Культура
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:
- легендарные
- о животных
- бытовые
- волшебные
В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.
Внешность ненцев
Широкое расселение ненцев позволило выделиться из этноса нескольким группам, значительно различающимся между собой в антропологическом плане. У этого народа встречаются как европеоидные черты, так и монголоидные внешние признаки, что связано с процессами смешения, что происходили в период формирования этноса. Доля монголоидности снижается по мере ухода от востока к западным землям ненцев.
Путешественник XVII века Пьер-Мартен де-Ламантиньер, посетивший северные земли, так описывал народ:
С давних времён ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, позволяющих передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. Ненецкий народ и сегодня используется упряжки нарты, позволяющие быстро пересекать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности быта характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.
На обложке: Национальные костюмы ненцев / Максим Толстой / rgo.ru (Русское географическое общество)
Тайны названия
Ненцы являются одним из народов побережья Северного ледовитого океана. Их земли простираются от Кольского полуострова до Таймыра. Упоминания об их племенах встречаются ещё у летописца Нестора в «Повести временных лет». В числе прочих народов Севера он перечисляет и ненцев.
В старину их часто называли “самоядами”. Согласитесь, слово не слишком привлекательное, да и значение имеет далеко не позитивное – “поедающие самих себя”. Как считают исследователи, появление этого названия было связано с рядом ненецких традиций людоедства, обусловленных выполнением религиозных ритуалов.
Ненцы (самоеды), первая половина XX века.Местонахождение: Научный архив РГО
Есть мнение, что в суровом северном климате предки современных ненцев старались найти источник пищи всюду. Они поедали более слабых соплеменников – это помогало выжить остальной части общины. Обычай, что мог показаться диким другим народам, для ненцев был священным действом.
Впрочем, существует и иная гипотеза, объясняющая значение слова “самояд”. Это слово напоминает использующееся ныне “сырояд”, обозначающее человека, употребляющего сырую пищу. Не исключено, что ненцы в старину также питались сырыми продуктами, которые можно было заготовить впрок и долго хранить.
Густав-Теодор Паули «Мезенские ненцы (самоеды)»Из книги «Этнографическое описание народов России»
А вот привычный нам этноним “ненцы” с местного наречия переводится как “настоящие люди”. Активно использоваться именование стало с прошлого века, после чего стало официальным определением народности.
Какие материалы традиционны
Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы — кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения. Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.
В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:
- оленей;
- лосей;
- собак;
- птиц;
- коров;
- лошадей;
- крупных рыб;
- нерп.
Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:
- белок;
- лис;
- зайцев;
- бобров;
- рысей и более крупных животных.
Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга — оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности. Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.
Женская одежда
Женская одежда более консервативна и медленнее выходит из употребления.
Это нижняя поясная одежда — пояса из кожи или бересты.
Плечевая одежда — рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста.
Важный элемент женского костюма — головной убор. Это и покупные цветастые платки, и «татарские» косынки, и налобные повязки.
Была распространена и особая дорожная одежда — гусь — из оленьих шкур мехом наружу. На протяжении XX века национальная одежда постепенно выходит из употребления.
Моё знакомство с хантыйским мальчиком Мишей 10-и лет.
Однажды я попала в больницу.
В больнице я встретила хантыйского мальчика Мишу. Миша живет в лесу. Его папу и его бабушку съела медведица.
Мой 10-летний знакомый не умел читать и впервые пробовал некоторые продукты из супермаркета (йогурт, например).
Он ежедневно носит воду для всей семьи- это его обязанность. В школу он не ходит, помогает брату ловить рыбу, собирает ягоды. Охота и рыбалка помогают им выживать.
В общении со сверстниками он чувствовал себя неуютно.
Миша в больнице был одет как простой сургутский мальчик.На Мише были надеты простые тапочки и пижама.
Теперь можно сделать вывод: национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.
Анкетирование
Мне было интересно — может ли неподготовленный человек догадаться по внешнему виду? что означают одежду и орнаменты ханты?
Я провела анкетирование одноклассников и узнала их мнение.
1. Анализ орнамента «медведь», «олень».
Почему именно такой орнамент?
63 человек считают, что ханты почитают животных леса
22 человек считают, что ханты не любили цветы и плоды
55 человек считают, что вся жизнь ханты связана с лесом и его жителями
Мои одноклассники не знают, почему такой орнамент на костюмах хантов.
Народ ханты проживает в лесу. При переезде в город бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу. Как вы думаете, почему это происходит?
15 человек считают, что человеку не хватает мамы
90 человек считают, что человеку не хватает привычного образа жизни
85 человек считают, что человеку не хватает навыков, которые вырабатываются в городе
Мои одноклассники знают, почему бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу.
Национально одежда ханты изготавливалась из меха, из шкуры рыбы. Чем традиционно занимались ханты?
10 человек считают, что земледелием и скотоводством
90 человек считают, что охотой и рыболовством
Мои одноклассники знают, чем традиционно занимаются ханты.
Аналитическая часть
Предки хантов жили общинами, занимаясь в основном рыболовством и охотой. Одежда хантов изготавливалась соответственно из шкур рыб, шкур животных, ткалась из крапивы. Различались мужские и женские костюмы, летние и зимние. Одежда в первую очередь должна была защитить от мороза, ветра, дождя или мошки и комаров. Лес давал пропитание и одежду. Силы природы считались живыми и их старались задобрить.
Предки ханты уважительно относились к флоре и фауне, к силам природы, лесу. Костюмы ханты украшены узорами и орнаментами, орнамент: «медведь», «олень» отражают почтительное отношение народа к животным.
Одежда показывает, что для хантов лес — это их опора. Обереги и амулеты изготавливались из древесины, шкур, костей животных и призваны были защитить от медведей, волков, врагов.
Выводы.
Исследование показало, что для хантов на протяжении веков опорой был лес. А интуиция (связь с природой) и правила предков были для них помощниками на пути выживания в суровых условиях.
Наш опыт общения с современными детьми ханты показывает, что современные дети ханты уезжают из стойбищ в города и деревни в школы, чтобы учиться. Только часть из них возвращается обратно в тайгу. Мы видим, что многие принимают массовую культуру. Национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.
Использованные источники и литература
Поиск в книгах.
1. Юганские ханты: история, быт, культура, Краткое историческое повествование о ханты Сургутского районаю Бахлыков П.С. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 – 208с.
2. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: Паритет, 2001.-120 с.
3. Алквист А. Среди хантов и манси: Путевые записи и этнографические заметки /Пер. с нем. и публ. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 177 с.
Поиск в интернете.
Ненцы
До настоящего времени, особенно в зимнее время, ненцы сохранили традиционную одежду, отлично приспособленную для условий Севера.
Традиционная мужская одежда ненцев: малица с капюшоном (просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, её надевали прямо на голое тело); штаны, пимы, сшитые из камуса мехом наружу, а чулки — мехом внутрь. В холодную погоду поверх малицы носили совик — одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу. Совик является одеждой для улицы. В случае непредвиденных остановок в пути совик заменяет спальный мешок: в нём ложатся прямо в снег.
Свободная по крою зимняя одежда ненцев шьётся из тёмного и белого меха молодого оленя — няблюя — со вставками красного сукна между орнаментами, летняя — почти полностью из сукна.
Женская парка — распашная, чтобы удобно было кормить ребёнка, мужская малица — цельнокройная. Довольно длинная верхняя одежда легко превращается в короткую: с помощью пояса поддёргивается наверх — например, для того, чтобы мужчине-оленеводу удобнее было бежать за оленями. Орнаменты вырезают отдельно и пришивают на одежду петельным швом нитками мулине. Каждый орнамент что-то означает: бивень мамонта, след медведя, рожки молодого оленёнка, чумы-жилища и даже локоть лисицы.
Раньше, когда не было резиновых сапог, ненцы носили обувь из плотной ровдуги — оленьей кожи. Вода с неё соскальзывала, а швы не промокали, так как обрабатывались древесной смолой. Подошва зимней обуви сшивалась из крохотных кусочков меха, расположенных под копытом. То, что находится выше и называется «камус», шло на саму обувь — бокари. У ненцев они высокие, чёрно-белые, с удобной широкой ступнёй и обязательно с яркими подвязками. В городе на смену бокарям давно пришёл их упрощённый вариант — унтайки.
Современный образ
Сегодня в жизнь народов Севера прочно вошли синтепон и холлофайбер. Штаны и куртки из технологичных синтетических материалов постепенно вытесняют северную меховую одежду. Знания о том, как создать традиционный костюм, постепенно стираются из памяти. С особенной легкостью отказываются от ношения национальной одежды женщины. Мужчины чаще сохраняют верность традициям и продолжают носить прежние костюмы. В первую очередь это касается тех, кто продолжает заниматься традиционными промыслами. Люди научились делать дышащие, но непромокаемые ткани. Но в условиях крайнего Севера, порой мудрость предков лучший союзник, чем высокие технологии.
Сознательные жители Севера прилагают усилия, чтобы национальные костюмы не стали исключительно музейными экспонатами. Регулярно проводят выставки, где представлены элементы одежды и предметы быта. На ярмарках можно приобрести этнический наряд или одну из его деталей. Фотографы стараются передать красоту национальной одежды и особенности жизни в суровых краях. Гастролируют по стране вокальные коллективы, выступающие в этнической одежде. Все это помогает привить подрастающему поколению уважение к традициям.
Праздники манси. Культура.
В праздниках и обрядах манси нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.
Обычаи манси. Праздники, связанные с отношением к природе.
Большую роль в жизни манси Северного Урала играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.
Члены клуба экспедиций «Дикий Север» и уральские манси.
Вороний день.
Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.
Медвежий праздник.
Это самый любимый праздник манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Представитель мансийского рода Самбиндаловых.
Занятия манси.
Быт. Ремесла и промыслы.
Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Сев. Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпина, Сев. Сосьве — оленеводство. Земледелие заимствовано у русских. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. В богатых рыбой реках Северного Урала, ловили хариуса, язя, щуку, налима, карася, нельму, муксуна, сырка. Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запорами.
Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь.
Большое значение в быту имел кедр, с которой собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины. Распространены были изделия из бересты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Манси и соседние народы Северного и Приполярного Урала достигли также определенных успехов в обработке железа. В районе Приобья археологами были обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Известны были им и доспехи. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долбленки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Основными видами оружия, конечно же, являлись луки и стрелы, рогатины и различного типа клинки. Для охоты так же использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.
Мансийские унты из оленьих шкур.
Энцы
Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. В эпических сказаниях даже есть формула: «Ваша одежда от нас», — этим энцы подчёркивали родство с нганасанами. Генетически она восходит к распашной одежде со вшитым нагрудником. В то же время у энцев распространение получила и ненецкая одежда. Только здесь нет наружных поясов, а цилиндрическая обувь без подъёма, аналогов которой у других народов Севера нет.
Особенность энецкого костюма — использование в качестве летней одежды старой зимней, а также особое отношение к некоторым деталям женской одежды (обувь, натазники), регулируемое представлениями о «сакральной нечистоте» женщины.
Зимняя мужская одежда представлена двойной глухой паркой с капюшоном, меховыми штанами, высокой обувью из оленьих камусов и меховыми чулками. Верхнюю парку длиной до колен шили из летних оленьих шкур, или пыжиков, преимущественно белого цвета, мехом наружу. Нижняя парка дёду, сшитая мехом внутрь, значительно длиннее верхней, по подолу двойной парки — опушка из белого собачьего меха. Рукавицы из камуса наглухо пришивались к рукавам парки.
Зимние штаны таруо, шитые мехом внутрь, и нижние ровдужные рубахи по покрою не отличались от ненецких. При поездках в тундру зимой вместо верхней парки надевали сокуй, сокоте с султаном на капюшоне: к лобной части капюшона сокуя пришивали рог нока из оленьей шкуры или хвоста оленя, набитый оленьей шерстью и жилами. Это было знаком отличия энца и нганасана от ненца.
Особенность женского костюма — нательный комбинезон без рукавов и более короткая обувь (она заправлялась под штанины), капорообразные шапки. По крою женская парка от мужской не отличалась, но была распашной и без капюшона. Верхнюю и нижнюю парки сшивали вместе по вороту, опушку делали из тёмного или белого собачьего меха. Под парку надевали пыжиковый комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с вырезами на груди и спине. Спереди его украшали медными серповидными пластинками, а с боков на бёдрах — медными трубками, кольцами, цепочками. К комбинезону пришивали игольник, мешочек для огнива. Летом женщины носили нижнюю парку на голое тело.
Представители этноса предпочитают длинные меховые сапоги бокари. Подошва в них продумана трижды рационально: во-первых, она, как говорят, лохматая — чтобы не было скользко. Во-вторых, она жёсткая — шьётся из той части оленя, что у копыта, и потому ноская. Такой подошвы хватает на несколько бокарей
Обувь не впитывает запаха человека, что важно на охоте
Религия манси. Верования.
Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).
Манси делятся на две родовые группы-фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных : мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.
Система религиозных представлений в целом традиционна это вера в существование у человека нескольких душ: пяти — у мужчин, четырех — у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека. Сакральное (священное) значение чисел пять и четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.
Манси из уральского поселка Ушма.
Мифологическая картина делит мир манси на три яруса. На Верхнем, располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На Среднем ярусе – земле, живут люди. Нижний ярус — подземный мир темных и злых сил.
Наиболее известным празднеством у манси, как и у хантов, является медвежий праздник. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква — Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая — начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем, был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы:воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы. Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг). Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведал всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небеснй надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Колташ-эква — богиня земли мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки (живет в устье Оби). Еще один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.
Манси Александра Анямова и ее сын Валерий. Посёлок Треколье на Северном Урале.
Хонт-Торум — «бог войны», его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение ее из золота.
Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.