Презентация — проект «особенности хантыйской женской одежды»

Манси народ. малые коренные народы уральского севера

Содержание

Слайд 1
Исследовательский проект.«Одежда народов Севера»
Выполнила:Калина Лида, ученица 2 в класса.
Руководитель: ЯгудинаНажияГафуановна учитель начальных классов.

Излучинск – 2017 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1», п.г.т.Излучинска

Слайд 2
Актуальность: Я считаю ,что каждый человек должен знать прошлое своего народа, его традиции и обычаи. Это суть его индивидуальности.

Цель исследования: изучение одежды народов Севера, как источник информации
о жизни, традициях, культуре и быте в старину.
Задачи:

Слайд 3

Слайд 4
Гипотеза: Суровость климата, традиции и обычаи- все это влияет на внешний облик одежды народов Севера.
Методы исследования:
изучение теоретической литературы
посещение музеев
сравнение
обобщение
анализ

Продукт: национальный костюм-платье, танец.

Слайд 5
Калина Лида

Слайд 6
Национальный состав класса:

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9
Шуба
Малица
Парка
Совик
Первый шаг: Зимняя верхняя одежда
Меховая мозаика на женской шубе. Суматнув «березовая ветка».

Слайд 10
Зимней мужской и женской одеждой северных народов являются шубы. Этот распашной тип одежды из оленьего меха существует в коротком и длинном варианте. Шубы украшаются полосками из меха и цветного сукна, ажурными, оловянными бляшками и шитьем из бисера

Слайд 11
Рукавицы и головные уборы в основном изготавливаются из цветного сукна, украшаются различной вышивкой или вязаньем.

Слайд 12
Второй шаг: Летняя одежда
Обычно летней одеждой у народов ханты и манси служит изношенная зимняя или одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей и совпадающая по покрою с зимней. Одежда украшается аппликациями из цветной ткани, а также бисером и вышивкой.

Слайд 13
Обувь шьют до колен из шкуры оленя или лося, в холодное время внутрь надевают меховые чулки. Летнюю обувь украшают плетением из бисера.
Третийшаг:Обувь
Кисы- зимние, тёплые сапоги из оленей шкуры

Слайд 14
Различные украшения изготавливаются из разноцветного сукна и украшаются бисером
Четвертый шаг: Украшения

Слайд 15

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Слайд 16
Шестой шаг: Орнамент– это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Крест- человек
Овал или
Линия-река
Ромб-голова или сердце
Круг- символы бубна или солнца

Слайд 17

Слайд 18
Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предметы быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения — соболя, рога оленя, медведя, крест.

Слайд 19
Мне очень нравится, что в настоящее время все больше внимания уделяется возрождению национальных традиций, обычаев и костюмов

Ведь так важно сохранить ценность культуры нашего и других народов, проживающих на территории России. У каждой культуры есть своя первозданная красота, которую мы должны сохранять и приукрашивать

И ни в коем случае не забывать о традициях и обычаях наших дедов и прадедов.
Вывод:

Слайд 20
http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/03/blog-post_9.html
https://www.google.ru/search?q=картины+детской+одежды+хантов&newwindow=1&espv=2&biw=1366&bih=700&tbm=isch&imgil=BGuO52cBqJpEFM%253A%253BV1ssG9zsW
http://www.xn--l1ah.xn--p1ai/catalogue/detail.php?region=82&det=82detail6
http://studopedia.info/8-82078.html

Посмотреть все слайды

Тайнопись орнаментов

Мало у какого народа одежда украшена столь же разнообразно, как у хантов. Женщины не жалели сил, заполняя узорами все предметы одежды – от шуб и платьев до рукавиц и обуви. Вещь считалась законченной и пригодной к носке, только если на нее нанесен орнамент. И каждый из них имел особое значение.

Хантыйские узоры делились на две большие группы: «след» и «изображение». Первые орнаменты задавали контур, бордюр узора, а по виду напоминали лапы и когти животных и птиц. Второй тип узоров – изображения – это отпечатки «духа» животного или растения, например «крыло гуся», «голова кедровки», «заячьи уши», «медведь», «выдра», «челюсть лошади», «кедровая шишка» и другие.

Каждый узор символизировал свое: «глухарка» – покой, «рога оленя» – радость и достаток, сам «олень» – победу добра над злом, «лягушка» – женское начало, семейное благополучие, плодородие; в «соболе» воплощался дух-покровитель хантов, живущих на реке Казым.

Цветовая палитра

Образцы орнамента «Зигзаг», «Треугольники», роговидный.

Шапка исполнителя священных песен и танцев на медвежьем празднике.

Основные цвета хантыйского наряда – красный, олицетворяющий мир людей и жизненную силу, желтый (почитание духов, радость, солнце), синий (реки), зеленый (леса), черный (Нижний мир и мужская сила), белый (Верхний мир).

Некоторые исследователи считают, что женская хантыйская одежда сах, ее орнаменты, сочетание их цветов – это своего рода «модель мироздания». Тут и светлая опушка на воротнике (Верхний мир), и основная часть одежды с многочисленными и разнообразными узорами (Средний мир – мир людей) и обычно темный подол (Нижний мир).

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Микуль Шульгин, хантыйский поэт

Образцы традиционного хантыйского орнамента.

Где посмотреть

Не только посмотреть коллекции национальной одежды хантов, но и поучаствовать в праздниках и мастер-классах можно в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», Центре народных художественных промыслов и ремесел Югры и Тюменском музейно-просветительском объединении.

Тем, кто собирается в путешествие по Крайнему Северу, стоит заглянуть на сайты Музея природы и человека Ханты-Мансийского автономного округа, Этнокультурного центра Белоярского района, Нижневартовского краеведческого музея им. Т. Д. Шуваева, Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского, Историко-культурного центра «Старый Сургут». На этих площадках собраны текстовые, фото- и видеоматериалы об истории и культуре народа ханты, а по некоторым музейным экспозициям можно совершить виртуальный тур.

Одежда

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.

Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.

Виды

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.

КухлянкаСокуйМалицаПаркаПаницаТорбаса

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Слайд 3 Мужская одежда Мужчины носили рубахи (по покрою похожие

мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого

покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда — «лузан», которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Религия манси. Верования.

Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).

Манси делятся на две родовые группы-фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных : мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Система религиозных представлений в целом традиционна это вера в существование у человека нескольких душ: пяти — у мужчин, четырех — у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека. Сакральное (священное) значение чисел пять и четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.

Манси из уральского поселка Ушма.

Мифологическая картина делит мир манси на три яруса. На Верхнем,  располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На Среднем ярусе – земле, живут люди. Нижний ярус — подземный мир темных и злых сил.

Наиболее известным празднеством у манси, как и у хантов, является медвежий праздник. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква — Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая — начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем, был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы:воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг). Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведал всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небеснй надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Колташ-эква — богиня земли мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки (живет в устье Оби). Еще один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

Манси Александра Анямова и ее сын Валерий. Посёлок Треколье на Северном Урале.

Хонт-Торум — «бог войны», его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение ее из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Какие материалы традиционны

Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы — кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения. Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.

В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:

  • оленей;
  • лосей;
  • собак;
  • птиц;
  • коров;
  • лошадей;
  • крупных рыб;
  • нерп.

Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:

  • белок;
  • лис;
  • зайцев;
  • бобров;
  • рысей и более крупных животных.

Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга — оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности. Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.

Список использованной литературы

Литература

1.Заплатин М.А. В краю таежных рек (по Мансийскому Северному Зауралью).

М.: Физкультура и спорт, 1972.

2.Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. -1953. -Вып. XV.-С. 123-233.

3.Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов).

Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. — 208 с.

4.Сидоров Г.А. Этнопсихология (учебное пособие).

Томск: Томский государственный педагогический университет, 2003 120 с.

5.Региональный журнал «Югра» № 5,6, 2007

6.http://protours.ru

7.http://www.admhmao.ru

8.http://www.etnic.ru

Жилище манси.

Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (когда жена уходила в группу мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (какое-то время муж мог жить в семье жены).

Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние, осенние). В них обычно насчитывалось до десяти домов с постройками, располагавшихся по берегам рек. Как правило, селения находились на расстоянии дня езды одно от другого. Основной тип жилища — срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.  Летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы.

Отапливалось и освещалось жильё чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Мансийский посёлок Ушма на Севере Свердловской области.

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

Занятия манси.

Быт. Ремесла и промыслы.

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Сев. Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпина, Сев. Сосьве — оленеводство.  Земледелие заимствовано у русских. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц.  В богатых рыбой реках Северного Урала, ловили хариуса, язя, щуку, налима, карася, нельму, муксуна, сырка. Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запорами.

Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь.

Большое значение в быту имел кедр, с которой собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены были изделия из бересты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Манси и соседние народы Северного и Приполярного Урала достигли также определенных успехов в обработке железа. В районе Приобья археологами были обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Известны были им и доспехи. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долбленки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Основными видами оружия, конечно же, являлись луки и стрелы, рогатины и различного типа клинки. Для охоты так же использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

Мансийские унты из оленьих шкур.

Выдержка из текста

Географическое положение

Ханты-Мансийский округ расположен в серединной части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины.

На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе — с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге — с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем.

В настоящее время угорское население Сибири составляют два таежных северных народа. Это манси, населяющие северо-восточные склоны Уральского хребта. Их селения стоят по берегам Щучьей, Куновату, обеим Сосьвам, Конде, Лозьве, Пелыму, Мугаю, Тагилу, Нейве, Нице. И ханты, которые расселились по средней Оби и ее притокам. От устья Иртыша селения хантов стоят по Салыму, Бардаковке, обоим Юганам, Ваху, Ларьяку, Демьянке, частично Конде, Лозьве, Тромагану и Агану, Пиму и Казыму.

Коренные Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси — два родственных народа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси вогулами или вогуличами.

Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился ее один термин — обские угры.

Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра», «Югория». Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

Историческая справка

Для понимания характера и особенностей культуры в целом необходимо иметь представление о ее происхождении и развитии во времени. Проблема происхождения ханты и манси очень сложна и ученые до сих пор не могут придти к одному мнению.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе уральской языковой семьи, предполагается, что некогда существовала некая общность людей, говоривших на уральском праязыке. Правда, было это давно — в 6-4 тысячелетии до н.э. При этом территориально эту прародину ищут то в Азии, то в Европе. Европейские ученые (в основном венгры и финны) находят ее в Северо-Восточной Европе, не очень далеко от Урала, или располагают между Балтийским морем и все тем же Уралом. А в России до сих пор популярна многажды оспариваемая и уточняемая теория археолога и этнографа В.Н. Чернецова (1940-е гг.), согласно которой история уральской расы (к которой и относятся ханты и манси) возводится к западносибирскому неолиту. Эта теория на сегодняшний одна из самых подтвержденных еще и лингвистическими изысканиями, в том числе и венгерских исследователей.

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Язык манси.

Мансийский язык (устар. название вогульский происходит от наименования реки Вагиль / Вогулка / мансийское Вооль) — язык народа манси.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе угорской ветви финно-угорских языков, принадлежащих вместе с самодийскими языками к уральской языковой семье. Наиболее близким к мансийскому языку является хантыйский язык, особенно его западные диалекты.

У манси выделяются несколько этнографических групп, которые вяляются носителями разных диалектов: северная группа, представители которой говорят на сосьвинском, верхнелозьвинском и тавдинском диалектах (тавдинский диалект почти исчез уже в 60-е годы 20 в.), восточная группа, говорящая на кондинском диалекте и западная группа, носители пелымского, вагильского, среднелозьвинского и нижнелозьвинского диалектов. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Различия между кондинским диалектом и другими диалектами достаточно велики и затрудняют пользование письменным мансийским языком на основе сосьвинского диалекта для кондинских манси.

Уральские манси Альбина и Валерий Анямовы.

Первые опыты написания текстов на мансийском языке относятся к середине XIX века. В основном это были переводы Библии и других религиозных текстов. Первый мансийский букварь был напечатан епископом Никанором в 1903 году. В этом букваре применялся русский алфавит без изменений. Несмотря на издание этих книг почти все манси были неграмотны.

Приглашаем в гости к уральским манси! Национальные деревни малого коренного народа можно посетить в рамках зимних и летних туров на плато Маньпупунер и к Перевалу Дятлова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: