В кузбассе представили национальный костюм шорцев с мехом соболя (фото). одежда, обувь и украшения шорцев костюм шорцев по изо

Интересные обычаи и традиции шорцев

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Меховые варежки – часть саамского народного костюма.

Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Мужские головные уборы[править]

Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы) .

Мужская одеждаправить

Мужская рубаха

Мужская одежда для молений

Мужская рубаха южных удмуртов

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Зимние штаны обычно шились из полушерстяной домотканины, при этом использовалась черная шерстяная нить естественной окраски.

Верхняя одежда шилась из полушерстяной и шерстяной домотканины и тканей фабричного производства . Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчиный тулуп с большим шалевым воротником.

Тканые мужские пояса

Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники .

Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства , чаще красный в полоску (путо) . В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора.
Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной .

Вселенная и человек

По изначальным верованиям шорцев, Вселенная имеет три уровня: высший, состоящий из «девяти небес», средний – собственно земля, и низший – обиталище демонических сил. В мире борются два начала – светлое и мрачное, поскольку таковы два демиурга, добрый Ульгень и злой Эрлик, приходящиеся друг другу родными братьями, но вечно враждующие.

Религиозная практика – это прежде всего шаманизм, общение с предками, духами стихий, покровителями промыслов.

Обращение шорцев в православие началось сравнительно поздно, со второй половины XIX века, и сегодня большинство представителей этого народа относят себя к православным. Однако элементы древних культов все равно сохраняются, например, в погребальных обрядах.

В 1980-х годах стараниями национальной интеллигенции началось возрождение древних традиций, вернулись праздники прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам, которые сопровождаются исполнением героического эпоса, а он у шорцев очень богат.

Говорим по-шорски

Айран – напиток из кислого молока

Алып – богатырь

Анчи – охотник

Анымчок – до свидания

Арака – водка

Кай – эпическое фольклорное произведение, а также способ исполнения – горловое пение

Кайчи – народный сказитель, певец

Камча – плетка

Кан (хан) – часть составного имени

Кижи – человек, шор-кижи – шорец

Кижим – подседельный потник

Комус – шорский народный музыкальный инструмент, род балалайки

Кыз – девушка

Оол – парень

Саадак – чехол для боевого лука

Тасхыл, таг – гора

Той – пир, празднество, чаще свадебное

Улус – село

Челпан – увесистый выступ с наветренной стороны горы

При подготовке публикации использовались «Энциклопедия Красноярского края», «Историческая энциклопедия Сибири» 

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Оригинальный удмуртский национальный костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный — многоцветный;
  • бесермянский.

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой — шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее — красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Уклад жизни

Народные традиции шорцев отражают представления этого этноса о жизни. В основе всего стоит понятие рода, который живет по патриархальным законам. Члены его называются «карындаш», во главе общины стоит «паштык».

На этапе становления народности высшим органом управления считалось родовое собрание. Должности в нем занимали исключительно мужчины. Члены собрания решали все важные вопросы, проводили выборы. Они же были и судьями. Решение суда выносили на рассмотрение всего народа, и если большинство не соглашалось с ним, проводили новое разбирательство.

Шорцы – искусные кузнецы. До прихода в верховья Томи русских мужчины этого этноса занимались обработкой металла. Особенно развито это ремесло было на севере. Изделиями из металла здесь платили дань тюркским каганам, их же выменивали на мех и войлок у кочевых племен.

С XIX века кузнечное дело стало угасать: с этого времени традиции шорцев Кемеровской области связаны с охотой. Зверя добывали в основном не для пропитания, а для продажи. Сегодня ремесла отошли на второй план: по традиции,  шорцы Кузбасса занимаются добычей угля.

Презентация на тему: » Угрецова Ульяна Александровна МБОУ Гимназия 24, 10 класс Б номинация :Культура Кузбасса руководитель Прокина М.В. Шорцы и телеуты Народные костюмы.» — Транскрипт:

1

Угрецова Ульяна Александровна МБОУ Гимназия 24, 10 класс Б номинация :Культура Кузбасса руководитель Прокина М.В. Шорцы и телеуты Народные костюмы

2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ Шорцы и телеуты — это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.

3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Почему важно изучать национальные костюмы Почему важно изучать национальные костюмы Телеутский национальный женский костюм Телеутский национальный женский костюм Шорский национальный женский костюм Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Таблица сходства костюмов

4

Почему важно изучать национальные костюмы Национальная одежда — это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

5

Телеутский национальный женский костюм Одежда телеутов по сравнению с соседями- шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону.ширина пояса была около 3-5 см,иногда до 12 см,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица — кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали,обычно таким же, что и ластовица материалом.

6

Телеутские украшения Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос — из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. женское телеутское украшение

7

Шорский национальный женский костюм Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Материя раскраивалась острым ножом, детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками.. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Разве только женская одежда более обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

8

Шорские украшения Очень популярными у шорок были украшения: серьги из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами, тонкие кольца или медные перстни с камнями, накосники и ожерелья. Шорский женский накосник

9

Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисера. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.

10

Таблица сходства костюмов Название одеждыУ телеутовУ шорцев платье++ халат++ штаны++ платок++ шаль-+ воротники++ шапки++ чарык++ пояс кур++ чиймек+- тон++ полушубок-+ сырмал+- телен+- кафтан++ сапоги++

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов.

Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.

Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.

Праздничные и свадебные русские народные костюмы

Национальный праздничный костюм русского мужчины практически не отличался от свадебного. Одним из основных атрибутов жениха был головной убор. Венчаться в церкви обязательно нужно было в шапке, только когда начинался пир, ее можно было снять. Обычно это был нагольный аксессуар (из шкуры кожей наружу), либо с меховой оборкой, редко – простой круглый. В некоторых регионах русские мужчины надевали красный плат, который складывали по диагонали, заправляли булавкой. Невеста шила жениху рубаху и порты.

Свадебная национальная одежда жениха состояла из красной рубахи, которая вышивалась по манжетам рукавов, вороту и подолу. Узоры были не только украшением, но и оберегом: охраняли хозяина или хозяйку от разных бед. Праздничным украшением национальных рубах были богато вышитые съемные зарукавья и оплечья, воротник. Под них русский мужчина надевал белую сорочку (нижнюю, нательную). Порты были не такими яркими, расцветки – скромными, орнамент почти не делали.

Обязательно нужно было быть подпоясанным кушаком (кожаным или тканевым). В зимнее время сверху знатные мужчины надевали охабень (вещь с длинными декоративными рукавами, которые завязывали на спине) и ферязь. Последняя представляла собой национальную одежду, которая застегивалась на груди накладными петлями, отличалась наличием длинных рукавов: правый надевался в сборку на руку, а левый свободно свисал. Русским женщинам по праздникам полагалось надевать два наряда – женский и девичий. Между собой они отличались наличием дополнительных атрибутов.

Русскому праздничному наряду присуща многослойность. Женщины надевали:

  1. Сорочицу, нижнюю рубаху. Это простой базовый вариант национальной вещи. Белый цвет считался признаком невинности. По подолу ее могли украшать обережной вышивкой.
  2. Вторую рубаху – из более дорогой ткани. Рукава у нее были длинными, чтобы можно было сделать из них оборки и украсить обручами или манжетами с пуговицами.
  3. Национальную поневу или сарафан.
  4. Передник.
  5. Пояс и подвески на него.
  6. Шубку (тулуп).
  7. Муфту (в зимнее время).
  8. Головной убор (венец, повязку), кичку, сороку, кокошник.

Русские костюмы обязательно было украшать различными знаками. Верхний мир (небо) символизировал головной убор. Его орнамент состоял из солярных (солнечных) знаков, крепили также нитки с жемчугом или бисером (дождь). Средний мир (воздух) – рубаха, нижний (земля) – подол. Нередко последний украшали ромбами (как символ поля, плодородия).

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Верования

Массовый переход в начале XX века представителей этой народности в православие не смог полностью искоренить традиционные верования, к которым относится шаманизм, пантеизм и анимизм. С ними же связаны и многие интересные традиции шорцев.

На фото: шаманка в полной амуниции

Мир здесь делят на три сферы: землю Ульгения (высшего божества), мир людей и подземное царство. Важную роль в жизни играют шаманы, которые обеспечивают связь между смертными и божествами. Шаманство у шорцев передается исключительно по наследству.

У каждого предмета есть свой покровитель. К духам относятся с особым почтением, особенно ценят тех, от которых зависит охота. Главным из них считается хозяин гор Таг-эзи: ему приносят жертвенный напиток перед охотой, задабривают пихтовыми ветвями при переходе через перевал, бросают кусочки мяса в огонь после удачной охоты.

До наших дней дошла интересная традиция древних шорцев приносить жертву и духу огня От-эзи во время похорон и поминок. Это считается единственным прямым общением с высшими силами. В остальных случаях прибегают к помощи шамана.

Традиция окружать себя различными амулетами сохраняется до сих пор. Самые ценные амулеты – те, которые связаны с семьей.

Покровительницей детей здесь считают богиню Умай. Ее именем называют душу ребенка от рождения и до трех лет. Над кроваткой младенца обычно вешают ее символическое изображение – маленький лук со стрелой, на конце которой закреплен кусочек заячьей шкурки.

Удмуртский национальный костюм

Положение конкурса удмуртских национальных костюмов «Чеберай» на традиционном празднике «Гербер»

Общие положения

Конкурс состоится на традиционном празднике «Гербер».

Цели и задачи конкурса

  • сохранение и развитие материальной и духовной культуры удмуртского народа;
  • популяризация удмуртской национальной одежды, традиций пошива национальной одежды.
  • активное воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной национальной культуры;

Организаторы конкурса

  1. Отдел культуры Администрации Индустриального района.
  2. Городское отделение Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш»

Время и место проведения

Конкурс проводится на традиционном празднике «Гербер» в парке «Березовая роща» 12.06.2011 г. на малой сцене в 16.00 – 17.30 ч.

Участники

В конкурсе могут принять участие все желающие (в удмуртских национальных костюмах). Регистрация 12.06.2011 в парке «Березовая роща» до 16.00 ч. Регистрацию проводит Леонтьева Любовь Николаевна. Место регистрации – возле малой сцены.

Условия проведения конкурса

Мероприятие проводится в форме конкурсно – развлекательной программы.

Конкурсы:

  1. Визитка своего костюма (до 3 мин).
  2. Дефиле

Подведение итогов, награждение

Для определения победителей создается жюри, которое определяет победителей по номинациям «Традиционный женский костюм», «Традиционный мужской костюм», «Современный (стилизованный) женский костюм», «Современный (стилизованный) мужской костюм», «Детский костюм».

Победители награждаются памятными призами.

Критерии оценки:

  • Традиционное сочетание цветовой гаммы национальной одежды, дизайн костюма, выдержанность в стиле;
  • Умение представлять одежду перед зрителями;

Контактный телефон организаторов:

  1. Отдел культуры Администрации Индустриального района – т. 44-20-02 e-mail: [email protected]
  2. Ленинское районное отделение организации «Удмурт кенеш» — Леонтьева Любовь Николаевна (8 912 876 70 26)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: