согласно с которыми женщины не едят с мужчинами за одним столом, а мужчины не должны входить в комнату, где живут женщины, уже не соблюдаются.

Раньше браки у балкарцев заключались по договоренности между родителями парня и девушки, сватами обычно были уважаемые в обществе пожилые люди. В настоящее время инициатива исходит от жениха, а невеста должна дать свое согласие. Древний обычай – уплата калыма (выкупа за невесту) – соблюдается и сегодня.

Похоронно-поминальные балкарские традиции и обычаи проводятся по мусульманским канонам. Покойного хоронят в день смерти, тело к погребению готовят священнослужители, обряд отпущения грехов – деур − совершает мулла. При захоронении присутствуют только мужчины. Три дня после похорон в доме усопшего нельзя готовить еду. Поминают покойника на 3-й, 52-й день и в годовщину смерти.

Интерес представляют некоторые уникальные национальные традиции балкарцев:

  • В старину считалось, что погасший очаг нельзя разжигать чужими углями в любое время, для этого существовал определенный день.
  • Одна из традиционных свадебных традиций балкарцев − “Чаша жениха”. В очень большую чашу, снаружи смазанную жиром, до самых краев наливалось пиво. Из этого скользкого сосуда друзья жениха должны были выпить пиво, ни капли не пролив. Те, кто не справился с задачей, исполняли забавные пожелания гостей.
  • Когда балкарский ребенок учился ходить, родители устраивали специальный обряд «жангы атлам»: выпекали из кукурузной муки шарообразную лепешку и катили ее между ножками малыша. Пытаясь догнать «колобка», ребенок делал первые шаги. После проведения ритуала лепешку должны были съесть присутствующие гости и родственники.
  • К интересным традициям балкарского народа относится обряд куначества. При проведении обряда в чашу наливали алкогольный напиток и, давая клятву верности, друзья выпивали его. Затем кунаки обменивались оружием и подарками.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается ритуальное умерщвление быка или барана.

Древний этикет

Горцы и сейчас придают большое значение правилам этикета и стараются соблюдать их во всем. Например, дети и женщины не садятся за один стол с гостем и мужчинами, а ждут, когда понадобится их помощь. В гости приглашают даже малознакомых людей, угощают их, проявляют к ним уважение.

Одной из отличительных особенностей балкарцев, как и других кавказских народов, является почтительное отношение к старшим по возрасту. Считается недопустимым оскорбить или даже перебить в разговоре родителей, стариков, не прислушаться к их мнению.

Женщина обладала меньшими правами, чем мужчина, но, будучи матерью и женой, также пользовалась почитанием. Девушке не позволяли самой выбирать мужа – за нее решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом.

Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с ее решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у нее был другой возлюбленный, он мог ее выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Народное музыкальное творчество тесно связано с культурой и историей. В своих песнях балкарцы прославляют героев, описывают исторические события, рассказывают легенды. Мелодии ритмичны, исполняются мужским хором в унисон или раскладываются на голоса. Одна и та же фраза повторяется по нескольку раз. Напевы сопровождаются быстрыми пассажами на тростниковой дудке и щелканьем на ударном инструменте, состоящем из дощечек, вздетых на веревку.

Самое большое семейное событие – свадьба, всегда многолюдная, обильная, сопровождающаяся песнями и танцами. Сейчас по всему интернету гуляют видео, что балкарцы снимают на этих праздниках – богато украшенные национальные костюмы, традиционная кухня, неизменная лезгинка.

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож. Головной убор, традиционный для Кавказа – папаха. Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и ноговицы – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога, а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны Дагестана пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – мусульмане-сунниты. Несмотря на официальную религию, жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, алано-осетинскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Кто же родственники?

Нам может показаться вполне очевидно, что самыми близкими народами являются те, что проживают на одной территории. Но относительно племён Кавказа этот принцип действует не всегда.

Казалось бы, генетически самым близким этносом к балкарцам должны быть кабардинцы (всё-таки именно эти два народа объединены в качестве жителей одной республики), но на самом деле всё не так.

Изучение особенностей гаплогрупп балкарцев показало, что они гораздо ближе к карачаевцам и крымским татарам. В первом случае с карачаевцами этот народ и вовсе составляет одно целое (в старину их не различали между собой).

Карачаевцы. Семейство Крымшамхаловых. Аул Карт-Джурт, ХIХ век

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: