Национальный колорит
Началась история калмыцкого танца с момента зарождения народности. Постепенно произошло разделения танца на несколько уровней. Представляет народ, как стремительные и быстрые номера, так и медленные с плавными движениями.
Как любое танцевальное направление, встречается в исполнение сольное, парное и групповое представление. Танец рассказывает о жизни народа, раскрывает особенности быта и достижения на протяжении всего процесса становления самобытных родов. Национальный колорит проявляется в костюмах, музыке и движениях.
Танец древних времён носил ритуальный и неритуальный характер. В первом случае проводили обряды на привлечение удачи, победы и благосостояния, исполняли шаманы. Второй вариант, подходил для отдыха, развлечения, проведения праздников и торжественных мероприятий.
Интересный в исполнении калмыцкий танец чичирдык, основное движение в нём выполняется как тряска. Да и сам перевод звучит, как трясти. В сравнение с другими народностями, у калмыков в танце трясётся всё тело. Исполняется парами.
https://vk.com/video_ext.php
Почитание традиций и памяти предков представлено в калмыцком танце шарка, он раскрывает единство народа с природой. Учит уважать окружающий нас мир, быть благодарным за блага. Ценить каждое мгновение. Участвуют в нём мужчины и женщины.
Разновидность ранее представленной композиции калмыцкий танец шарка барка, исполнители обращаются к степным просторам и силам природы в танцевальном исполнении. Идёт восхищение миром, восхваляется природная гармония. Исполняется танец парами под музыку, которая носит точно такое же название.
Сила и мужество представлено в калмыцком мужском танце, представителем этой творческой линии является танец Ишкимдык. Участвуют в нём только мужчины. Исполнение происходит сольное либо группового типа. Танцоры показывают зрителям:
- Свою мощь.
- Ловкость.
- Хитрость.
- Качества воина и охотника.
Ещё один вариант, калмыцкий танец товшур, сольного представления. Зародился на севере и центральных частях. Основа строится на топанье, отсюда и название композиции. Отражает этнический быт народности. В процессе выступления, танцор имеет гордую осанку, чёткость ритма, национальное музыкальное исполнение. Яркая особенность, зрители подбадривают юношу.
https://vk.com/video_ext.php
Самобытная культура наделила танцы особой грацией и свободой. В былые времена, калмыки танцевали весь год. В холодную погоду танцы исполняли в тесных юртах. Отсюда появились сольные танцы, построенные на импровизационном подходе.
Куклы в народных костюмах, выпуск 7
7 номер Куклы в народных костюмах
— Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы — фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.
Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.
Головные уборы: 1-4 — торцог; 5, 6, 10 — хаджилга; 7, 9 — тамша; 11 — халмаг; 12 — устя халмаг.
Номер в упаковке.
7 номер Куклы в народных костюмах
— Калмыцкий праздничный костюм.
7 номер Куклы в народных костюмах
— Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.
Со спинки.
Головной убор очень интересный.
Верхняя часть шапки.
Красные сапожки.
Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой — не только сверху, но и снизу.
Двухслойный костюм — малиновой платье и чёрное сверху.
Лица у кукол совсем разные — две восточные красавицы.
Две фарфоровые куклы — восточные красавицы от ДеАгостини — 7 номер Куклы в народных костюмах
— Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.
Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.
Куклы в народных костюмах — первые 7 кукол.
7 номер Куклы в народных костюмах
— Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.
Некоторые развороты номера. Калмыкия.
Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.
Одежда калмыков.
Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.
Шапочка-камчатка.
Халмаг и шиверлыки.
Токуги.
Костюм принцессы Сувсы.
Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.
Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.
Терлег — праздничное платье калмычки — из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег — без рукавов, с длинными полами. По краям — вышивка гарусными лентами или позумент.
Во что здесь играли.
Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).
Для перекуса — джомба — калмыцкий крепкий чай.
Калмыцкий календарь.
Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.
АНОНС 8 номера — кукла в летнем костюме Минской губернии.
Калмыцкий праздничный костюм
7 номер Куклы в народных костюмах — Калмыцкий праздничный костюм — номер выходит 19 апреля 2012.
Кукла здесь — в тёмном костюме, если не ошибаюсь — лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).
Калмыцкий костюм
Данные об одежде калмыков в XVII—XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.Женский национальный костюм цегдег с терлегом.
Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).
7 номер Куклы в народных костюмах — Калмыцкий праздничный костюм.В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.
Пожилые калмыки носили летом торцог — меховую шапку круглой формы, зимой — бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.
В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.
О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.
Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.
Женское национальное платье хутцан.В XIX—XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи — простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья — терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.Калмычка в национальном головном уборе камчатка.
Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг — туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье — бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.
Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.
Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом
.Женщина в калмыцкой национальной одежде.
Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла — круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша — круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.
Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.Старинным головным убором была халмаг — круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.
Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.
Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги — чехлы.
Эстетика исполнения
Как правило, национальный калмыцкий танец, состоит из фрагментов полёта гордых беркутов или плавных, грациозных моментов, напоминающих бег табуна лошадей. Все позы имеют особое значение и смысловую нагрузку. Почитание природы и стихий, главное действие в исполнении. Происходит подражание окружающего животного и растительного мира.
Девушки неторопливо переступают ногами и делают плавное движение руками. А мужчины в калмыцком народном танце, всегда стремительные как ветер, резкие, как удар меча. Система движений выполняется отрывисто.
Эстетику исполнения можно разделить на несколько фрагментов:
- Круговое исполнение.
- Юноши танцуют возле дам, но не прикасаются к ним. Следуя традициям народа. Это показатель высочайшего уважения к женщинам.
- Возгласы всегда идут от мужчин. Женщины выступают, молча, завораживая зрителей плавностью движений и нежной грацией.
Все эти моменты, можно прекрасно отследить, просматривая калмыцкие танцы видео, они раскрывают свободный дух исполнителей, наполненный яркими эмоциями, красочным исполнением и разнообразием костюмов.
Так как видов много, то каждый ансамбль танца, представляет своё особое видение номера. Оригинальность проявляется в быстром, темпераментном исполнении и точности движений. Либо медленном и величавом с исключительной хореографической природой танцевального представления.
- Финский танец
- Греческий танец
- Молдавский танец
- Азербайджанские танцы
- Грузинские танцы
- Армянские танцы