Презентация на тему «национальная одежда адыгов»

Национальный адыгейский (черкесский) костюм

Традиции рождения

У адыгейцев огромное количество ритуалов и обрядов связано с появлением в семье малыша. Сразу после родов над домом вывешивают флаг, символизирующий, что молодая мама и младенец в порядке. Если знамя однотонное, значит, на свет появился мальчик, пестрое – девочка.

До родов никакие вещи малышу не приобретали, считая это дурным знаком. Колыбельку из боярышника делал дедушка со стороны матери. Первой в нее клали кошку, чтобы младенец спал также крепко.

Новорожденного в колыбель укладывает бабушка со стороны молодого отца. Если во время появления на свет младенца в доме был гость, ему давали право выбрать имя ребенку.

«Первый шаг» или «Встать на Землю»

Когда кроха начинал неумело топать, сразу устраивали торжество, на которое приглашали большое количество гостей. Накрывали праздничный стол с национальными кушаньями, устраивали забавные игры и конкурсы.

Ножки малыша перевязывали ленточкой, старшая женщина из рода перерезала ее со словами: «Расти сильным и здоровым». Обряд направлен на то, чтобы в будущем у дитя не было препятствий на жизненном пути.

В этот же день осуществлял ритуал, направленный на выбор профессии. На столе размещали разные предметы, от ручки до молотка

Затем дитя три раза подводят к нему, если он все время выбирает одно и то же это знак, на который стоит обратить внимание при определении с профессией

Обязательно к празднику пекут круглый хлеб на молоке. Его размещают на ритуальном столике с тремя ножками. Малыша аккуратно ставят на выпечку и вырезают контур стопы. Этот кусочек должен скушать виновник праздника, остатки хлеба раздают гостям.

«Первый раз побрить ребёнка»

Торжество проводят родители отца. До года детей не стригут, локоны с которыми они появились на свет именуют «мышиные волосики». После первого дня рождения согласно древним традициям их необходимо сбривать.

Для проведения ритуала приглашают покладистого человека, на коленях у бабушки кругом кладут веревочку и сажают на нее малыша. Если обряд проведен верно, то у ребенка будут кудряшки. Человек, выполняющий роль парикмахера, в дальнейшем становится неотъемлемой частью жизни мальчика (девочки) и помогает в сложных ситуациях.

«Первый зуб выпал»

Пока малыш не потеряет все молочные зубики, выбрасывать их строго запрещено. Выпавший резец вместе с кусочком древесного угля заворачивают в белую материю и перебрасывают через крышу избы.

Полет кулечка никто не отслеживает и в принципе неважно, перелетит он кровлю или приземлится прямо на нее

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.

Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки. 

 Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи. 

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.

Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.

Интересный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Основные черты и виды мужского адыгейского костюма

Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.

Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:

  1. Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
  2. Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
  3. Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
  4. Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
  5. Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.

Каждый из дошедших до нашего времени адыгейских костюмов, шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, черкесы практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото.

  • Сочинение месть или прощение

      

  • Сочинение в гостях у фараона

      

  • Сочинение в гармонии с другими

      

  • Что значит помнить сочинение

      

  • Peer pressure сочинение на английском

Адыгейский национальный костюм

В данной презентации представленны мужские и женские национальные адыгские костюмы.

Просмотр содержимого документа «Адыгейский национальный костюм»

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.

Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой.

Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.

Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Слайд 11Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из

кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел

серебряную или металлическую пряжку с позолотой.  Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена  специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Свадебные традиции

Обряды, связанные с этим торжеством, до сих пор живы в Адыгеи. Часто девушка самостоятельно выбирает себе жениха. О желании создать семью с приглянувшимся юношей, барышня намекала ему небольшим презентом. Современная адыгейская свадьба – это многоуровневый обряд. Причем основная часть семей предпочитает следовать древним традициям, которые неподвластны капризам времени.

Сватовство

Изначально мужчины со стороны жениха приезжали к дому девушки и вставали там, где обычно колют дрова. Подобный визит совершали минимум три раза. Если в итоге гостей приглашали за стол, значит, невеста согласна на брак.

Потом наступала очередь родственников девушки осматривать жилище парня, чтобы оценить его материальное благополучие. Процедуру проводили не из любопытства просто согласно традициям, замуж можно было выходить только за человека из своего социального слоя. Проще говоря, бедняки не создавали союз с богачами.

Если гости оставались довольны увиденным, то приступали к обсуждению калыма. Обычно он включал в себя одну лошадь и скот, количество голов зависело от состоятельности жениха.

Нысащэ

День поездки и привоза молодухи. Ранее у адыгов было принято забирать девушку из отчего дома вечером и на протяжении ночи отмечать бракосочетание. В наше время обряд слегка видоизменился. За девушкой прибывают в полдень. Ранее праздничная процессия состояла из друзей юноши, гармониста и одной барышни для сопровождения невесты. Современная молодежь отправляет за суженой гостей со стороны жениха.

Особое внимание уделяют транспорту. Для новобрачной доставляют лимузин или дорогостоящую иномарку, отечественных «Жигулей» на адыгейской свадьбе вы точно не увидите

А вот в старину новобрачной приходилось трястись в повозке.

Вывод невесты сопровождается праздничными песнопениями в исполнении мужчин. Как только пара переступает порог отчего дома девушку, дорогу им преграждают и требуют выкуп. Водители автомобилей, которые мешают свадебному кортежу на пути в ЗАГС щедро одаривают.

А вы знали, что восточных и западных адыгейцев традиции отмечать свадьбу слегка отличаются? У вторых принято сопровождать девушку в дом жениха. Причем эта роль отводилась молодым мужчинам, чаще всего родственникам по линии отца. Они же следят за тем, чтобы на протяжении всей церемонии к барышне относились с должным уважением.

Свадебный кортеж обязательно заезжает в дом юноши. Перед невестой расстилают дорожку из шелковой материи. Пока она проходит по «ковру», на девушку сыплют конфеты, зерно, деньги, чтобы новой семьи была сытной. Муж обязательно вносит жену в дом на руках.

Причем этот обычай соблюдается неукоснительно, ведь барышня может наступить на порог или перешагнуть через него. А там обитают души покойных, и молодуха по незнанию способна их растревожить.

Девушку заводят в отдельную комнату, туда же заходит родня жениха. Они вновь обсыпают невестку сладостями и деньгами, чтобы «выиграть» право поднять вуаль и посмотреть на лицо новой родственницы. При этом жених, доставив избранницу в отчий дом, покидает свадебное торжество и избегает старшин рода.

Нысэщэ джэгу

Танец, посвященный невесте. Сегодня стало престижно правильно исполнять нысэщэ джэгу, хотя молодежь порой позволяет себе несвойственные танцевальной культуре движения. Также на свадьбе проводится конкурс на лучшего танцора.

Нысэищэ

Завершающий этап торжества – ввод новобрачной в большой дом. Девушку знакомят со взрослыми женщинами семейства и свекровью.

Стоит отметить одну интересную традицию, связанную со свадебным гулянием. Родители невесты на нем не присутствуют. После того как девушка прибыла в дом мужа, отец новобрачного с родней отводит маме и папе молодухи плату за то, что она покинула отчий дом. Это своеобразное проявление уважения к новым родственникам.

В день бракосочетания отвозят вещи девушки в новый дом мужа. Родня невесты может остаться за праздничным столом, но максимум на два часа.

Слайд 25Женская одежда Черкешенки славились красотой,изяществом,ими восхищался и запад, и Восток. Женский

национальный костюм стоял из корсета,нательной рубашки,платья,кафтанчика и сай Адыгский корсет-шъохътан-был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке,без бретелек.Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры:тонкая талия, узкие плечи,неравитый бюст,широкие бедра.Женская одежда акцентировала внимание на достоинства фигуры девушки. Сай-состоит из семи клиньев линия шва между ними была оторочена тесьмой из парчевой нити.Сходящейся в на золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры

Жилище

Классическая хата небогатого черкеса – это дом, собранный из прутиков и обмазанный глиной. Чаще всего он включал в себя одну комнату, посредине которой располагался очаг. Традиции адыгейского народа предписывали следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. В противном случае в дом придет беда.

К жилищу порой пристраивали дополнительные комнаты, если сын после бракосочетания не хотел уезжать далеко от родителей.

Немногим позже у черкесов стало популярным строить большие усадьбы, окруженные многочисленными хозяйственными постройками. Богатые семейства на территории жилища возводили скромные домики для гостей. В современном мире подобное встречается редко, но в жилище практически каждого адыгейца имеется специальная комната для размещения родни и путников.

Быт адыгейцев

В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.

В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.

Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.

Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.

Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.

Слайд 21Головной уборУ адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого

спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью. Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества, силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой. Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку.Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору: 1 Пщы паIу — княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым околышком. 2 Оркъ паIу- шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху. 3 ФэкъолI паIу -шапка с узким каракулевым околышем и выпуклым полусферическим 4 ПэIопырац — Крестьянская папаха .

Слайд 15 БуркаБурка — мужская верхняя одежда .У

адыгов она играла исключительную роль :защищала от дождя , ветра , палящих лучей солнца , служа постелью на биваке в степи , на пастбище . Без неё немыслимо представить кавказца-мужчину . Бурка была приспособлена к наездничеству и походным условиям .Она была легкой ,прочной и одновременно удобной для всадника .Ее можно было свернуть и привязать к седлу . Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ» Бурка делалась из овчины , шерстью наружу , и из войлока . Она завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы . Во время странствий адыг никогда не расставался с буркой . В случае необходимости подпоясывался поясом , отделанным серебром. Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она было лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга — как в мировой жизни, так и на войне.Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Семейные традиции адыгейцев

Основой традиций адыгейцев стал образ жизни и события, через которые проходил род. В прошлом народ этот жил большими семьями, численность которых насчитывала до сотни человек. Неудивительно, что именно семейные обряды занимают центральное место в ритуалах адыгейцев. 

Главой семейства является мужчина, однако не меньшим авторитетом пользуются все люди старшего возраста. Даже в вопросах брака первенство оставалось за старшими братьями. Младшие сыновья не могли жениться до той поры, пока их старший брат не выберет себе жену. Традиционный выкуп за невесту, калым, адыгейцы предпочитали выплачивать в виде скота. 

Фрагмент народного адыгейского танца

Прежде немало зависело от социального статуса молодых людей. К примеру, сын князя не мог взять в жёны простую девушку. Вероятно, именно поэтому влюблённые много столетий тому назад придумали забавный обычай похищения невесты. Если парень похищал свою возлюбленную и венчался с нею, то после того никто не мог разлучить пару. 

У адыгейцев брак заключается однажды и на всю жизнь. Конечно, сегодня многое изменилось, однако традиция похищения по-прежнему существует в селениях. В наше время это больше напоминает забаву, нежели настоящую кражу, поскольку и невеста, и все её родственники о похищении знают заранее.

Семейный уклад

Адыгейский народ придерживается патриархального уклада в семьях. При этом в отличие от многих кавказских девушек, женщины черкески имели право голоса и вели более свободный образ жизни. Барышне наряду с юношами участвовали в массовых гуляниях. Чтобы девчата могли пригласить в гости парня и пообщаться с ним без посторонних в богатых домах обустраивали специальные комнаты.

Подобные вольности давали возможности молодежи присмотреться к потенциальному жениху (невесте) и подыскать себе подходящую пару. Последнее слово при выборе суженого принадлежало девушке, родители не спорили с ее мнением, если, конечно, оно не противоречило традициям. В исключительных случаях свадебные торжества проводили по сговору или в результате кражи невесты.

В старинные времена у адыгейцев было принято заводить большие семьи (от пятнадцати до ста человек). Во главе вставал старейшина, роль которого отводилась самому уважаемому мужчине. С двадцатого века приоритеты изменились, теперь гордый народ предпочитал малую двухколенную семью. При решении социальных вопросов главная роль отводилась супругу, спорить с ним или перечить нельзя, особенно в присутствии посторонних людей.

Тем не менее в доме главенствовала женщина, она занималась решением хозяйственно-бытовых вопросов, воспитывала детей.

В богатых семействах было распространено аталычество. Одного или несколько парней из знатного рода (чаще всего княжеского) с малых лет отдавали на воспитание в менее состоятельную, но все же влиятельную семью. В отчий дом парень мог вернуться только после шестнадцати лет.

Суть традиции заключалась в укреплении связи между родами и помогала отцам придерживаться старинного обычая, который запрещал проявлять теплые чувства к детям и слишком к ним привязываться.

Слайд 18Кольчуги черкесские Вес воинского снаряжения средневекового европейского рыцаря достигал порой ста

и более килограммов. Эти доспехи часто спасали жизнь рыцарю, но они же нередко были причиной его гибели. Ибо рыцарь в тяжёлых доспехах был лишен способности маневрировать, а упавший рыцарь практически становился беспомощным. А каковы были адыгские кольчуги, бывшие предметом восхищения своих современников? Кольчуги адыгов были удивительно легки, не более 2,5 кг. Лучшие их образцы могли умещаться на мужской ладони. В добавок к этому, они были надёжны, прочны и очень красивы. Далеко не каждый кинжал и шашка могли их разрубить. Даже ружейные пули могли пробить их изредка, лишь с очень близкого расстояния.Адыгам было известно 5 видов кольчуг:Черечеу, конделаф, кобешав , шакшаф ,дьлан кубе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: