Нагорный Дагестан
Жительницы нагорного Дагестана — аварки, лачки, даргинки — носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.
Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку — чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.
Мужская одежда
Индусы до сих пор сохраняют приверженность к традиционному стилю в одежде, несмотря на влияние западной культуры. Так же, как и в женских нарядах, в мужской одежде есть скрытая символика, она через поколения передает частички знаний, бережно хранимых в народе.
Дхоти
Этот вид одежды очень популярен в Индии, ее носят как мальчики, так и взрослые мужчины. Дхоти — отрезок ткани длиной от 2-х до 5 м. Этой повязкой закрывают бедра и талию. Один ее конец протягивают между ног. Получаются своеобразные шаровары. Иногда дхоти носят как запахивающуюся юбку.
Лунги, или мунду
Это один из вариантов дхоти. Бывает в виде обычного полотна из шелка или хлопка или со сшитыми вместе краями. Длина лунги доходит до лодыжек. Но ее можно изменить, подвернув ткань у талии, что необходимо при работе в поле или посещении храма. Часто лунги носят пожилые индианки, умело комбинируют их с другими нарядами.
Шервани
Очень элегантный праздничный пиджак с золотой или серебряной вышивкой, застегивающийся на пуговицы. Великолепно смотрится его воротник-стойка. Обычная длина шервани – до колен, но может быть и длиннее. Принято носить со штанами чуридар, суживающимися в нижней части.
Особенности национального дагестанского костюма
В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.
Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.
Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.
Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.
Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.
Обувь
Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.
Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.
Значение деталей
Национальные костюмы были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.
Хотя у каждой были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке
При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей
Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.
Культура, народные традиции и обычаи
Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.
Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.
Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.
Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.
Народ с отличным чувством юмора, поэтому жители каждого селения из-за этих отличий постоянно подшучивают друг над другом. Зато спустившись с гор, стоят за земляков горой. Другие дагестанцы тоже шутят про лакцев, намекая на их ловкость в коммерческих делах: «Разрежь любой арбуз и оттуда выскочит лакец».
Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.
Культура малочисленного народа богата и разнообразна, ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное исскуство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.
Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.
Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.
Численность и место проживания лакцев
Тем, кто не был в горах Северного Кавказа, сложно представить, насколько они своеобразны и как сурова «страна» лакского народа. Здесь нет лесов, которыми так богаты предгорья, среди лета может выпасть снег, не вызревает большинство фруктов и овощей. Здесь скромная кухня – ее основные ингредиенты: мука, сыр, мясо (часто вяленое) и дикорастущие травы. Воздух так свеж и прозрачен, что его хочется пить, жгучее высокогорное солнце одарило всех девушек румяными щечками, а коровы так миниатюрны, что неизменно приводят в восторг, довольно редких в этих краях, туристов.
По данным последней переписи сейчас численность лакцев составляет около 160 000 человек. Места их компактного проживания – Лакский, Кулинский и Новолакский районы, но больше всего их, примерно 86 тысяч, проживает в столице Дагестана – Махачкале.
Знаменитые лакцы – герои СССР и России
Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.
Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.
Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.
Цвета и узоры в одежде
Народные орнаменты наиболее точно отражают сложившийся на протяжении тысячелетий уклад и образ жизни индийцев. Для каждого цвета имелось свое тайное значение.
Европейцы лишь восхищаются яркими красками, умело переплетенными между собой мотивами и узорами, а для жителей Индии они являются символами, зачастую имеющие сакральный смысл:
- красный цвет — самый значимый для индусов. В багряную одежду облачаются на праздники, свадьбы и другие торжественные события. Красные наряды невест — символ чистоты и невинности. Порошок синдур такого же цвета наносится женихом на пробор будущей жене. Эта пламенная гамма весьма характерна для многих украшений и декоративных элементов в индийских храмах;
- желтый — также необходим в наряде невесты, означает непорочность, защищает от злых помыслов. Способствует большей сплоченности в семье. Кроме того, желтый цвет — символ знаний и счастья, считается цветом бога Вишну;
- шафрановый (темный оранжевый) — священный оттенок, означающий жертвенность, отказ от всех благ. Это цвет монашеской одежды и нарядов странствующих аскетов;
- синий — является оттенком бога Кришны. Он подчеркивает силу, мужественность. В связи с тем, что добывать краску сложно, занимаются этим люди из низших каст. Поэтому такая одежда характерна только для малоимущих;
- зеленый — в отдельных районах является свадебным и праздничным, ассоциируется с исламом;
- черный цвет хотя и отпугивает зло, все же считается несчастливым. Поэтому одежду черного и близких к нему оттенков не принято надевать на свадьбы и другие праздники. Такой цвет не подходит для детской одежды;
- белый — символ смерти и перерождения, означает святость, мир. Связан с богиней знания Сарасвати. Траурный цвет.
В индийских узорах всегда заключен определенный смысл. Обычно они очень яркие, как и вся природа в этой жаркой стране, состоят из искусно сплетенных отдельных элементов.
Некоторые из орнаментов известны во всем мире. Индийский огурец (или пейсли), который сами индийцы называют «бута», очень древний, он был известен еще со времен государства Сасанидов (224- 651 гг. н. э.) и до сих пор очень популярен. Жизнь человека в этих узорах подобна языкам пламени, которые также символизируют в этом случае динамичность и развитие. Пейсли можно встретить в жилище, оформленном в восточном интерьере, а также на посуде, его объединяют с кружевными мотивами и узорами из геометрических фигур.
Из растительных мотивов наиболее популярными считаются изображения лотоса. Но также часто можно увидеть декоративные узоры с плодами манго, гранатов, различных пальм и кипарисов. Распространены стилизованные изображения животных — слонов, верблюдов, львов, а также птиц.
Женская одежда
Обычаи, культура, религия и климат нашли отражение в разнообразии индийской одежды. Расшитые золотом и серебром, украшенные стразами или небольшими частичками зеркал, наряды более всего подходят для эффектных восточных красавиц. Поэтому до сих пор индианки отдают предпочтение традиционной одежде.
Индийское сари
Этот женский костюм считается очень древним и до сих пор весьма распространен. Прямоугольный кусок ткани длиной до 9 м оборачивают вокруг бедер, а затем оставшийся материал перебрасывают через плечо. Под сари должен находиться короткий топ — чоли. Яркие, с дорогим декором сари, женщины носят в праздничные дни, а более скромных расцветок, с минимумом украшений — дома. Свадебные наряды вышивают вручную, эскизы после завершения работы уничтожаются. Поэтому сари невесты всегда уникально и неповторимо.
Лехенга-чоли (Гагра-чоли)
Еще один женский классический костюм, который носят как вечерний или праздничный. В ряде штатов считается повседневной одеждой, а в Пенджабе в гагра-чоли танцуют.
Индийский костюм для танца изображен на фото ниже. Именно в нем исполняют такие пляски как хагра, дандиа и прославившийся на весь мир танец живота. Костюм состоит из трех элементов — юбки (ленга), блузы (чоли), накидки (дупатта). Длина юбок могла изменяться, но знатные индианки всегда выбирали только те, подол которых касался пола.
Шальвар-камиз
Такую одежду носят девушки, которым нравятся брюки. В Индию этот костюм пришел из Афганистана. Очень популярен в штате Пенджаб, из-за чего его так и называют «пенджаби». Состоит из сужающихся книзу брюк и туники с разрезами по бокам. В качестве аксессуара носят дупатту — шарф из тонкого материала большой длины. Иногда тунику носят с узкими бриджами.
Чуридар-курта
Наряд похож на шальвар-камиз, но брюки от колена заужены и у щиколоток собраны в складки. В комплект входит длинная рубашка до колен.
Патту-павадай
Эти длинные конусообразные платья традиционно носят маленькие девочки. Шьют их из яркого шелка самых разных цветов и оттенков. Низ платья павадай обязательно украшает орнамент в виде золотистой полосы.
Мундум-нерьятхум
Традиционная женская одежда в штате Кералы. Самый древний из всех видов сари. Нижняя часть называется мунду, верхняя — нерьятху. Это сари также полностью закрывает грудь и живот.
Мекхела-чадор
Все женщины штата Ассам носят этот наряд, который состоит из трех частей. Нижнюю, мекхеллу, закрепляют на талии. Чадор — деталь, облачающая тело поверх небольшой кофточки. На чадор крепится риха, довольно узкий элемент костюма, она украшена запоминающимися узорами по краям и всему полотну.
Национальная обувь
Модели обуви из Индии становятся популярными во многих странах мира. Они удобны, сделаны из качественных тканей или дерева, шерсти, экокожи, так как кожу коров или телят использовать для пошива запрещено. Подошвы изготавливают из резины или пенополиуретана.
Падуки — самая древняя модель сандалий, их делали по индивидуальным меркам, с небольшим колышком или сферой на основе из дерева. Ношение такой обуви способствует успокоению, выработке контроля над эмоциями. Чаппалы — удобные шлепанцы с кольцом для большого пальца, но есть варианты с закругленным носком и немного задранным вверх. Колхапурские чаппалы изготавливают из кожи бизонов. Они крепкие и износоустойчивые. Плетеные сандалии из кожи верблюдов – бунто – немного похожи своей формой на привычные комнатные тапочки.
Для туфель моджари используют ткань с золотой вышивкой, которую украшают бисером или жемчугом. А самые дорогие из них могут быть декорированы драгоценными камнями.
Одна из моделей моджари — кхуса, с длинным загнутым носком и высоким задником. У туфель, предназначенных для знатных особ, носки могли быть закручены несколько раз. Еще один вариант — джутти, с закругленным носком и зачастую отсутствующим задником.
Особенности индийского костюма
Индийские наряды вместе с историческим развитием страны прошли долгий путь изменений и преобразований. Начиная от пхатаки — одежды из коры и листьев, упоминавшейся еще в древних Ведах, до современных джинсов и других элементов западного стиля, постепенно набирающих популярность среди жителей крупных мегаполисов. Одежда, которую производят и носят в Индии, имеет различия, сформированные и зависящие от многих причин. На ее особенности оказывают влияние следующие факторы:
- географическое расположение штатов;
- этническое своеобразие;
- культурные традиции;
- условия проживания, местность (сельская или городская).
Индийский традиционный костюм в современном мире
На протяжении всей истории страны одежда индийцев подвергалась незначительным изменениям, но в период Британского колониального правления индийские военнослужащие начали носить одежду в западном стиле. Позднее появились некоторые дополнения в национальных костюмах, а в наши дни в обыденной жизни многие индианки носят джинсы, юбки. Большинство индийских мужчин предпочитает одеваться в европейскую одежду.
Однако национальный костюм все же остался для самых торжественных и праздничных случаев
Кроме того, его уникальность не обошли вниманием и законодатели моды: на его основе дизайнеры разрабатывают новые модели одежды. Многие европейские модницы и танцовщицы, исполняющие восточные танцы, думают о том, как сделать индийский костюм своими руками
Выкройки очень простые, сшивать отдельные детали нужно не везде. Главное – найти подходящие ткани, способные передать в танцевальном наряде национальный колорит этой удивительной страны.
Виды
Индийские ткани славятся необычайно ярким подбором цветов, выразительностью орнаментов, разнообразными техниками. Издавна бенаресский шелк и парчу скупали торговцы. И в настоящее время для тканей, произведенных в Бенаресе, характерны сложные узоры и сияние золотого шитья. Всем известная парча или кинхаб — лучшее творение местных ткачей. Один из ее вариантов — химру, парча из шелка и хлопка.
Тканые рисунки в технике икат и двойной икат украшают ткани, созданные в штатах Гуджарат, Орисса, а также в Андхра Прадеш. Украшенный орнаментом-купоном шелк канчипуран изготавливают на юге Индии. Он отличается особой плотностью и цветовыми переливами. Местный шелк тассар, муга, энди получают не от шелковичных червей.