Традиции абхазии

Национальная одежда. в абхазии возрастает интерес к абхазскому национальному костюму

Банкноты Абхазии

В 2018 году была выпущена банкнота Республики Абхазия – 500 апсаров. Дензнак напечатан в Московской типографии Гознака. На аверсе банкноты изображен портрет первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы, а также силуэты абхазских солдат, поднимающих победное знамя.

Изображения наложены на традиционный абхазский орнамент. Центральную часть оборотной стороны банкноты занимает рельефная карта Абхазии. Банкнота снабжена QR- кодом, который содержит ссылку на страницу сайта Банка Абхазии с описанием защитных признаков купюры. Банкнота напечатана в коричневых тонах на хлопковой бумаге и имеет 18 защитных элементов.

Социальные традиции

Морально-этические нормы «апсуара» распространяются и на семейные традиции абхазов. Абхазские семьи патриархальны, главой семейства считается старейший мужчина. Взаимоотношения в семье характеризуются большой сдержанностью: публично проявлять свои чувства к жене или ребенку считается слабостью.

Абхазские женщины обладают хорошими манерами, скромностью и гостеприимством. Они занимаются домашним хозяйством, должны уметь вкусно готовить, шить, вязать, помогать мужу во всех делах. Обижать и унижать женщину у абхазцев считается недостойным для настоящего мужчины поступком, абхазские мужья никогда не прибегают к побоям и оскорблениям.

Свадьба

Колоритными по зрелищности являются традиции абхазской свадьбы. Раньше детей считали женихом и невестой чуть ли не с рождения, сговор происходил по желанию их родителей. Теперь парни и девушки сами выбирают суженых. Для мужчины оптимальными годами для создания семьи считается возраст с 25 до 35 лет, для девушек – с 18 до 25 лет.

Обычай просить благословения на брак у родителей остался, как и обязательный ритуал сватовства – «ашкаршва», когда отцы жениха и невесты после заключения договора о свадьбе стреляют в воздух или бросают друг другу под ноги пули.

Обручение у абхазов не подразумевает обязательного обмена кольцами, молодые могут обменяться любыми другими вещами. Перед тем, как выдать девушку замуж, ее родственники отправляются в дом жениха, чтобы поближе познакомиться с потенциальными родственниками. В Абхазии также сохранился романтический обряд похищения перед свадьбой невесты женихом − «амадзала».

Свадьба в Абхазии по традиции начинается в доме родителей невесты, где для нее и ее подружек накрывается отдельный стол, и продолжается в доме родителей жениха. Когда невеста входит в дом жениха, гости осыпают ее конфетами и серебряными монетами. На свадебное пиршество обычно приглашают много гостей, застолье сопровождается музыкой и танцами. Первый тост провозглашается за народ Абхазии, второй за погибших во время Отечественной войны, и только третий – за молодоженов.

Рождение детей

Существует ряд семейных традиции в Абхазии, касающихся рождения детей, часто имеющих вид предписаний магического характера:

  • Публично демонстрировать беременность не следует, желательно скрывать большой живот от посторонних, чтобы не сглазить малыша в чреве матери.
  • Беременной женщине и ее мужу нельзя убивать животных, особенно опасно убить змею.
  • При первом шевелении ребенка будущей матери нужно немедленно посмотреть на что-нибудь красивое.
  • Если первое шевеление плода происходит с левой стороны живота, то родится девочка, если с правой – мальчик.
  • Первый раз новорожденного грудью должна покормить не мать, а другая женщина. Обычно на роль «молочной мамочки» приглашали соседку, у которой был свой молочный ребенок.

Похоронные ритуалы

Неотъемлемой составляющей обрядности абхазов являются соблюдение похоронного ритуала и поминки по усопшему. Покойника обмывают и одевают ближайшие родственники. Погребение проводят на третий день после кончины, до похорон на ночь рядом с покойным должен кто-то оставаться. Перед захоронением старший рода произносит о покойном речь, рассказывая каким хорошим человеком он был.

Общественных кладбищ в абхазских селениях нет, каждая семья хоронит своих покойников на своей усадебной земле. Обычно у одного из старших родственников имеется родовое кладбище, для которого специально выделяется земельный участок. Поминки справляются 40-й или 52-й день, либо на годовщину.

Напитки.

Вино. Виноградарство и виноделие в Абхазии известны еще с древнейших времен. Доказательством этого является и абхазская легенда об Абрскиле — абхазском Прометее, где рассказывается о том, что виноградные лозы во множестве свисали между деревьями над тропиками, преграждая путь людям, и что герой Абраскил вел постоянную борьбу с ними.

Особенно славилась виноделием Бзыбская Абхазия, где культивировалось не менее 30 сортов винограда (некоторые ученые насчитывали даже 50 — 60 сортов). Большинство из этих сортов дают прекрасное, довольно крепкое, кисло-сладкое вино, с присущим им своеобразным ароматом.

Вина хранились в специальных бочках, а когда приходило время ставить на стол вино, оно подавалось в глиняных кувшинах с удлиненным горлом.

Абхазы пили вино в большом количестве, однако никогда не напивались, потому так пьянство считалось крайне неприличным.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.


Бронзовые топоры, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Бронзовый топор, фрагмент, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Ритуальный бронзовый кинжал, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.


Сафьяновая подушка
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба


Вышивка, реконструкция
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Золотое шитье, середина XIX века
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Ковер ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Полотенце с традиционным абхазским орнаментом ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Национальная кухня в Абхазии

В рацион каждого абхазца входят злаковые, овощи, фрукты, большое количество молочных продуктов, а так же мясо. Абхазы делают ставку на блюда, содержащие много витаминов, микроэлементов. Благодаря здоровому питанию многие абхазы носят титул долгожителей.

Традиционно, вместо хлеба в Абхазии употребляют мамалыгу. Своего рода, мамалыга это кашица из кукурузной крупы, которую готовят на молоке, ореховом масле или с сыром.

Кукурузная мука играет большую роль в национальной кухне Абхазии. Из нее готовят лепешки, чебуреки с сыром, хлебцы. Из кукурузной муки так же готовят и халву по особому рецепту.

Пшеничную муку, как правило, используют для приготовления пирожков, сырных пирогов, а так же для приготовления сладостей.

Из мясных деликатесов можно выделить мясо молодого ягненка или козленка, жаренное на вертеле или сваренное в молоке.

Традиционными повседневными мясными блюдами являются жареные куры на вертеле, на печи, с аджикой, мятой, орехами. Абхазы любят не только жареное мясо, но вареное, обильно сдабривая его различными соусами, преимущественно аджикой, и ореховым соусом. В качестве пикантной добавки добавляют мяту.

Самая популярная приправа национальной абхазской кухни – аджика. Это густой, похожий на пасту соус. Отличается аджика особой остротой. Готовится из красного перца, чеснока, сушеных и свежих пряностей.

Очень популярны в Абхазии сыры. Бурдючный сыр, сыр с мятой, кисломолочный сыр и многие другие сорта, которые употребляются в большом количестве.

Излюбленным напитком Абхазии является кислое молоко – ахарцвы. Как правило, его едят с медом. Абхазы утверждают, что этот напиток – лучшее средство утолить жажду, в особенности в жаркий период.

Абхазы не особо жалуют спиртное, в особенности мусульмане. Но из алкогольных напитков абхазы предпочитают водку под названием «ча-ча», на основе винограда.

Нож Абхазский от Кизляра

Абхазский нож имеет плавную конусность от обуха к острию в последней трети длины. Клинок типа clip-point. Но снижение настолько незначительное, что практически не заметно. Скругление краев незначительно. Глубокий дол расположен в головке клинка, заточка клиновидная, приведение к режущей части грубое. Клинок почти прямой в поперечном сечении. На конце штока имеется метрическая резьба для гайки. Усиление выполнено в виде латунной скобы, она оборачивается вокруг пятки клинка.

Рукоять изготовлена ​​из черного граба, наборного типа. Навершие латунное с отверстием для темляка. Рукоять состоит из трех кусков дерева и двух латунных прокладок.

Достоинства и недостатки

Длина клинка, форма и толщина обуха вполне подходят для различных работ. Небольшое закругление лезвия не позволяет считать нож скиннером. Большие куски пищи трудно резать из-за небольшой ширины лезвия.

Клинок практически не имеет наклонов, сужение очень толстое, заточка клиновидная. Без опыта режущую кромку трудно исправить. На ноже есть еще несколько моментов, рассмотрим их:

  • для использования в качестве хозяйственного инструмента лезвие просто жалко, ведь у него красивая рукоятка. Он имеет круглое сечение, поэтому контролировать угол наклона РК довольно сложно;
  • ножом его практически невозможно проткнуть. На рукоятке нет упоров для пальцев, а конусообразная форма может привести к соскальзыванию руки на лезвии;
  • резьба штока ненадежна и имеет тенденцию к ослаблению. Если нож уронить головкой вниз на твердую поверхность, он может сломаться или погнуться;
  • кожаные ножны имеют деревянную вставку только с одной стороны. Поэтому очень вероятно, что лезвие пройдет через кожаное покрытие.

Абхазский нож — Кизляр.

Разновидности

Компания «Кизляр» выпускает три вида абхазских ножей, они делятся по длине клинка:

  • малый абхазский нож — лезвие 100мм;
  • средний абхазский нож – лезвие 130 мм;
  • абхазский большой нож — лезвие 175 мм.

Особенности абхазских ножей

Абхазские ножи мало чем отличаются от всех ранних ножей. Такой же прямой клинок, такая же круглая рукоять даже по размеру соответствует пуукко, якутскому ножу. Различия продиктованы только характеристиками мест проживания:

  1. роговая рукоять, часто — рожки разного цвета, светлые и темные;
  2. клинок и рукоять одинаковой ширины;
  3. на навершие имеется шнуровое кольцо.

Главное отличие абхазских ножей от остальных – конструкция ножен. Они очень глубокие, нож в них почти полностью погружается. Для этого необходимо кольцо для темляка на рукоятке; без шнурка нож не вытащишь. Именно для такого надежного и глубокого погружения лезвие и рукоять имеют одинаковую ширину.

Такой нож самопроизвольно из ножен не выйдет. Не всегда сразу нарочно выявляешь. Это означает, что вы можете путешествовать по горным тропам с рюкзаком, не опасаясь ценного инструмента.

Современные абхазские ножи

Современные абхазские ножи стали популярны потому, что, в отличие от кавказских кинжалов, они не являются оружием ближнего боя. То есть не следует пренебрегать исторической достоверностью в пользу современного законодательства.

Кроме того, самые простые абхазские ножи стоят недорого. Их вполне можно использовать в качестве рабочих. Рукоять таких ножей может быть изготовлена ​​из современных материалов. Что, опять же, связывает их со всеми скандинавскими ножами.

Коллекционные абхазские ножи менее распространены, чем сувенирные кавказские кинжалы из-за меньшей известности и менее агрессивного внешнего вида.

Одежда абхазов.

Абхазы были искусными наездниками и большую часть своей жизни проводили верхом; поэтому выходная одежда, а также все вооружение приспосабливались, главным образом, к верховой езде, к конному бою. К этому же приспосабливалась и одежда женщин. Абхазская женщина свободно ездила в мужском седле на коне и вместе с мужчинами, в необходимых случаях, участвовала в сражениях против врагов. А в обычные дни, по праздникам и на иных мероприятиях абхазки использовали женское седло.

Мужская одежда.

Мягкость климата, отсутствие резких отличий между временами года в Абхазии исключали необходимость подразделения одежды на летнюю и зимнюю.

Основной одеждой мужчины является черкеска (акәымжәы), плотно прилегающая к талии, с клинообразным разрезом на груди, без воротника и застегивающаяся до талии.

У талии черкеска перехвачена кавказским поясом. На груди с обеих сторон к черкеске пришиваются газыри (аҳазырҭра) — гнезда для ружейных патронов, маленькие трубочки из дерева, камыша или металла. У зажиточных абхазов головки этих трубочек были украшены серебром или позолотой и прикреплены к плечу маленькими серебряными цепочками.

Под черкеской одевался бешмет или архалух (акаба) — короткая, выше колен и плотно прилегающая к телу одежда. Бешмет такого же покроя, как и черкеска, но с более мелкими сборками, с таким же продольным разрезом впереди, как и у короткой черкески «акәымжәы-кьаҿ».

Обувь.

В глубокую старину простейшей формой обуви была привязанная ремнями к ступне деревянная подошва. Можно полагать, что этот вид обуви, постепенно совершенствуясь, превратился в деревянные ходули (аҟаԥҟаԥ).

Позже перешли к ношению сыромятной кожаной обуви «ажәцәеимаа», приготовлявшейся из шкур домашних животных, главным образом из коровьей и бычьей кожи, от чего и происходит название «ажәцәеимаа», означающее постолы из коровьей шкуры. Прежде чем сшить обувь, кожу держали в воде до тех пор, пока она не размякнет, и затем уже кроили.

Происхождение описанного образца обуви уходит своими корнями вглубь веков. Прототипом его на Кавказе, в частности, в Закавказье, по всей вероятности, является хеттская обувь.

Со временем абхазы стали носить чувяки из самодельного сафьяна (асахҭанеимаа), а затем из привозного — черного и красного цветов. Позже — азиатские сапоги, как без каблуков, так и с каблуками.

Головные уборы (ахаҵатәы).

В старину абхазы носили конусообразный, остроконечный головной убор (ауапцәа хылԥа) темного цвета, из грубого самодельного войлока, без швов и украшений. Носили его крестьяне, пастухи и охотники. Позже этот головной убор стали обшивать самодельной круглой тесьмой, которая, стягивая войлок, способствовала сохранению первоначальной формы головного убора. У зажиточных лиц войлочные шапки украшались тесьмой, оплетенной из шелковых ниток.

Обычно поверх остроконечной шапки надевался башлык с опущенными концами, отчего остроконечный колпак (капюшон) башлыка принимал такую же стоячую форму.

В дальнейшем войлочная шапка была заменена папахой из бараньей шкуры с острым суконным верхом на кожаной или матерчатой подкладке. Во время дождя на папаху надевался башлык с опущенными концами.

Приблизительно с конца XIX века остроконечная папаха была заменена папахой иного типа, получившей широкое распространение почти среди всех горских племен. Новая папаха — каракулевая на кожаной подкладке.

Самым распространенным головным убором абхазов является башлык (ахҭарԥа); от «ахы»- голова, «аҭарԥара» — вдевать), состоящий из двух частей: капюшона в виде колпака и длинных концов. Концы башлыка закругленные и достигают обычно одного метра длины.

Головные уборы князей и дворян отличались лучшим качеством материала и богатством украшений.

Верхняя одежда.

Обычной верхней одеждой абхазов с древнейших времен является также кавказская бурка (ауапа), незаменимая при верховой езде и вообще в дороге, прекрасно защищающая от непогоды и дождя. В сухую и теплую погоду бурку свертывают в трубку и закидывают на тесемке за спину, а верховые привязывают к задней луке седла. Горец со своей буркой почти никогда не расставался: она может заменить ему не только одежду, но и постель, она удобна и тем, что прикрывает собой вооружение, не промокает во время дождя и не загрязняется.

Положение женщины

Абхазская поговорка гласит: “Нет мужчины, не родившегося от женщины”. В традиционном абхазском обществе честь и слава женщины тщательно оберегались. Высоко почитались честь матери, сестры, дочери. Жена – помощница мужа во всех делах, хранительница домашнего очага – такое положение занимала хозяйка дома в традиционной абхазской семье.

К.Мачавариани следующим образом формулирует идеальные черты женщины-абхазки: “Она пленяет всякого своей красотой, манерами и грациозной ловкостью, умеет обшивать мужа и детей, готовить разнообразные блюда, она гостеприимна, но при этом скромна и женственна, а в случае нужды мужественна, храбра и неустрашима”.

В народе женщина пользуются большим уважением. Оскорбление женщины приравнивается к кровной обиде. Не допускаются неприличные выражения в присутствии женщин. Мстить женщине считается позорным поступком, недостойным мужчины. Даже самые непримиримые враги избегают убийства женщины из рода своих недругов. Позором покрыл бы себя тот, кто, вопреки обычаю, поднял бы руку на женщину, словом или действием оскорбил бы ее честь. “Хорошая собака – и та на женщину не лает”, – гласит абхазская поговорка. Всадник, встретившись с женщиной на дороге, должен уступить ей свою лошадь.

Домашнее хозяйство по-прежнему составляет обязанность абхазских женщин. В то же время по сравнению с другими горянками, абхазки пользовались большей свободой. Они не носили чадры, не избегали мужского общества, свободно принимали гостей в отсутствие мужа (но только в присутствии какой-нибудь старой родственницы), им не запрещалась верховая езда, причем они пользовались для этой цели специальным “женским седлом” и соответствующим костюмом.

С выходом замуж женщина не порывала связи с отцовским родом, который, в случае необходимости, может выступить в защиту ее интересов, оказать ей моральную и материальную помощь.

Вместе с тем, со стороны мужа, как сознающего свою силу и превосходство, проявляются элементы своего рода рыцарского снисхождения к слабому полу. Абхазские мужья почти никогда не прибегали к побоям и ругательствам. “Настоящий” мужчина считал это ниже своего достоинства. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда еще совершается без всяких формальностей возвращением жены в дом ее родных. В то же время самовольный развод без достаточной причины (бездетность, измена и пр.) со стороны мужа не допускается. Бросить жену – значит нанести обиду всему ее роду, и муж должен дать объяснение или взять ее обратно.

Религиозные пережитки

Примыкая политически к Грузии, абхазы были давно христианами. Христианство пришло сюда в VI в. и довольно прочно укоренилось. К XV—XVII вв. относится проникновение в Абхазию ислама, который в дальнейшем поделил господство с христианством: в северной Абхазии сравнительно больше укрепился ислам, а в южной — христианство. Но наряду с этим, как и у черкесов, в Абхазии держались пережитки своих собственных верований, очень напоминающие черкесские. Сюда относится культ божества молнии — Афы, почитание бога кузнецов и роль кузницы, как священного места. Затем целый ряд обычаев, связанных с погребением, поминанием умерших, лечебная магия, аграрные обряды и проч. Религиозного фанатизма, однако, не было. Сейчас выросший культурно народ освобождается от суеверий.

Народное творчество и культурное развитие. Народное творчество абхазов изучено сравнительно слабо. Декоративное искусство мало сохранилось. В области фольклора есть мотивы, родственные творчеству адыге и других северокавказских народов — в том числе сказания о нартах, о богатыре Абрскиле, богоборце, прикованном за неповиновение богу к скале.

По общему уровню культуры абхазы были одним из отсталых народов Кавказа. С конца XIX в. под влиянием передовых русских общественных течений начинает зарождаться абхазская письменность и литература. Основоположником ее был Дмитрий Гулиа (род. в 1874 г.), который еще в 1892 г. издал «Абхазскую азбуку». В 1910 г. Гулиа напечатал впервые на абхазском языке сборник своих стихов, которые широко распространились в народе. Но царские власти всячески глушили культурное развитие народа. В Сухуме была единственная школа для абхазов, но туда принимали почти исключительно детей князей и дворян. Народ оставался в массе неграмотным. Сейчас прежняя культурная отсталость абхазского народа преодолена. В республике создана обширная сеть народных школ, имеются высшие и специальные учебные заведения, педагогические, технические, музыкальные, есть драматический театр, государственная филарwdмония, около 250 библиотек, около 800 клубов. Советская литература Абхазии, старейшим представителем которой является национальный поэт Д. И. Гулиа, сейчас уже достаточно богата. Наряду с литературой на родном языке, в быт абхазов все больше проникает грузинский язык, в особенности через школу.

Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Свежие записи

  • Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середина XIX вв.)
  • Археология СССР. Палеолит СССР
  • Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири
  • Столяр А.Д. Памяти Павла Иосифовича Борисковского
  • Основы работы с настольной ГИС ARCGIS 9

Охота

Охота занимала значительное место в духовной культуре и в религиозной мифологии.

У абхазов существовал специальный “лесной язык”. Назначение его объясняют так: звери, мясо которых съедобно, могут понимать человеческую речь, поэтому во время охоты охотники переставали говорить на обычном абхазском языке и использовали «лесной язык», в котором звери, предметы и некоторые действия назывались словами, употребляемыми лишь во время охоты. Считалось, что тот, кто владеет «лесным языком» обретает власть нал лесными обитателями. Лесной язык имел целью не дать зверям возможности узнать о присутствии и намерениях охотников, ввести в заблуждение и притупить их чуткую бдительность. Также среди словесных табу существовал запрет на произношение имени членов охотничьей группы. Если надо было кого-то позвать, то свистели или стреляли.

Готовясь к охоте, группа охотников, обычно двое, иногда более, за семь-десять дней до отправления в путь договаривались о месте предстоящей охоты и назначали место сбора. В течение этого времени шла подготовительная работа. Приводили в порядок одежду, обычно серых тонов, чтобы резко не выделяться на фоне окружающей среды; удобную обувь – чувяки из бычьей или буйволиной шкуры, шерстяные носки, ноговицы, широкополый войлочный головной убор. Брали с собой скатанную бурку или козью шкуру с шерстью. Перед промыслом охотник не должен был умываться и бриться, а также старался не попадаться на глаза женской половине семьи.

На охоту отправлялись с воскресенья на понедельник, с понедельника на вторник или со среды на четверг, уходили тайно, незаметно от домашних и соседей, глубокой ночью или рано утром. Предводителем группы всегда был старший по возрасту. Находясь в горах, охотники не допускали между собой споров, обмана, они должны были находиться в полном согласии.

Обнаруживший объект охоты, указывал на него кивком головы снизу вверх. Пальцем запрещено показывать дичь. Также на дичь старались пристально не смотреть – считалось, что звери чувствуют взгляд человека. Строжайше запрещалось убивать зверей белой масти, т.к. считалось, что они принадлежат богу охоты.

При групповой охоте действует обычай, называемый “кто первым выпустит кровь”, суть которого заключается в том, что трофей принадлежит тому, кто первый ранил, даже если рана незначительна или это всего лишь царапина.. Ему принадлежит голова с рогами и плечом, а также шкура. Остальное мясо делится между другими участниками поровну.

Правила поведения в Абхазии

Посещая курортную Абазию, туристам следует быть аккуратными, так как здесь часто случаются кражи. Не следует оставлять кошельки и сумки даже в ресторанах на столе и отлучаться. По вечерам крайне не рекомендуется употреблять алкогольные напитки в компании малознакомых людей, и тем более соглашаться идти в гости – это самый распространенный способ краж.

Отдыхающим не стоит проявлять свои эмоции на людях, обниматься и целоваться, так как подобные действия перечат традициям данной страны и окружающие будут неодобрительно комментировать происходящее.

Женщинам, находящимся вне курортной зоны не следует носить открытые наряды, так как это будет привлекать нежелательное внимание со стороны абхазских мужчин. Знаки внимания могут доходить до навязчивости и даже преследования

К персоналу отелей и гостиниц следует относиться доброжелательно, не проявлять высокомерия и необоснованного недовольства, так как в конечном итоге постоялец может обнаружить, что его номер и вовсе не убирали.

К туристам абхазы в целом относятся крайне дружелюбно и уважительно, зачастую это обусловлено тем, что финансовая составляющая страны зависит от того, сколько тратят на отдыхе туристы. Хотя в большинстве районов Абхазии весьма радушно принимают туристов из России.

Внешность, национальная одежда и жилище

Внешне абхазы похожи на родственных по адыгской языковой группе черкесов. У них смуглая кожа, стройное и атлетическое сложение, темно-каштановые волосы, но более пропорциональные черты лица.

Важным элементом культуры любого народа является национальный костюм. По традиции у народов Абхазии непременный атрибут национальной мужской одежды – черкеска, надетый на штаны и рубаху длинный однобортный кафтан со складками, туго затянутый в талии узким ремнем. Будничной мужской обувью служили кожаные лапти (постолы), праздничной − сафьяновые туфли-чувяки. Головным убором был башлык – остроконечный капюшон, в холодное время года он дополнялся длинным войлочным плащом-накидкой – буркой.

Национальная женская абхазская одежда также представлена черкеской: распашным платьем длиной до пят, с широкими рукавами и украшенным вышивкой поясом. Под платье надевались рубаха и штаны или юбка. Женские головные уборы были разнообразны: украшенные шитьем, золотой и серебряной тесьмой шапки, платки, шали. Их вид, по традициям и обычаям абхазцев, зависел от происхождения и семейного положения женщины.

Жилищем абхазов в древние времена служила апацха – постройка, стены которой были сплетены из веток. В жилище были две двери, расположенные друг против друга, и небольшое окно. Возле открытого очага находились покрытые шерстяными одеялами спальные места − нары и скамейки.

Со временем в Абхазии стали строить дома в два этажа, с широким, вдоль всего фасада, балконом. На первом этаже располагались хозяйственные службы, на втором – жилые помещения. Самая большая комната считалась «гостевой», в ней стояла лучшая мебель, а стены украшались тканями и вышитыми полотенцами. Кухня строилась отдельно, без потолка, с очагом, в котором постоянно поддерживался огонь.

Пища.

В старину в домашнем обиходе абхазов преобладала молочная и растительная пища, а королевой каждого абхазского стола являлась мамалыга (абысҭа; рус: абыста).

«Абысҭа», приготовлялась: обычно в чугунном котле (ачуан), подвешенном над очагом на железном крючке. Абысҭа помешивают специальной лопаточкой с круглым плоским концом под названием амхаԥ/амхабысҭа.

Почти повседневной пищей абхаза являлась фасоль.

Фасоль обычно варится у очага в глиняных или чугунных горшках долго и медленно. Хорошо разваренные зерна фасоли растирают особым прибором — «акудыршышьыга» (аҟәыдыршьшьыга), состоящим из стержня, вокруг нижнего более утолщенного конца которого насажены деревянные лопаточки, как у колеса водяной мельницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: