Бача-пош: почему некоторые девочки в афганистане носят мужскую одежду

Как живут бача-пош и их семьи

Когда девочка становится мальчиком, ей открывается новый мир. Ребёнок освобождается от «традиционных женских дел» и получает больше свободы. Бача-пош может без опаски выходить на улицу в одиночку, получать образование, водить машину, работать и заниматься спортом. В 2012 году вышел документальный фильм Bacha Posh: You will be a boy, my daughter. Лента рассказывает о том, как живётся четырём бача-пош разных возрастов. 

Одна из них — девятилетняя Шабина. На улице её знают как Захида. Ребёнок не слишком рад новому амплуа, но признаётся, что другого выбора просто нет.

14-летняя бача-пош Мариам каждый день занималась теннисом и на момент съёмок фильма считалась лучшей женщиной-игроком в Афганистане. Это парадокс: для общества это мальчик, но в спорте озвучивают биологический пол. Так происходит из-за того, что государство официально не признаёт существование бача-пош, и их права не регулируются законом. 

Семья Мариам всеми силами старается вернуть подростка к традиционному женскому обличию. Их позиция такова: «Она изменится либо по собственному желанию, либо силой».

Бывает, что девушки сами решают стать бача-пош, и семья их поддерживает. Например, федеральное агентство новостей публиковало репортаж о Фатиме, в семье которой есть мальчики, поэтому у девушки не было острой необходимости переодеваться в мужчину. Несмотря на это, она носит мужскую одежду с 16 лет. Отец поддерживает это решение, но окружающие часто относятся с недоверием: некоторые даже пытаются дотронуться, чтобы проверить, парень перед ними или девушка. Фатима дружит в основном с парнями, а вот девушки её дразнят. К внешнему виду Фатима относится философски:  

Девочка-обуза

По устоявшемуся в Афганистане канону рождение мальчика-продолжателя рода и законного наследника, олицетворяло собой дар свыше, в то время как появление девочки сулило лишь дополнительную обузу и лишние расходы на её содержание. Уходя после замужества из дома, она больше не приносила хозяйственной пользы своим родителям, а сменив фамилию, переставала быть частью их семьи.

Афганская женщина, являющаяся вещью в руках сначала отца, а затем супруга, лишена практически всех личных прав: в 8 лет она теряет возможность свободно общаться с представителями мужского пола, получать высшее образование, заниматься спортом, выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин, громко разговаривать в общественных местах и работать.

Афганская кухня

Афганцы обходятся весьма скромным набором продуктов: это рис, мучные изделия, мясо и овощи. Но рецептов их приготовления много ― кухня Афганистана считается одной из старейших в мире.

ТОП-0 наиболее типичных афганских блюд:

  • «шиш-кебаб»― шашлык из мяса, сала и овощей;
  • «пулао» ― плов из риса басмати, в который вместо мяса добавляются финики, курага, изюм и орехи;
  • «кюфта» ― овощные или мясные фрикадельки в томатом соусе;
  • «корма» ― рагу из мяса и овощей с приправой карри и ореховой пастой;
  • «бурани» ― рагу из баклажана, лука и помидоров;
  • «олва» ― национальное пуштунское блюдо, каша из обжаренной на жире манной крупы;
  • «шер-бериндж» ― рисовый пудинг с миндалем, корицей и кардамоном;
  • «оши- афгани» ― довольно острое второе блюдо из нута (турецкий горох) курицы и большого количества специй. Подается обычно с рисом;
  • «самуси-йиракот» ― круглые пирожки с начинкой из овощей или мяса;
  • «гош-фил» («слоновьи уши») ― полукруглой формы печенье из тонкого теста.

Из первых блюд популярностью у афганцев пользуются густые супы, неотъемлемой частью которых служат мята и кориандр: «шорба» с рисом и овощами и «машава» – суп из золотистойя фасоли (бобы мунг), риса, картофеля и моркови.

Северян

Основным поставщиком сырья для производства национальной одежды эвенков, бурят, карелов, жителей республики Коми и прочих были олени. Из шкур этих животных шили большую часть элементов гардероба северяне, причем по крою они не делились на мужские и женски

е, были распашные и глухие (надевали через голову в дальние поездки), разница была лишь в количестве украшений. Женщины расшивали свои тулупы бисером, в каждом народе были свои узоры.

Одежда ненцев состояла из меховой малицы, представительницы слабого пола носили – ягушки, на ноги — пимы и тобаки. Эвенкийский кафтан имел особенность — по плечам вшивали тесьму из шерсти коз, чтобы дождевые капли могли по ней скатываться. Обувь эвенков — унты отлично подходят для таежных просторов, их используют ненцы, буряты и другие народы севера. Шьются унты из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя), они бывают короткими или на всю высоту ноги, в зимний период под низ надевают носки или гольфы из меха.

В летний период северяне носили различного кроя халаты. Особенностью бурятского летнего костюма был регланный рукав. Цвета использовали яркие, в основном не натуральные, чтобы быть заметнее среди природного ландшафта. Интересно: все дети до тринадцати лет обривались налысо, им оставляли немного волос на макушке, которые заплетали в косу. Национальная одежда бурят начинала различаться с момента достижения ребенком возраста пятнадцати лет – девочек уже можно было узнать по двум косичкам на висках. А в шестнадцать им на голову устанавливали специальное украшение, похожее на рога — саажа, это значило, что красавица готовится к замужеству.

Пехотинцы

МАЙОР В ПОВСЕДНЕВНОЙ ФОРМЕ

Офицера в звании «джагран» можно идентифицировать по одной звезде и крещенным саблям на погоне. Знаки различия – золотистого цвета. Майор одет в стандартную повседневную униформу цвета хаки, форменная рубашка – каменистого цвета, галстук – хаки. Цвет околыша фуражки менялся в зависимости от ранга офицера, в предреволюционный период фуражки с красным околышем носили генералы, с красно-коричневым – старшие офицеры и с зеленым – офицеры ротного уровня. После революции фуражки с красным околышем появились и у старших офицеров. На всех офицерских фуражках имелись крупные цветные кокарды в виде государственного герба ДРА. Кокарда крепилась к высокой тулье, выполненной в стиле фуражек офицеров вермахта. Кант фуражек офицеров ротного звена был золотистый, старших офицеров – золотистый или красный. Цвет петлиц повторяет, цвет околыша фуражки, в петлице – стилизованное изображение кукурузного початка, золотистого цвета у старших офицеров и зеленого – у офицеров ротного звена. Эмблемы войск строго не регламентировались и обычно не носились. До революции установленные в 1965 г. нашивки родов войск носились на правом рукаве.

РЯДОВОЙ АФГАНСКОЙ АРМИИ 1980 г.

Все время своего существования афганская армия отличалась отсутствием организованности и продуманной военной тактики, что являлось результатом царившей в ней фракционности и непрерывной межнациональной вражды. Афганская правительственная армия в ходе боевых действий в 1979–1988 гг. воевала на стороне Советской Армии против моджахедов, при этом неся громадные потери. Много солдат, а впоследствии и высших офицеров перешло на сторону исламского сопротивления. 

Афганская армия испытывала постоянный недостаток стандартного обмундирования и снаряжения. Боевой одеждой афганских солдат были обычно потрепанные коричневато-серые брюки и рубаха. Они же являлись и повседневной формой. Для зимних условий солдаты имели длинные шинели. Этот солдат одет в стандартное обмундирование афганской армии: на голове у него мягкое кепи с откидывающимся клапаном сзади для защиты шеи от солнца и дождя. Под его амуничным поясным ремнем виден оригинальный черный кожаный ремень с массивной золотой застежкой; такое использование двух разных поясных ремней было традицией в афганской армии того времени. Амуниция была зачастую очень старой, широко использовалась амуниция местного изготовления из кожаных ремней, совершенно непригодная для влажной и холодной афганской зимы или для использования в горах, занимающих большую часть территории страны. Кожаные ботинки этот солдат носит с парусиновыми гетрами, укрепленные приклепанными черными кожаными накладками. К нехватке современной военной одежды в афганской армии часто добавлялась и нехватка современного вооружения. Этот солдат держит в руках советский 7,62-мм карабин М-1944 со штыком системы Мосина (или, как на Западе иногда называют оружие этой серии, Моси-на-Нагана), снятый с производства еще в 1950 г. 

ПЕХОТИНЕЦ В ЛЕТНЕЙ УНИФОРМЕ

Для военнослужащих всех рангов устанавливалась летняя полевая униформа единого образца, включавшая кепи, гимнастерку и брюки цвета хаки. Различия касались лишь формы и количества карманов гимнастерки. На форме рядовых было по два нагрудных кармана с прямыми клапанами, у офицеров – добавлялся нарукавный карман, клапаны выполнялись фигурными: кроме того, на форме рядовых отсутствовали погоны. Данный рисунок выполнен по фотографии, сделанной во время смотра. Цветные петлицы нашивались на полевую форму только в торжественных случаях, обычно, они были такого же цвета, как и остальная форма

Обратите внимание на комбинацию патронных подсумков (висят на ремне) от карабина Симонова и автомата Калашникова за плечом бойца, подобная комбинация не являлась столь уж редкой в афганской армии. Цвет полевой униформы имел большое количество оттенков: от золотистого хаки до светло-серого и коричневого

В механизированных и бронетанковых частях часто встречалась полевая форма зеленого цвета.

ПЕХОТИНЕЦ В ЗИМНЕЙ ПОЛЕВОЙ УНИФОРМЕ

Только современный ручной пулемет РПД отличает этого бойца от пехотинца … скажем, конца 1914 г. Низкое качество униформы афганской армии бросается в глаза, оно видно на всех фотоснимках. Обмундирование пехотинца сильно изношено, обратите внимание на ремень с круглой пряжкой и угловатые ботинки с гетрами. Зимой в частях афганской армии ощущалась острая нехватка теплого обмундирования советского образца, и солдаты «утеплялись» традиционными афганскими одеялами. 

Разновидности

Мужская одежда

Perahan tunban является стандартной традиционной одежде для мужчин, состоящий из кителя рубашки, брюки, и с (опционально) головной убор. Это платье происходит из пуштунских земель на юге, но его использование распространилось на большую часть Афганистана. Это форма шальвар-камиза , которую также носят в Пакистане и Индии. Это остается преобладающей одеждой для мужчин-сельчан. На голове обычно тюрбан ( лунги ): их носят по всей стране, но ткань, цвет и стиль различаются в зависимости от региона. Например, узбекская шапка с севера страны сильно отличается от пуштунской.шляпа, которую носят на юге.

Мальчики с юных лет часто носят разноцветные шапочки с вшитыми в них блестящими «чипами» зеркал.

Каракульская шапка выполнена из овечьего меха в типичном среднеазиатском стиле. Эти шляпы, которые обычно носят более стильные или образованные люди, бывают консервативных цветов. Чапан еще одна ткань среднеазиатского происхождения, согревающая зимой, изготовленная из полосатого шелка . Чапан получил международное признание в 2000-х годах, когда президент Афганистана Хамид Карзай всегда носил зеленую форму.

Наши дни

Что сказать о современной афганской моде? Афганистан был и остаётся аграрной страной, и деревня по большей части сохраняет удобный и многофункциональный традиционный костюм (как ни прискорбно, разбавленный низкокачественными импортными товарами). Несмотря на разрушительные войны, всё ещё живы традиции изготовления тканей, разнообразной вышивки, поражающей европейцев многоцветьем, и потрясающих ювелирных изделий Кочи, которая завоевала всемирную известность среди любителей этники. В больших городах можно встретить как традиционную, так и европейскую одежду. На жителях Кабула и Мазари-Шарифа можно увидеть и джинсы, и принтованные импортные ткани, и куртки западного образца, и модные стрижки (правда, в основном на мужчинах). Но большинство всё же отдаёт предпочтение традиционной афганской одежде.

Это, впрочем, не касается свадеб. Несмотря на красоту и яркость афганского свадебного костюма — представьте невесту в красно-зелёном наряде, расшитом золотом! — немало городских невест соблазняется европейскими свадебными платьями. Конечно, это возмущает консервативно настроенных афганцев (обычно европейские наряды, хотя и с длинной юбкой, открывают руки и шею), но до прямых запретов пока не дошло. Производители мусульманской одежды разрабатывают спортивные костюмы, соответствующие предписаниям исламской культуры, и находят покупателей в том числе среди афганского населения.

Пусть медленно, но афганские женщины осваивают новые для себя сферы, например, вождение автомобилей. И тем, кто рискнул сесть за руль, конечно, приходится отказываться от бурки — просто из-за плохого обзора.

Супруга нынешнего президента, уроженка Ливана, Рула Гани, в отличие от своей предшественницы Зинат Карзай, активно участвует в жизни Афганистана, появляется на публике с волосами, прикрытыми лишь платком, и сделала несколько скандальных заявлений, например, одобрив запрет никаба во Франции.

Развиваются несколько афганских брендов модной одежды и ювелирных изделий. Упомянем совместный западно-афганский проект «Аайенда» (в переводе с дари — «будущее»), в котором заняты сотни афганских ювелиров. Двое молодых афганцев, Рахиба Рахими и Халед Вардак, основали модный дом «Ламан», чьи изделия сочетают западные силуэты с национальными мотивами и, как особенно подчёркивают дизайнеры, удовлетворяют всем требованиям ислама. Зулейха Шерзад, афганский модельер с западным образованием, основала центр дизайна «Зариф», создающий одежду ручной работы по традиционным афганским технологиям. В Индии сложился рынок импорта афганской одежды и неповторимых ювелирных изделий Кочи, которые продолжают победное шествие по всему миру. Ройя Хашими, афганская эмигрантка, с 1998 года занимается пошивом западных свадебных нарядов в США, но несколько лет назад посетила Афганистан и наняла нескольких афганских рукодельниц для своего дополнительного производства.

Глобализация сокращает расстояния между странами — во всех смыслах. И пока афганские невесты примеряют европейские платья, по западным подиумам триумфально шествуют традиционные афганские шаровары, европейские модницы скупают потрясающую бижутерию Кочи, а в США и множестве других стран открываются магазины афганской одежды, чарующие посетителей богатством вышивки, ручной выделкой тканей, бесконечным разнообразием ювелирных мотивов, восходящих, может быть, к легендарной Бактрии, чьи традиции наряду с многими другими наследует Афганистан.

Ольга Ткаченко

  1. Афганистан.Ру

Спорт в Афганистане

Самым популярным видом спорта в стране является крикет, который имеет фанатичные последователи в Афганистане. Интересно, что национальная команда по крикету в Афганистане, которая представляет страну на международных соревнованиях, провела многие домашние матчи за пределами страны из-за проблем безопасности, с которыми Афганистан сталкивался в 1990-х и начале 2000-х годов. Футбол — еще один популярный вид спорта в стране. Сборная страны по футболу, известная как «Хурасанские львы», была основана в 1922 году. Несмотря на то, что она присоединилась к ФИФА в 1948 году, сборная страны по футболу не участвовала в каких-либо международных матчах в течение 18 лет между 1984 и 2002 годами из-за внутриполитической нестабильности. После возвращения в международный футбол сборная Афганистана по футболу приняла участие в крупных футбольных соревнованиях, включая Чемпионат Федерации футбола Южной Азии и Кубок АФК по вызову. Khurasan Lions выиграли чемпионат федерации футбола Южной Азии в 2013 году, и это их лучшее выступление на соревнованиях. Еще один популярный вид спорта в Афганистане — баскетбол, и национальная баскетбольная команда участвовала в крупных баскетбольных соревнованиях. Сборная Афганистана по баскетболу стала чемпионом в 2010 году в Южно-Азиатских играх.

Одежда в Афганистане

Виды одежды, которые носят в Афганистане, являются отражением культурного состава страны. Многие из традиционных нарядов страны сделаны из льна и характеризуются свободными деталями. Среди самых популярных традиционных нарядов в Афганистане — одежда пуштунов. Дизайн одежды навеян культурой пуштунов и представлен в мужском и женском вариантах. Мужская одежда пуштунов дополнена традиционными головными уборами, такими как тюрбан перахан или шляпа каракуля. Женский вариант состоит из костюма Firaq partug, длинной рубашки, известной как «Камис» и пояса, и обычно его надевают во время торжеств. Многие видные афганские граждане и правительственные чиновники носили пуштунскую одежду во время официальных мероприятий. Страна также известна своими традиционными коврами, известными как афганские ковры, которые ткут локально в западной и северной части страны. Ковры пользуются популярностью во всем мире и неоднократно завоевывали международные награды.

Религиозные традиции

Культура и традиции Афганистана тесно связаны с мусульманской религией. По законам шариата, афганец должен:

  • шесть раз в день совершать намаз (читать молитвы из стихов Корана);
  • в месяце рамазан ежедневно держать пост;
  • при входе в мечеть снимать обувь;
  • пищу брать правой рукой (левая рука считается нечистой).

Даты религиозных праздников в исламе не имеют четко фиксированной продолжительности, и устанавливаются по календарю, в основе которого лежит синодический месяц. Государственные праздники отмечаются по григорианскому календарю.

Наиболее значительными государственными праздниками в Афганистане считаются:

  1. Навруз. Отмечается в период весеннего равноденствия и является исламской вариацией славянского праздника весны.
  2. День освобождения (15 февраля). Праздник, посвященный дате вывода Советских войск из Республики Афганистан.
  3. Праздник труда, 1 мая.
  4. День независимости (9 августа). Праздник в честь провозглашения избавления Афганистана отпротектората Великобритании в 1919 году.

Широко отмечают в Афганистане религиозные праздники, к основным относятся:

  1. Ид аль-фитр ― окончание поста, которое отмечается в начале месяца Шавваль.
  2. Мавлид ― день рождения Пророка, отмечается по лунному календарю, 12 числа третьего месяца.
  3. День скорби по погибшему на поле боя в 680 году имаму Хуссейну, отмечается 10 числа месяца мухаррам.
  4. Ид аль-Адха ― праздник жертвоприношения, который отмечается на 70 день после Ураза-байрам.

Хамид Карзай как икона стиля

Можно долго спорить о политических итогах длительного президентства Хамида Карзая, но, согласитесь, не каждый современный лидер удостаивается определения «самый стильный человек мира» от ведущего дизайнера домов Гуччи и Ив Сен-Лоран, Тома Форда. Конечно, это не было случайностью.

Хамид Карзай – уроженец юга Афганистана, где традиционным головным убором является пуштунский тюрбан. Однако когда он пришёл к власти, то отдал предпочтение высокой каракулевой шапке, более привычной для туркмен, населяющих северо-западные провинции страны (для прессы он сослался на холодный климат, но согласимся, что тюбетейка и тюрбан тоже неплохо защищают от мороза). Мало того, поверх западного делового пиджака очевидно прозападный президент носил полосатый узбекский чапан!

Карзай рисковал выставить себя на посмешище, и афганская молодёжь действительно потешалась над ним в первые годы правления, но один из пуштунских старейшин отметил, что эклектичный костюм президента нравится иностранцам, а значит, может привлечь больше внимания и финансирования в полуразрушенный войнами Афганистан. Он оказался прав. Популярность каракулевых шапок, прекрасно сочетающихся с харизматичной улыбкой афганского лидера, вскоре возросла, а послы ООН, с его собственных слов, также загорелись идеей обзавестись чапанами. На первый взгляд эклектичный, костюм оказался зеркалом правления президента Хамида Карзая, вечной необходимости удерживать равновесие и хрупкое подобие мира между слишком разными этническими и политическими силами. Может быть, это и прочёл в его облике Том Форд?

В 2015 году, уже не будучи президентом, Хамид Карзай пожертвовал одну из своих каракулевых шапок и чапан Британскому музею. «Это всемирно известные символы национальной и культурной идентичности, и они станут прекрасным пополнением нашей коллекции», — заявила пресс-секретарь музея. Добавим от себя, что Хамид Карзай немало поспособствовал их всемирной известности.

Здесь неискушённый читатель, вероятно, сочтёт, что традиционный костюм очень важен для жителей Афганистана как символ национальной идентичности. Однако большую часть двадцатого века дела обстояли совсем не так.

Женская одежда

Традиционные женские платья всегда длинные , сделаны из легкого льна и имеют свободный крой для свободы движений. Они бывают разных цветов и имеют швы для деталей. Большая часть традиционной одежды красочна, за исключением платья Нуристан . Более сложные и причудливые платья украшены золотыми нитями ( Зардози ), золотыми бусинами и бывают разных цветов на шелковых тканях. Эти платья обычно носят для особых случаев и свадеб.

Обычно они имеют тяжелый дизайн и наполнены небольшими зеркалами в области груди, а также длинными юбками со складками.

Большинство афганцев исповедуют ислам , и практически все афганские женщины носят головной убор в соответствии с местной интерпретацией религиозных законов. Большинство женщин носят хиджаб или чадру в качестве прикрытия. Некоторые носят чадари , более известную на Западе как паранджа .

В некоторых местах, таких как Кабул , часто носят западные платья, такие как джинсы . С 1960-х по 1990-е годы в некоторых общинах Кабула были популярны более либеральные формы женской одежды, такие как мини -юбки.

«Теперь мы можем вернуться к более актуальным проблемам?»

Ариана Саид, певица и судья афганского телевизионного шоу «Голос», известная непримиримым отношением к положению женщины в Афганистане, 13 мая 2017 года выступила в Париже в наряде, провокационном даже по европейским меркам. Платье с длинными рукавами и леггинсами до щиколоток телесного цвета создавало иллюзию, что певица предстала перед публикой если не обнажённой, то, по меньшей мере, в прозрачном наряде, местами украшенном стразами.

https://youtube.com/watch?v=qyOIwV1SVRE

Выходка Арианы вызвала волну возмущения в афганских СМИ и среди афганских пользователей Фейсбука. Её называли «самой бесстыдной женщиной в истории Франции» и «позором Афганистана». 24 мая Ариана выложила в своём аккаунте видео, в котором сожгла скандальное платье, но оставила к нему длинный язвительный комментарий. За исключением телесного цвета, подчеркнула певица, в её двухслойном платье из плотной непрозрачной ткани не было ничего необычного. Аналогичные наряды, закрывающие всё тело, руки и ноги, носят добропорядочные афганские девушки и матери семейств. Но раз в Афганистане есть люди, полагающие, что её платье — самая большая проблема страны, то что же, Ариана Саид решит её!

«Я сожгла платье не потому, что пошла на поводу у критиков, а в надежде, что теперь они вернутся к обсуждению более актуальных проблем Афганистана!» — заявляет Ариана в конце ролика. Даже люди, осуждающие её методы, вряд ли станут отрицать, что её гневная речь не вызвала бы такого резонанса, если бы не то самое платье. Другое дело, что скандальными действиями всегда приобретаются не только сторонники, но и противники…

Скорее всего, Ариана Саид не слышала о русской поэтессе и писательнице Зинаиде Гиппиус, которая чуть больше столетия назад шокировала публику платьем телесного цвета, расшитым чёрными кружевами. А ведь нравы Серебряного века были куда свободнее афганских.

Бача-бази

К слову, помимо варварской традиции бача-пош в Афганистане с Х века существует не менее бесчеловечная практика, называемая бача-бази, при которой богачи выкупают у бедняков малолетних мальчиков, чтобы превратить в девочек для своих утех.

Попав в рабство, бача-бази обязаны носить женские наряды, следить за своим внешним видом, выглядеть женственно, быть ласковыми и уметь исполнять соблазнительный танец «Бача».

Именно его мальчики танцуют на всех организуемых их хозяевами праздниках, на которых любой гость, заплатив определённую сумму, может провести ночь любви с бача-бази.

Обычно у каждого состоятельного афганца единовременно живут 2- 4 мальчика, которые, по достижении 20-летнего возраста, обретают свободу и покидают дом хозяина, помогающего им найти работу. Однако адаптироваться к новым условиям жизни у юношей, умеющих лишь ублажать и танцевать, получается плохо, поэтому большинство из них занимаются проституцией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: