Марийский национальный костюм: особенности и виды

Как выглядит традиционный марийский костюм. национальный костюм марийцев

Слайд 2Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где

отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из

важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, черным, синим, зеленым, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лен. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоемкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из нее теплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Советуем
Костюм русалки своими руками: как сделать, какие детали

Разновидности

В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:

  • будничные наряды;
  • свадебные;
  • обрядовые;
  • праздничные.

Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.

Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.

Женские

Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:

  • удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
  • женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
  • как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.

Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.

В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.

К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.

Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.

Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.

Мужские

Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:

  • рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
  • кафтан;
  • холщовые штаны;
  • лапти или другая обувь;
  • головной убор.

Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.

В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.

В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

История марийцев

На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались  с ними.

Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.

Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:

  • горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
  • луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
  • восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
  • северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Национальный
марийский
костюм.Киляева таняРабота выполнена на факультативе «Театр мод».Руководитель

:Низамова Е.Г.МОУ СОШ №8 г.Нефтеюганск

Слайд 2Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где

отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из

важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял

будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора. Женский костюм дополнялся украшениями.

штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили

шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.

Особенности мужской одежды.

тремя цветами: черным, красным и зеленым. Вышивка на рубахах сочеталась

с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Слайд 6Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха,

холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. Рубаха служила

одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье.

Особенности
женской
одежды.

Слайд 7Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага.

Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым

узором или вышивкой. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, а ворот завязывался тесемкой.

и обшивали кружевами.

Слайд 9 «Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он

представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из

узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком. Молодые девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо».Он имел сходство с убором «шимакш». Сюда пришивались монеты, раковины каури, бисер. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью.

Головные уборы.

Слайд 10Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья,

серьги, кольца. Во время праздников она надевала полный набор, состоявший

из всевозможных нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера. Также марийцы носили разнообразные ожерелья обшитые мелкими монетами и бисером.

Украшения.

Слайд 11Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную

(праздничная) и валяную (зимняя). В качестве обуви носили лапти прямого

плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.

Обувь.

«обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим

поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.

Презентация на тему Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

  • Главная
  • Разное
  • Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

Слайды и текст этой презентации

Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка факультета педагогики, 2 курс 1 группа

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе

Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.

Выше представлен один из вариантов танцевального сценического костюма восточных мари. Он отличается от обычного марийского костюма, но при этом не теряет своих традиций. Преобладающим цветом, как и полагается в марийском костюме является белый и бордовый. Начиная с рукавов и заканчивая подолом, платье расшито яркими крупными цветами. Низ подола и рукавов украшен нежно розовыми и красными лентами

Важной частью марийского костюма является пояс. Он отделан красной лентой и маленькими декоративными монетами

На груди красивым узором все также располагаются красная ленточка и монеты.

В настоящее время применение национального костюма все более перемещается в сторону праздничного и сценического. Но при этом она теряет свой популярности. Марийский народ никогда не упускает возможности показать свои великолепные костюмы. Мы всегда стараемся наряжаться на различные мероприятия и национальные праздники. Это делает нас счастливыми и сближает с традициями наших предков. Я горда тем, что являюсь частью этого народа, поэтому постараюсь сохранить и передать его самобытность и уникальность.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) — у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных — с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Повседневная одежда изготавливалась из белого домашнего холста (вынер), который ткался из конопли, реже изо льна. Для изготовления обуви использовались выделанные шкуры животных, лыко, шерсть. Характерными были марийские из семи лык, оборы (веревки, обматываемые вокруг ноги) у них были из того же материала.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы. Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом. Он заключал в себе заклинания от Это была вышивка или тесьма.

Марийский костюм: такого мы скоро не увидим

Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.

Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.

Одежда

Традиции народа марийцев прослеживаются в его национальном костюме. Повседневная одежда обязательно включала в себя рубаху — у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен, а у женщин удлиненной. Сильная половина под низ надевала просторные штаны. Верхней одеждой считался кафтан. Повседневной обувью были лыковые лапти. Богатые черемисы по праздникам могли обувать туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.

Для пошива использовали беленые ткани. Одежду украшали орнаментами и узорами алого, черного, бордового оттенков. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги. Декоративными элементами женских нарядов считались нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали орнаментами. Вышивка зависела от статуса человека и его семейного положения.

Для нательной одежды брали лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были просторными, чтобы под них можно было надеть штаны (так ходили мужчины и женщины). Кафтаны шили в зависимости от сезона: зимний вариант мог быть ниже колен, а летний до талии или до линии бедер.

Летним головным убором у мужчин была шляпа, зимним – меховая шапка. Позже, ассимилируясь с русскими, марийцы стали носить фуражки. У женщин головные уборы были для замужних дам и для девушек. Первые надевали шали и платки, а вторые – небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия – шапка полусферической конусообразной или каркасной формы, поверх которой обязательно надевался цветной платок.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности — материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу — речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке — принадлежность ее к определенной этнической группе, Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Марийские семейные традиции

У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.

На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.

Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.

В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.

У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».

По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.

По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.

Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.

В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.

Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – теплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, черный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили черным, а для праздников – белым, выполняя отделку черным домотканым холстом. Шляпы валяли из черной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объемного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трех полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Советуем
Как сложить костюм в чемодан?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: