Черкешенки: почему они считались идеалом красоты в Европе
Потрясающее обаяние девушек и женщин черкесов описано десятками иностранных путешественников, военных и политических деятелей, посещавших Кавказ на протяжении нескольких веков. Все они были очарованы красотой черкешенок.
Одно из самых первых упоминаний о черкешенках как об идеале женщины связано с Османской империей – есть множество средневековых литературных источников, позиционирующих их как лучших наложниц в гаремах. Считается, что один из детей основателя династии Медичи родился именно от черкешенки-рабыни. Большинство жен нескольких османских султанов были этническими черкешенками, принявшими ислам.
Слайд 13Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска –
цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо,
папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.
Основные черты и виды женского адыгейского костюма
Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:
- Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
- Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
- Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
- Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
- Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.
Советуем
Армянский национальный костюм: описание деталей и фото
Куначество у черкесов
В Карачаево-Черкесии по-прежнему сильны обычаи куначества. Кунак – это не просто друг, а настоящий побратим, равный родственнику. Чтобы скрепить свою дружбу навсегда, будущие кунаки выпивали из одной чаши вино, предварительно бросив в напиток серебряные монеты.
Нередко за этим ритуалом следовал обмен оружием. Считается, что кунаки скрепляют судьбы на всю жизнь. Кунак для черкеса – человек, что ближе любого приятеля или брата. Более того, история черкесов знает случаи, когда за кунака мужчина отдавал свою жизнь, спасая тем самым побратима.
Как у многих других кавказских народов, у черкесов известен обычай усыновления или “обмена” сыновьями между двумя семьями. В таких случаях одно семейство принимало сына другого, отдавая своего ребёнка на воспитание иному роду. Подобный союз доказывал доверительное отношение, а “усыновлённые” мальчики приравнивались к братьям по крови. Кроме того, у сыновей появлялись по два родителя с каждой стороны.
Изысканные наряды черкешенок, которых называли «француженками Кавказа»
Законодателями мод на Кавказе всегда считались адыги (черкесы). Их даже называли «французами Кавказа» и «аристократами гор». Их утончённая манера одеваться задавала тон соседним с адыгами народам. Особым разнообразием и роскошью отличались наряды адыгских женщин.
Традиционный костюм знатных черкешенок был многослойным, сложным и состоял из нескольких компонентов: нательной рубахи “джанэкIаку”, шаровар “гъончэдж”, верхнего платья или рубахи “джан”, кафтанчика “кIэкI”, надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья “сай” с лопатообразными рукавами. Подол и рукава платья украшал богатый орнамент в технике золотой или шелковой вышивки. Обязательный атрибут любой одежды – металлические застежки-нагрудники, которые нашивались на пояс и кафтан. Пояс должен был плотно охватывать женскую талию.
Обязательный предмет гардероба кабарбинки и знатной черкешенки – шапочка “дышъэ паIу”. Фасонов таких шапочек было огромное множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Дворянки и замужние княгини головы покрывали шалями поверх шапочек.
Не меньшего внимания заслуживает и женская княжеская обувь “пхъэ вакъэ”. Надевали её только по торжественным случаям. Эта обувь предавала походке плавность, неспешность и величие. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей, а эти материалы богато декорировали вышивкой. Высота “пхъэ вакъэ” могла достигать до 20 см.
В начале 20-го века женский адыгский костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.
Но при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм. Сегодня адыгэ сае продолжает жить в сценических костюмах и свадебных нарядах современных адыгских невест.
Кровная месть
Далеко не все традиции черкесов носят мирный характер. Даже сегодня в сельских регионах Карачаево-Черкесии можно столкнуться с обычаем кровной мести, что ещё столетие назад был крайне распространённым явлением.
Принцип его заключался в обязанности представителей рода расправиться с убийцей или обидчиком, нанеся удар по его семье. Нередко в качестве расплаты черкесы убивали не самого виновника, а кого-либо из близких ему людей, но это случалось реже, чем расправа непосредственно с врагом. В дальнейшем кровная месть потеряла столь жестокие обычаи, а расплачиваться за обиду надлежало выплатой определённой суммы, передачей скота и т.п.
Черкесские традиции порой воинственны
Национальный адыгейский (черкесский) костюм
- Подробности
- Создано: 15.03.2022 08:20
Адыгейский (черкесский) народ — одни из представителей коренных жителей Кубани. Национальные костюмы адыгейского народа, представлены в одном из экспозиционных залов Северского историко-краеведческого музея.
28 сентября, черкесский мир отмечает День национального адыгейского костюма. И хоть это относительно молодой праздник, с каждым годом он становится все популярнее. Национальный костюм адыгейцев (черкесов) насчитывает многовековую историю. Он покорил мир своей красотой, благородством и функциональностью
Адыгейцы придавали важное значение внешнему виду человека — подтянутости, стройности и стати. И женский и мужской адыгейские костюмы удобны и изящны, они полностью приспособлены к образу их жизни
Они получили широкое распространение не только на Северном Кавказе и в Закавказье, но и среди казаков, которые позаимствовали у черкесов и форму одежды и вооружение.
Свои национальные костюмы женщины-черкешенки всегда шили вручную. Поэтому девочек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями считалось обязательным для девушек, особенно из знатных семей. Одежду шили из дорогостоящего материала, на ее изготовление затрачивались годы кропотливого труда. Шитье воспитывало у представительниц прекрасного пола эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим и, конечно, к труду.
Женский национальный костюм называли «сае». В него входили нательная рубаха в пол, чаще всего бордового или желтого цвета и удобные шаровары свободного кроя. Кафтан начинали носить уже юные девушки. На нем обязательно было много серебряных застежек. Цвет кафтана был красный или черный, его обязательно украшали золотым шитьем. Верхнее повседневное платье черкешенки шили из простых тканей, непременно расшивая его цветными нитями. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой. Головные уборы носились в зависимости от возраста, положения в обществе или мероприятия, для которого подбирался наряд. Так, например, маленькие девочки ходили с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества. Замужние носили шапочку из бархата с искусной вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей шапочка видоизменялась и дополнялась новыми деталями. Обувью служили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по ноге и оббитые дорогими камнями.
Мужской костюм называли Черкеска или «Цый». В него входили нательная рубашка, ее шили из простой белой ткани; бешмет, который одевали поверх рубахи. У бешмета были длинные рукава, воротник-стойка и застежка на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко — красного или черного цвета. Крестьянские бешметы были проще, их шили из домотканого сукна. Штаны черкесов были простого покроя, соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе. Черкеска, верхняя часть мужского костюма, чаще всего была серого или бордового цвета. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц (род чулок из толстой шерсти) мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки.
Мужчины, принимавшие участия в боевых действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги. Их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часть из них хранится в семьях, некоторые экземпляры переданы в музеи.
Фотографии из фондов музея.
Что говорил Вольтер и другие знаменитости
С начала XVII века о красоте и обаянии черкешенок высказывались десятки видных общественных, литературных и политических деятелей, которые когда-либо посещали Северный Кавказ или же сталкивались с этими девушками (женщинами) в своих странах. Вольтер писал, что черкешенок очень почитают турецкие вельможи за их пылкость в любви и грациозность в танцах. О невольницах-черкешенках писал в своем «Дон Жуане» лорд Байрон. Немецкий теоретик права XVIII века Густав Гюго отмечал, что в качестве рабынь они предпочтительнее остальных по красоте и изяществу, за что был даже публично поругаем Карлом Марксом, усмотревшем в таком комплименте оправдание рабства.
Отчего их так ценили
По мнению американского писателя, путешественника и дипломата Баярда Тейлора, у черкешенок нет конкуренток по части женского обаяния, потому что они сохранили свою чистоту и целомудренность в горных селениях, вдали от цивилизации. Отменные внешние данные и физическое здоровье, по мнению историков, связаны с генами – среди горцев очень много долгожителей.
Как считала английская писательница, социолог и одна из наиболее известных феминисток XIX века Гарриет Мартино, черкешенки в египетских гаремах были лучшими матерями, от них рождались самые здоровые, физически развитые дети. По мнению Мартино, если бы не эти кавказские женщины-рабыни, «Египет был бы обречен»: феминистка полагала, что черкешенки улучшили генофонд нации.
Путешественники, посещавшие Северный Кавказ, щедры на описания внешности этих девушек и женщин, при этом они приводят самые разные метафоры и сравнительные обороты – голландец Ян Янус Стрейс (XVII век) для создания совершенного образа черкешенки предлагал скрестить лилию и розу, немец Карл Кох (XIX век), считавший этих кавказских женщин воплощенным идеалом красоты, подробно останавливался на деталях – от восхищения изяществом черт лица до превозношения статности фигуры.
Интересно мнение по поводу генетической состоятельности черкешенок, высказанное Чарльзом Дарвиным, ссылающимся на впечатления путешественника Чардина – тот отмечал «крайнюю облагороженность» персов в связи с их частыми браками, заключаемыми с грузинками и черкешенками: в Персии практически каждый знатный человек считал за честь взять в жены представительницу этих наций.
Великий теоретик русской театральной школы Василий Немирович-Данченко подтверждал, что «капля крови черкешенки способна очистить целое поколение»: как он отмечал, еще представители древней цивилизации Анатолии (археологические раскопки в районе Антальи свидетельствуют, что эта цивилизация появилась еще в доисторические времена) гордились наличием в их роду черкешенок.
Основные черты и виды мужского адыгейского костюма
Мужчины, принимавшие участие в военных действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги, защищавшие их в боях. Такие доспехи передавались по наследству из поколения в поколение и сегодня дошедшие до нас экземпляры являются музейными экспонатами.
Черкесский мужской костюм, как и женский, состоит из нескольких частей:
- Нательной рубашки. Длинная рубашка из простой белой ткани надевалась на голое тело;
- Бешмета. Поверх рубахи мужчины носили бешмет – кафтан с длинными и узкими рукавами, воротником-стойкой и застежкой на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко-красного или черного цвета. Крестьянские кафтаны были попроще – из домотканого сукна;
- Штанов. Штаны имели простой крой – между собой штанины соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе;
- Черкески. Верхняя часть мужского костюма чаще всего была или серого или бордового цвета. Длина первых черкесок была ниже колен позднее, в зависимости от моды, она либо укорачивалась, либо становилась еще длиннее. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей;
- Обуви. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки из тонкого сафьяна.
Свадебные традиции черкесов
Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.
В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.
Танец черкесов / intercircass.org
С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.
Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.
Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru
До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.
У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.
Черкесская свадьба / svadba.pro
Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда
народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась
своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.
Слайд 3Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой
из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье
– сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.
Слайд 5Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное –
из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными
разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.
Слайд 7Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.Шапочка (паIо) изготавливалась из
нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.
Слайд 9У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя
часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась
из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.
Слайд 11Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из
кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел
серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.
Слайд 13Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска –
цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо,
папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.
Слайд 15Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий
воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх
бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).
Слайд 17Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор
и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал,
ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.
Традиции гостеприимства
У черкесского народа с давних времён принято по-особенному относиться к гостям. Жители горных регионов, черкесы знают, как непросто приходится путнику, а потому готовы дать ему пищу и кров. Конечно, сегодня жизнь стала гораздо проще, но традиции гостеприимства по-прежнему живы в селениях Карачаево-Черкесии.
Гостем у черкесов считался любой человек, подъехавший к двору и оставивший лошадь у коновязи. Он мог быть даже кровным врагом, однако хозяин не имел права отказать ему в ночлеге и защите.
Черкесский горец
Кроме того, интересоваться целью визита человека, спрашивать его имя или звание считалось проявлением неуважения к гостю. Если прибывшему человеку грозила опасность, хозяин должен был защищать его – вплоть до того, чтобы с оружием выйти к врагам своего гостя.
У черкесов гости всегда занимают особое место за столом. Для них хозяева подают наилучшие угощения. Например, если забивали барашка, гостю предлагают голову и лопатку, то есть самые сытные и вкусные части.
Черкес / Аслан Лампежев / natpress.net
Слайд 15Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий
воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх
бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).