Чувашский народный костюм
В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы — хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.
Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.
Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.
Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).
Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии — Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.
В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.
В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.
Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Ч., 1960; Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып. 90. Ч., 1979.
Ефимова, А. А. Методика использования народных традиций в изготовлении девичьего национального головного убора тухья / А. А. Ефимова // Народные сказки и легенды в системе технологического образования и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары, 2011. – С. 62-68.
Максимов, Л. Одежда, обувь, головные уборы и украшения // Максимов, Л. Чуваши Восточной Сибири / Л. Максимов. – Иркутск, 2006. – С. 157-162.
Соколова, Светлана Георгиевна. Особенности эстетики изготовления головных уборов для женщин у древних чувашей / С. Г. Соколова // Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников : Учеб. пособие для психолого-пед. фак. вузов / С.Г. Соколова. — Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 46-57.
Сергеева, Елизавета Ивановна. Девичий головной убор «Тухья для куклы» / Е. И. Сергеева // Сувениры. Как это делается : / Е. И. Сергеева. — Чебоксары : Новое Время, 2008. — С. 46-48.
Андреева, Лариса Николаевна. Техника изготовления головного убора девушек тухьи / Л. Н. Андреева // Женское рукоделие (работа с бисером) : учеб. пособие / Л. Н. Андреева. — Чебоксары : ЧГПУ, 2007. — С. 53-55.
Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения.
Женские украшения с бисером
Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:
- женские головные уборы (хушпу);
- наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
- браслеты и кольца (они же сула и сере);
- маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
- кошелёк для пояса (енчёк)
- подвески на пояс (йёс хуре).
Свадебный костюм
Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
- платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
- рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
- свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
- жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Детские костюмы
Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.
Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.
Женские шапки и покрывала
В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.
К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.
Украшения-обереги
В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.
Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.
Сувениры
Сувениры ручной работы и самые колоритные товары ищите в районе Чебоксарского залива. Кажется, тут можно найти вообще все, что нужно привезти домой из Чувашии (кроме продуктов, конечно). Еще в Чебоксарах можно заглянуть в «Город мастеров», магазины «Народные промыслы», «Сувениры года» или «Волшебный мир сувениров».
Керамика
В качестве подарков из Чебоксар привезите глиняные свистульки, расписанные чувашскими орнаментами. Они понравятся детям и коллекционерам. Да и вам на память пригодятся. Особенно если вы любите привозить из путешествий уникальные вещи, ведь каждая чувашская свистулька делается вручную.
В подарок девушкам из Чебоксар можно привезти украшения на основе керамики. Обычно это браслеты из крупных бусин или кулоны. Ну а для дома купите посуду, украшенную чувашскими орнаментами.
Обереги
В Чувашии очень популярны всевозможные куклы-обереги. Так что привезти их в качестве сувенира из Чебоксар – идея отличная. Куклы могут быть тряпичными, соломенными, глиняными… Берите любые, лишь бы нравились. Ищите их в чебоксарских магазинах, где продаются народные промыслы, или в торговых рядах рядом с заливом.
Текстиль
Из Чебоксар можно привезти отличный домашний текстиль. В подарок маме или для себя – это отличное решение. Выбирайте тот, что из натуральных тканей. Им славятся два местных производителя:
- «Хлопковый рай»;
- «Чебоксарский текстиль».
Загляните в их фирменные магазины или поищите продукцию в отделах товаров для дома. Да, это не совсем сувенир в классическом понимании этого слова, но штука полезная (тем более что цены в Чебоксарах невысокие).
Чебурашка
«Чебоксары… Чебурек… Чемодан… А Чебурашки нету», – говорил Крокодил Гена в нашем любимом мультфильме. Ну и как после этого Чебоксарам было не наделать сувениров с Чебурашкой? Как это «нету»? Вот же он!
Словом, не уезжайте из Чувашии без него: возьмите мягкого, керамического, деревянного или в виде брелока. Он же такой симпатичный – пускай всегда напоминает вам о поездке в Чебоксары.
Конструкция нарядов
Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.
Мужские костюмы
Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.
Женские костюмы
Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.
Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты
Женский костюм
Основной частью костюма была узкая рубаха-платье туникообразного покроя — кепе. Вирьял обильно покрывали ее вышивкой и носили с напуском. У анатри кепе была широкой, расширенной книзу и с оборками, как у татарок. Поверх рубах носили передник: вирьял — с высокой грудкой, анатри — из красной пестряди и без грудки. Анатри надевали один пояс, а вирьял — три. Первый повязывали на кепе, второй и третий — поверх напуска и фартука. Все чувашки носили узорчатые поясные и набедренные украшения с бахромой. Верхней одеждой вирьял был кафтан шубор из белого холста, анатри — сахман из сукна. Зимней одеждой служила овчинная шуба керек.
Головные уборы и украшения. Полотенчатое покрывало чувашек анатри — сурпан из белого полотна длиной 2,5 м, украшенный на концах вышивкой, позументом и кружевом, носили с пустутри — повязкой, закрепляющей сурпан на голове. Сурпаны вирьял — узкие и не такие длинные (1,2 м), с двухсторонней вышивкой, бисером, бахромой, носили с узкой повязкой масмак. Анатенчи поверх сурпана надевали хушпу — шапочку с наспинной лопастью, украшенную монетами, бисером и кораллами. Ее головную часть сплетали из бисерных узоров, а по бокам подвешивали ряды монет, мелодично звенящих при ходьбе. Девушки носили тухью — шлемовидную шапочку с острием. Чувашки носили чересплечные перевязи (тевет) и много нагрудных, наспинных, шейных, поясных украшений.
Одежда и аксессуары
Цены на одежду в Чебоксарах примерно такие же, как и в остальной части страны. Так что на активный шоппинг особо не рассчитывайте. Сэкономить можно разве что в сезоны распродаж: зимой – в январе, летом – в июле-августе.
Торговые центры
Современный шоппинг в Чувашии крутится, конечно, в Чебоксарах. В остальных городах республики торговые центры с множеством брендовых магазинов пока не слишком популярны.
Топ-5 крупных моллов Чебоксар:
- Мега Молл
- Мадагаскар
- МТВ-Центр
- Каскад
- Питер
Трикотаж
Выходцы из СССР точно знают, чем славятся Чебоксары. Уже в 70-х местная чулочно-трикотажная фабрика выпускала продукцию, которая быстро разлеталась по всему Союзу. Сегодня предприятие не только работает, но и расширяется. Бренд «чебоксарский трикотаж» представляют два производителя:
- «Чулочно-трикотажная фабрика»;
- «Пике»
Загляните в фирменные магазины фабрик в Чебоксарах, что привезти домой качественные вещи для себя и близких. В них большой выбор детской, домашней, спортивной и другой одежды. А цены совсем не кусаются.
Вышивка
На память о поездке в Чувашию обязательно привезите одежду с национальным орнаментом. Знаменитая вышивка украшает женские блузки, юбки и платья – это очень красиво. Мужская одежда в чувашском стиле выглядит колоритно, но в современном мире она не вполне уместна.
Присмотритесь и к аксессуарам. Из Чебоксар в подарок девушкам можно привезти красивые сумки, чехлы и прочие вещицы с чувашскими орнаментами. Симпатично выглядят местные валенки-самовалки. Сегодня они снова в моде. Ну и про текстиль не забудьте: салфетки, скатерти, покрывала – выбор здесь всегда большой.
Современную одежду в национальном чувашском стиле можно подобрать в магазинах «Паха тере». На шоппинг загляните в выставочные залы в Чебоксарах (ул. Якимовская, 2) или в Новочебоксарске (ул. Винокурова, 101).
История чувашского национального костюма
Составная часть культуры чувашского народа – одежда и украшения – выступают в своем развитии как памятники, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий.
Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю (нательную). По форме она (особенно женская рубаха) подразделяется в соответствии с этнографическими группами – тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). Хотя по набору предметов одеяния одежда всех групп однородна, имеется много локальных особенностей в покрое, орнаментации, композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды в основном изготовлялся в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества – рабочую рубаху, шаровары.
В 19 веке у низовых чувашей распространяется крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, полоску и т.д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста.
В конце 19 – начале 20 веков для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.
На тело непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространённым и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах.
Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища, боковые клинья, вырез для шеи – ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол. Варианты полкроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разная форма воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки и т.д.
Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза, на концах рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи.
Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали.
Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. До середины 19 века они изготовлялись из белого холста. В покрое рубашек разных этнографических групп существовали различия.
Так, нагрудная часть рубашек анатри и анат енчи часто дополнялась прямоугольной вставкой. Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения.
Длина рубахи у всех групп доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом. Вышивка рубашек низовых и средненизовых чувашей плотная, верховых – ювелирная.
Первые свои рубахи украшали медальонообразными или ромбовидными узорами, у вторых – вышитыми лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см.
Платье носили с фартуком или передником. Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорно тканым поясом. Верховые чувашки одновременно повязывали три пояса: на платье, поверх напуска платья и затем поверх фартука.
Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. В группах анатри и анат енчи носили один пояс с украшенными концами.
Еда и напитки
Национальная чувашская кухня схожа с татарской. Так что многие гастрономические сувениры здесь похожи на те, что везут из Казани. Мед, чак-чак, эчпочмаки, кумыс и прочие вкусности – все тут найдете. Но и свое, уникальное, в Чувашии тоже имеется.
На гастрономический шоппинг можно отправиться на Центральный колхозный рынок, Северную ярмарку или один из многочисленных мини-рынков. Ну или в обычные сетевые супермаркеты вроде «Окея» или «Магнита».
Конфеты
Если хотите привезти из Чебоксар что-то из вкусного, вам прямая дорога в фирменные магазины кондитерской фабрики «Акконд». Чувашские конфеты понравятся любому сладкоежке.
О конфетах «Птица дивная» так много восторженных отзывов, что уехать из Чебоксар без пары коробок в чемодане просто невозможно. Да и грибочки Boletto в позитивных оценках не отстают – тоже берите в качестве гостинцев для родных. Ну а самым красивым гастрономическим сувениром в этой категории станут конфеты «Вечерние Чебоксары» с символикой города на упаковке.
Не столь популярные, но не менее вкусные конфеты главного бренда Чебоксар:
- Малена
- Золотой конек
- Родные мотивы
Ширтан
Хотите удивить родных и привезти из Чебоксар что-то оригинальное из еды? Тогда купите национальную чувашскую колбасу. Лучший подарок для гурманов! Ширтан – это запеченный бараний желудок, начиненный мясом с чесноком и специями. Звучит и выглядит не слишком аппетитно, но на вкус – просто отлично.
Не переживайте, вы легко довезете этот продукт из Чебоксар до дома (в Москву, например, ширтан точно доедет). Местные давно поняли, что туристы активно разбирают эту колбасу на сувениры, так что о сохранности и красивой сувенирной упаковки они уже позаботились.
Ширтан выпускают сразу несколько известных мясокомбинатов Чувашии:
- Чебоксарский;
- Вурнарский;
- Ядринский.
Купить этот продукт можно практически в каждой мясной лавке города. Ну или загляните в супермаркеты – там ширтан тоже всегда в наличии.
Пиво
Чувашское пиво – продукт, прославивший республику на всю Россию. Сортов здесь много – на любой вкус. Однако ценители пенного напитка советуют первым делом пробовать в Чебоксарах чувашское медовое – о нем исключительно восторженные отзывы. Самый популярный бренд – «Букет Чувашии». Купить это пиво можно почти в каждом продуктовом магазине Чебоксар.
Не любите пиво? Тогда берите квас! Тоже «Букет Чувашии». Очень вкусный, особенно летом в жару. Если не в качестве сувенира, то хотя бы в дорогу купите.
Бальзамы
Говорят, что чувашские бальзамы обладают целебными свойствами. Они лечат от простуды, улучшают аппетит и поднимают настроение. За последнее ручаемся, а насчет остального точно не скажем. Как бы то ни было, чувашские бальзамы и настойки – отличный алкогольный сувенир из Чебоксар. Готовят их на меду, травах, кореньях и всевозможных ягодах.
Самый популярный бальзам из Чебоксар – «Парне». Его можно купить в фирменных магазинах Чебоксарского ЛВЗ или в обычных супермаркетах. Этот же бренд выпускает водку:
- Vivat Russia;
- Volga Great River;
- «100 лет Чебоксарская».
Ее тоже часто везут из Чувашии в качестве подарка мужчинам.
ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? РАССКАЖИ О НЕМ ДРУЗЬЯМ!
Мужской костюм
Мужской костюм включал белую холщовую рубаху кепе, носимую навыпуск с поясом; штаны йем; легкий белый кафтан шупар (по праздникам с шелковой вышивкой и нашивками); теплый суконный сухман, подпоясанный кушаком и лаптей.
В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.
Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время — V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.
Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные — ама, шюлкеме, перевязь — тевет, наспинное — пусь хысе, подвески к поясам — сара, к сурпанам — сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.
Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.
Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто — треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.
Особенности национальных нарядов разных этнических групп
Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.
Анатри
Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.
Анат-енчи
У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.
Вирьял
Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.
Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание
Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.
Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.
Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.
Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.
Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.
Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.
Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.
Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.