Мужские головные уборы[править]
Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы) .
Мужская одеждаправить
Мужская рубаха
Мужская одежда для молений
Мужская рубаха южных удмуртов
Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски.
Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства . Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.
Тканые мужские пояса
Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники .
Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства , чаще красный в полоску (путо) . В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора.
Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной .
Женский костюм
Женская одежда различалась по нескольким признакам:
- место жительства (северные, южные);
- возраст обладательницы;
- семейный статус.
Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.
Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.
Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.
Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.
Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.
Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.
На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.
Оригинальный удмуртский национальный костюм
Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:
- северный костюм был трехцветным;
- южный — многоцветный;
- бесермянский.
Головные уборы северного комплекса
Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:
- шапка;
- покрывало;
- полотенце;
- повязка.
Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой — шапки из овчины.
Южные головные уборы
- Шапочки: пелькышет.
- Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
- Полотенце: йыркышет или чалма.
- Айшон.
- Платки.
Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.
Женский удмуртский национальный костюм
Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:
- зок кумак понэм – много кумача;
- пичи кумач понэм – немножко кумача;
- котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
- котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
- котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
- вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
- гордэн шырем – красная;
- сьодэн шырем – черная.
Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.
Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.
Национальный костюм удмуртов мужчин
Мужской удмуртский национальный костюм включает:
- рубаху;
- пояс или ремень;
- штаны.
Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.
Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.
Декор костюма
Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.
Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.
В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.
Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.
Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.
Обувь
Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги.
Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками.
Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки.
Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями.
В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.
Материальная культура [ править | править код ]
Жилище
Типичное поселение — деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́
), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом — куала.
В домах находилась глинобитная печь (гур
), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.
Одежда
Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м
), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м ), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут ).
На голове носили налобные повязки (йыркерттэт
), полотенце (чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон ). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы ), серьги (пель угы ), перстни (зундэс ), браслеты (поскес ), ожерелье (весь ).
Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.
Верхняя одежда без половых различий — шубы.
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
Кухня
В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд
) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь ) и кровяные колбасы (виртырем ). Типичны пельмени (слово заимствовано русскими из языка коми — ближайших родственников удмуртов), лепёшкизыретэн табань (с яичной подливкой) и перепечи — открытые ватрушки с загнутыми вверх краями из пресного ржаного теста с несладкой начинкой, блины (мильым ). Хлеб (нянь ). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась ), морсы, пиво (сур ), медовуха (мусур ), самогон (кумышка ).
Какие фасоны в традиции?
Обычный мужской фасон различался простотой. Ежедневный костюмчик включал рубаху-косоворотку, полосатые брюки и пояс. Поначалу рубашка была белоснежной с маленький вышивкой, но позже её вытеснила клетчатая ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями). Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежки употребляли шерсть.
В прохладное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинноватая дорога, надевали тулуп, который имел большенный воротник.
Индивидуальности формирования различий в женской одежке:
- принадлежность к северным либо южным народам;
- домашний статус;
- возраст.
Обычный дамский фасон – длинноватая рубашка, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халатик, пояс, передник. В зимнюю пору удмуртки спасались от холодов кафтаном либо шубой из овчины. Торжественный свадебный наряд был выполнен в белоснежных цветах, а для ежедневной жизни употребляли калоритные насыщенные цвета.
Немного истории…
Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы. В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.
Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.
Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм
Екатерина Сергеевна
Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм
Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».
Немного истории
Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.
Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)
. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик
Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой
С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.
Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.
Северный костюмный комплекс [ править ]
Земля распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и отчасти Сарапульский уезды Вятской губернии, сейчас Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.
Североудмуртский дамский костюмчик представляет собой один из более старых типов одежки пермских народов.
Летняя одежка северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубашки (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).
Рубашка из белоснежной домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, меж частями оставлены белоснежные просветы домотканины. Рубашка получает свое заглавие «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубашки овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, время от времени с включением частей браного ткачества .
Рубашку обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубашку, с отложным четырехугольным воротником и маленькими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубашки. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, время от времени пришивали бусы, маленькие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полосой кумача. Зависимо от метода декорации, цвета отделочных тканей, количества применяемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались обоесторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм различался отделкой огромным количеством кумача; пичи кумач понэм — маленьким количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосами бардовых лент до низа животика; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосами кумачовых лент, вожен шырем различался зеленоватой отделкой по подолу; гордэн шырем — красноватой отделкой.
Любая пара женской одежки имела собственный вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусочек ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюмчика замужней дамы, надевались они поверх рубашки, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на замену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Время от времени к ним пришивали монеты, пуговицы.
Неотъемлемую часть дамского костюмчика составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали узорами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись либо ткались на особых дощечках. В будни подпоясывались лишь фартуком, а в празднички надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце либо платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .
В зимнюю пору на белоснежную рубашку надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинноватые. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежка, исключается лишь нагрудник и треугольный платок. С зимней одежкой дама надевала четырехугольный платок, сшитый из 2-ух полос домотканины .
В зимнюю пору носили шубы из дубленой овчины обычно желтоватого цвета; торжественные шубы, нагольные либо скрытые тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), были темного цвета .
«В Татарстане городская культура «съела» костюм»
— Можно ли создавать модные вещи на основе национального костюма?
— Я считаю, что этим и нужно заниматься! Традиция – неисчерпаемый источник вдохновения. Знаю и тех людей, которые считают, что все нужно оставить как есть, в консервированном виде. Просто в индустрии дизайна надо понимать, для кого и куда вы это делаете.
Однажды у меня был показ мод на городской площади в Ижевске, и я выпустила модель полностью одетую в старинный костюм, но босиком. Потом мне сказали, что это совершенно недопустимо и так делать нельзя.
С одной стороны, я понимаю подобные ограничения и принимаю их. И мне нравится, когда люди надевают традиционный костюм, соблюдая все правила. Бывает и такое: старинный костюм, но непокрытая голова. Этот момент вызывает диссонанс. Если какого-то элемента не хватает, это сильно портит образ.
Со стилизованным под этнический костюм платьем можно делать что угодно, а носить и популяризировать традиционный костюм надо бережно.
— Возможно ли создание национального костюма, который бы оставался приемлемым в современном мире?
— Это все грани таланта. Человек – творец. Одна моя подруга говорит, что мало купить удмуртское платье, нужно еще уметь его носить. И если у дизайнера, швеи есть талант, то она сотворит платье грамотно и красиво. И ей помогут книги, альбомы, исследования ученых, архивные фото, музейные образцы.
— Каким образом развивается ваш музей платья?
— В Арт-резиденции мы часто обновляем формат работы с национальным компонентом, думаем о том, как развивать направления удмуртского искусства. Раньше работал театр на удмуртском языке «Юмок», были языке курсы, смены этномоды, литературные лаборатории. У нас много кураторов и направлений: театр «Догма» ищет новое пространство для репетиций и выступлений, художники современного искусства включаются в стрит-арт и паблик-арт проекты, снимается кино, пишется музыка.
А я понимаю, что мой музей платья уже не влезает в мой кабинет! Уже думала о том, чтобы переехать на другую площадку. Но пока мне не хватает музейного опыта. Нужно понимать, как хранить платья, как беречь их от солнечных лучей и моли.
Через несколько лет в Ижевске откроется обновленный Центр удмуртской культуры, сейчас активно идет стадия реализации архитектурного проекта. Возможно, музей найдет себе уголок в этом центре.
Сейчас в столице Удмуртии также идут обсуждения по созданию креативного кластера, некого культурного хаба, в котором бы активно продвигались местные ремесла, традиционный дизайн уживался бы с современным бизнесом. И в таком пространстве есть потребность в национальном шоуруме.
У меня уже был опыт создания шоурума и сувенирной лавки. Несколько лет назад мы открывали арт-пространство «Сахар», который стал центром притяжения модной молодежи, кажется, оттуда у меня и тяга к собиранию платьев и их «выставке-продаже».
— Насколько популярна тема национального костюма в Удмуртии и можете ли сказать она популярнее чем в Татарстане?
— Эта тема сто процентов популярнее, чем в Татарстане. Кажется, в Татарстане городская культура «съела» костюм. С другой стороны, современные татарские коллекции блистают на сцене, на конкурсе красоты «Татар кызы», например. Надо исследовать глубинки, аутентичную одежду многонациональных уголков республик. Уверена, что у кряшен и мишарей много чего интересного, но насколько это популярно? В Удмуртии есть мода на национальный шик: удмуртки могут надеть народное платье в театр, на серьезное национальное мероприятие, фестиваль.
Последний раз торжественное чувство «красной дорожки» охватило меня на съезде всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш». Это наш удмуртский курултай. И все женщины выглядели просто сногсшибательно. Организации исполнилось 30 лет, и многие гости по-своему подчеркнули в костюме свою национальную принадлежность. Полный восторг! У кого-то был полноценный костюм, у кого-то стилизация, кто-то примерил на себя украшения. Видно, что людям это нравится, они хотят носить «удмурт шӧмо» — с удмуртским вкусом! Я думаю, что сейчас даже недостаточно дизайнеров. Потому что спрос на современные удмуртские платья повышается! Это вопрос маркетинга и продвижения. У удмуртского костюма большой спрос, я в этом уверена.
Ильгизар Вахитов
Подробнее: https://milliard.tatar/news/v-udmurtii-est-moda-na-nacionalnyi-sik-udmurtki-mogut-nadet-narodnoe-plate-v-teatr-na-festival-1564
«По моим наблюдениям удмурты славятся ткачеством»
— Сколько у вас сейчас костюмов?
— Около пятидесяти. Много разнообразного текстиля: тканые покрывала, вышитые полотенца, кроме платьев есть верхняя одежда. В том числе — несколько стилизованных советских костюмов, а также мои дизайнерские платья. Большая часть костюмов – это южно-удмуртские платья. Большинство платьев досталось от моей бабушки Вали из деревни Старая Монья. Но это уже платья советского периода, середины XX века. Есть много современных образов – платья и фартуки 90-х и 2000-х годов.
— А мужские костюмы у вас есть?
— Из мужского у меня только стилизованные рубахи. А традиционных рубах нет. И сколько бы ни дарили платья, мужских рубах еще не было. Я, конечно, в дальнейшем планирую приобрести что-то и из мужского гардероба.
Много всего покупаю, беру на «Авито» или на сайте «Мешок», или нахожу через знакомых. Жаль оставлять платья в антикварных отделах – хочется сразу пристроить их, найти им дом. Однажды я нашла покупательницу для старинного мониста.
— Какая стоимость у платьев?
— Объявления начинаются примерно от 3 тыс. рублей. Далее цифры только растут. Самое дорогое из моих покупок – марийское. Костюм с фартуком и монистом я покупала за 12 тыс. На монисте – николаевское серебро, чешуйки, бисер, даже встречаются советские паетки. Видела объявления о монистах за 50 тыс. и даже за 6 млн! Хотя, конечно, эта цена выдуманная. Думаю, что современная женщина, если захочет, то может заплатить за отдельные старинные монеты и сама собрать себе украшение из серебра.
— В чем особенности национального удмуртского костюма?
— Наверно, в большинстве удмуртский костюм ассоциируется с южно-удмуртским костюмом. Это ткачество, пестрядь, яркие геометрические узоры. Эффектный свадебный головной убор в виде берестяного конуса, покрытого платком – айшон.
Если рассматривать удмуртский костюм комплексно, то он очень разнообразен. На севере, например, встречается кабачи – вышитый нагрудник-оберег. Если побывать в Питерском Этнографическом музее, то можно увидеть замечательный костюм центральных, якшур-бодьинских удмуртов. Встречаются хорошо сохранившиеся аппликативные платки – куиньсэрго. Техники очень разнообразны: аппликация, вышивка, ткачество.
По моим личным наблюдениям чуваши и марийцы славятся вышивкой, а удмурты – ткачеством.
— Расскажите подробнее о монистах. Они же несут какой-то смысл?
— Серебряные украшения – элементы, показывающие достаток владелицы, это же деньги. Получается, женщина носит на себе банк. Тем не менее, монисто, закрывающее грудь, несет и обережную функцию. Звон монет защищает от сглаза.
В костюме очень многих народов встречаются мониста, вышивка на груди. Украшения имеют как декоративное, так и магическое значение.
Национальная обувь, головные уборы и украшения
О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.
Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.
Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье). В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти
Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки
В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.
Дамский костюмчик
Удмуртки шили свою одежку из холста и сукна. Костюмчик северных удмурток включал белоснежную рубашку дерем туникообразного покроя со съемным вышитым нагрудником кабачи. Поверх рубашки носили белоснежный халатик с маленькими рукавами — шортдьрем. Передник азькышет подпоясывали плетеным пояском. Южные удмуртки шили рубашки (подобно монгольским и башкирским) из фабричной пестряди. Под ними носили нагрудники мрешет, а сверху — передники с грудкой ашшет и приталенные бархатные безрукавки саестэм. Теплой одежкой был кафтан зыбын.
Головной убор юных дам состоял из нескольких частей: чепца манлая, обшитого по краю 2-мя рядами серебряных монет; налобной повязки с бахромой и полосатого колпака, спускающегося на спину. Дамы постарше к манлаю прикрепляли покрывало чалму. Носили также айшон — высшую шапку-кокошник на берестяном каркасе, обшитом холстом. Айшон украшали ракушками каури, бисером и монетами, а сверху на него набрасывали наряженное покрывало сюлык. Девицы носили шапочку такъю. В украшениях северные удмуртки отдавали предпочтение бисеру, а южные — монетам. Недаром гласили, что удмуртскую даму поначалу слышишь, а позже видишь. Нагрудные декорации с рядами серебряных монет и чересплечные перевязи чыртывесь и чыртыкыш шили на матерчатой базе. Дамы носили также серьги, бусы и колье весь, девицы — накосники. Южные удмуртки к браслетам и кольцам прикрепляли серебряные монетки.
Южные головные уборы
- Шапочки: пелькышет.
- Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
- Полотенце: йыркышет или чалма.
- Айшон.
- Платки.
Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк — сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон — удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык — белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность — массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.