Слайд 4ЖЕНСКИЙ ИНГУШСКИЙ КОСТЮМОвчинные полушубки были традиционной женской зимней одеждой. Однако девушки,
согласно обычаю, полушубков не надевали, заменяя их теплыми платками. Ю. Клапрот с явной симпатией к ингушкам отмечает, что они «маленькие, сильные и довольно хорошенькие. Молоденькие девушки в расцвете лет имеют веселый нрав, они предупредительны. Волосы у них подстрижены таким образом, что закрывают половину лба, остальную часть волос они заплетают в косы, которые ниспадают на спину и на плечи. Чтобы волосы блестели, они тщательно за ними ухаживают. Прическа замужних женщин иная: они делят волосы на две части-хвосты, и каждый хвост обвивается лентой или полоской шелковой, шерстяной или хлопковой ткани, затем эти хвосты толщиной в палец накручивают на голову, закрепляя краями лент. Также женщины носят серьги — длинные, массивные, выполненные из меди, латуни или стекла».
Мужская одежда
Судя по археологическим материалам, полученным из погребальных памятников Горной Ингушетии, средневековый костюм мужчины состоял из двух одежд. На нижнюю (нательную) одежду надевался длинный шерстяной кафтан, доходящий до колен, и широкие шаровары из грубой шерстяной ткани, на ноги надевались мягкие козловые сапоги (ноговицы), а на голову — мягкая стеганая шапка. В погребениях более позднего времени встречаются черкески с газырями, меховые барашковые шапки (папахи). Кафтаны и черкески опоясывались одним или двумя кожаными поясами с железными и бронзовыми пряжками, тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. К поясам подвешивались кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. И обязательно холодное оружие: железные ножи с деревянными и костяными рукоятками, в кожаных ножнах, а также сабли и кинжалы.
Костюм ингуша ко второй половине XVIII – началу XIX вв., судя по данным письменных источников, практически ничем не отличался от костюма соседних горских народов. Юлиус фон Клапрот в начале XIX в отмечает, что одежда ингушей похожа на одежду других кавказцев, но она, как и их оружие, выглядит изысканнее. Она состояла из короткой «чохи» (черкески) с газырями, длинных штанов, плотно прилегающих внизу к щиколотке, из темно-коричневого неплотного сукна. На ногах – кожаная обувь без крепкой подошвы, а на голове – «шапочка из бараньей шкуры». При езде верхом ингуши надевают длинные шерстяные носки выше колен, и покрываются буркой, служащей надежной защитой от дождя и снега. Для такой же цели служит башлык – остроконечный суконный колпак, закрывающий лицо до глаз и носа. Непременным атрибутом одежды ингуша является оружие: на поясе у него всегда кинжал, а при полном вооружении – сабля и ружье.
Обувь составляли сафьяновые чувяки, иногда − башмаки или сапоги, подбитые железными скобками.
Головной убор
В качестве головного убора ингушами использовалась цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже − меховая с цветным верхом.
Кроме того, специфическую форму имел другой ингушский мужской головной убор «элтар-кий» — высокая, несколько расширяющаяся кверху папаха, поверх нее в ненастную погоду накидывали башлык. У ингушей башлык имел впереди небольшой козырек, выкроенный под прямым углом.
Аксессуары
Некоторые функциональные компоненты мужского костюма могли служить и украшениями, такие как пояс (ингуш. тIexкap), газыри (ингуш. бустамаш), часы (ингуш. сахьат) и др. Выделяли два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором; из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Такие пояса носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы.
Отличие черкески от сходных по покрою кафтанов и т. п. видов одежды составляют карманчики для газырей, которые с конца XVIII в. стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. В эти карманы вставлялись газыри (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В узких длинных карманчиках хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные крышки, украшенные серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью. Охватывая практически всю грудь, газыри выполняли и защитную функцию, прикрывая тело от рубящих ударов холодным оружием.
В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы, однако данные относительно существования подобных украшений в более поздний период очень скудны.
Со второй половины XIX в. роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы. Часы выполняли не только практическую функцию, но и использовались как дорогой престижный аксессуар. По мере расширения их производства и удешевления главным образом серебряные часы стали использоваться как вид подарка.
Женская одежда
Согласно материалам приводимым, в частности, Е. И. Крупновым:
Головы ингушских женщин украшали массивные плоские медные или бронзовые и серебряные височные восьмилопастные кольца. У шеи находились низки, состоящие из набора разнообразных бус: сердоликовых, стеклянных и из цветной пасты. На пальцах рук надето иногда по нескольку бронзовых и серебряных колец и перстней с глазками из цветного стекла. Талию опоясывал кушак из шелка или холста, к которому привязывались железные ножницы, а также сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками, деревянные гребни и очень редко стеклянные зеркальца в деревянной оправе.
Головной убор
Оригинальным женским головным убором являлся — курхарс. Он был атрибутом одежды ингушских девушек и надевались во время праздников и «выхода в свет». Курхарсы изготовлялись из красного войлока или плотного сукна и представляли собой высокие колпаки в виде конька с изогнутым вперед и раздвоенным концом («хохолком»). Курхарс был известен на Кавказе только в Горной Ингушетии. Впервые был упомянут в 30-х гг. XVII в. в статейном списке русских послов, описывающих свой маршрут через ингушские земли в Грузию. Исследователями курхарс рассматривается в исторической и культурной взаимосвязи с женским головным убором древних фригийцев, так называемым «фригийским колпаком».
Слайд 8Праздничный мужской костюмПраздничный мужской костюм включал в себя черкеску,
которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Внешность ингушей
Ингуши, как отмечают антропологи, представляют внешний типаж своих далёких предков, причём многие особенности почти не изменились с ходом времён. Отличительными чертами представителей народа считаются тёмные глаза и волосы, высокий рост, стройное телосложение, выступающий подбородок.
На протяжении многих столетий ингуши считали подтянутость и стройность достоинствами – как для мужчины, так и для женщины. Иметь большой живот, выступающий вперёд, считалось недостойным. Именно поэтому этот народ весьма сдержан в количестве принимаемой пищи, однако для гостей делает исключение.
Горные ингуши. Фото начала XX века
Жилище – башня
Как я уже заметила, традиционное жилище ингушей имело крайне необычную форму. Оно представляло собой башню из камня. В высоту такие сооружения могли достигать 10-16 метров, а строились они преимущественно в горах и ущельях. Стены башен украшались резьбой по камню, всевозможными орнаментами и родовыми символами, подчёркивающими статус жильцов.
При знакомстве с человеком ингуши обращали внимание на его башню, её состояние. Дом мог очень многое “рассказать” о своём хозяине
Конечно, сегодня эти сооружения в большинстве своём представляют лишь исторические памятники и не предназначаются для проживания.
Древние башни и руины, город Эгикхал, Республика Ингушетия, Россия Olga Khomiakova / canva.com
Слайд 10 Дизайнер нашего времени: Гетагазова Марьям Магомедовна -Марьям, какие задачи вы
ставите перед собой как дизайнер и откуда черпаете вдохновение?«Поставив перед собой цель – добиться успеха в мире моды, надо усвоить, что без профессионального отношения к делу ничего не получится. Конечно, необходимо знать многие секреты не только кройки и шитья, изучать свойства материалов, использовать лучшие технические средства и новые технологии. Все это, естественно, нужно для создания безупречно качественной продукции. Вместе с тем творческий подход, умение создать настоящий бренд, требуют многих, разносторонний знаний. Изучение культуры, истории, традиций, поиск форм, позволяющих ярко выразить красоту и уникальность этноса – это труд, который требует времени и усилий, терпения и настойчивости. Кавказский мир, культура Ингушетии – огромная кладовая, где всегда можно найти основу для новых, впечатляющих работ. Именно высокая квалификация, чувство гармонии и проверенные веками традиции, позволяют нам сегодня говорить об успехе кавказской моды. Мир моды огромен, подобен океану, но мы не собираемся захватить этот океан. У нас задача другая: отстоять свою часть территории, где царствуют кавказские представления о красоте, стиле, простоте и роскоши. И здесь нет никаких сомнений в успехе нашего дела».
Профессиональная одежда
Охотник
Письменные источники сохранили информацию о некоторых особенностях профессиональной одежды у ингушей. Например, описывается одежда охотника (ингуш. чарахь), который надевал чувяки с сафьяновыми ноговицами, поршни из сыромятной кожи, с плетеными ременными подошвами; в газыри был насыпан порох, который затыкался круглою свинцовою пулею, обернутой в засаленную тряпочку; к поясу привешивался старый кинжал и кисет из бычьего пузыря, наполненный махоркою. С собой бралась мохнатая кожаная котомка с провизией, состоявшая из овечьего сыра и кукурузных лепешек; за пояс затыкалась веревка со связкою стальных кошек и коротенькая трубка.
Пастух
Также приводится описание одежды пастуха: «Он одет в рубашку, штаны и камзол из грубой шерсти домашнего производства, поверх камзола одета бурка из еще более грубой шерсти, крепившаяся спереди с помощью самодельной деревянной спицы. На голову одевалась шапка из овчины, а на ноги надевались сыромятные кожаные сапоги, набитые травою».
Косарь
В материалах Комиссии по изучению Нагорной полосы Терской области за 1909 г. имеется сообщение, что «косари косят или босиком, или же в чувяках с подошвами из ременного переплета…». Вероятно, речь здесь идет об обуви из сыромятной кожи с подошвой, сплетенной из ремней, которую носили пастухи и охотники, так как она не скользила на горных склонах.
Слайд 6Платье ингушской невестыНастоящее платье ингушской невесты сделано таким образом, чтобы
скрыть недостатки фигуры девушки и подчеркнуть её красивую стать и достоинства. Платье, вместе со всеми атрибутами и элементами, может весить до 10 килограммов. В таком облачении девушке предстоит провести целый день, едва ли присаживаясь. Главные традиционные атрибуты – это нагрудник, шапочка, пояс и кошелёк. Нагрудник состоит из нескольких медных полос, их число символизирует количество детей, которых желают будущей семье родные и близкие.При этом, количество полос нагрудника непременно чётное. Пояс тоже несёт особый смысл. В старину на его украшение уходило много драгоценных и полудрагоценных камней. Число его звеньев должно быть равно 12-ти – это значимое число для народов Кавказа. В наряде невесты оно означало, что в доме у будущей хозяйки всегда будут царить порядок и мир.Шапочка молодой – также бессменный атрибут, который многие женщины Ингушетии после свадьбы хранят всю жизнь, как память о главном дне их жизни. Шапочка придаёт невесте стройности и стати. Традиционным для многих народов Кавказа, и в частности для ингушей считалось шитьё золотом, которое часто украшало шапочки невест. Кроме этого на них могли нашивать круглые бляхи из серебра и другие украшения. Сверху голова покрывалась большим шёлковым платком. Кстати, у ингушей считается добрым знаком увидеть ненароком лицо невесты сквозь плотную вуаль.
Слайд 7Мужской костюмОсновными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет —
тип полукафтана — туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет — на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей — из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию.
Одежда ингушей
Традиционная одежда ингушей принадлежит к общекавказскому типу. В костюме присутствуют нательная рубаха с высоким воротом, бешмет, шаровары. Мужской наряд дополнялся поясом, к которому крепился кинжал. Ингуши считали, что доставать кинжал без крайней необходимости нельзя. А достав его, нельзя положить в ножны, не использовав. Даже в шутку нельзя было замахиваться на человека оружием.
А вот при возникновении критической ситуации, во время борьбы, ингуши считали, что удар необходимо наносить сверху, чему были посвящены многие годы тренировок. В наши дни эти обычаи являются частью истории ингушей, а традиционные костюмы можно увидеть во время национальных праздников.
Ингуши во время мероприятия, посвященного годовщине депортации ингушского народа и Дню защитника ОтечестваФото: ingushetia.ru
Ингуши – народ, свято хранящий память о прошлом, свои многовековые традиции особенности культуры. Для этих людей история является не просто актами, связанными с их краем, но и знаниями, которые передали предки. Ингуши верят, что именно эта наука поможет избежать многих ошибок, допущенных в прошлом, а также использовать сильные стороны своего характера и мудрость, которой наделили их прежние поколения.
Страницы прошлого
Название народа произошло от названия селения Ангушт, которое начиная с XVIII века являлось одним из крупнейших населенных пунктов в Тарской долине. Сами ингуши нередко называют себя галгаями.
Как считают историки, это именование связано со словом “гала”, обозначающее башню или крепость. Это вполне логичное объяснение, ведь в старину у каждого ингушского рода была своя башня, по внешнему виду и состоянию которой можно было судить о материальном положении и успехах семейства.
Ингуши – один из автохтонных народов Северного Кавказа. Большинство их и в наши дни занимает земли, что много веков принадлежали их предкам. В частности, это Ингушетия и часть регионов Северной Осетии.
Пожилой ингуш с кинжалом кама на поясе во второй половине 19 векаФото Николая Карловича Зейдлита
После вхождения в состав Российской империи на землях ингушей происходят значительные перемены, и далеко не все они были положительными. Часть народа не хотела терпеть власти русских, из-за чего вынуждена была покинуть родину. Немало ингушей было выселено в Османскую империю, Казахстан, Среднюю Азию.
Как считают историки, предки современных ингушей были носителями древней кобанской культуры, что существовала в XII-IV столетиях до нашей эры. Именно эти племена, которых в источниках называют “кавкасионами” и “дзурдзуками”, заложили основы ряда народностей Северного Кавказа, в том числе и ингушей.
Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушамиу Фуртоугского водопада во время научной экспедиции, 30 июля 1880 года
Древнегреческий историк Страбон в своих трудах упоминает о “гаргареях”, которыми вполне могли быть ингушские племена. Античный автор указывал, что этот народ населяет северокавказские земли, граничащие с владениями амазонок.