История костюма
Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.
В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.
В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.
Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет — верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке
Головные уборы
Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.
Повой (в письменных сведениях он обозначается еще словом убрус — полотенце) был полотенчатым. Он обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством. Видимо, украшенные повои (полотенца) были атрибутом богатых женщин.
Кокошник. Конец 19 века
Кокошники и шамшуры хорошо известны по многочисленным образцам, представленным в музеях. Они были символами замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Наиболее традиционно околыш украшался жемчугом, перламутром, кручеными серебряными и золотыми нитями, бисером и красивыми пуговицами.
Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) имели плоские жесткие основы квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй.
Кокошники и шамшуры уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение моршни — шапочки из тонкой материи, стягивающиеся шнурком. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали. На свадьбе свекрови предписывалось кокошники и шамшуры дарить снохе.
Шамшур. Конец 19 века
Прослеживается у коми-пермяков региональная особенность бытования кокошников и шам-шур. Кокошники носили только северные (косинско-камские) коми-пермячки, а шашмуры — южные (иньвенские).
На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.
Девушки украшали косы вплетенными лентами. Они носили налобные повязки {перевязки) — ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу {челе) шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда — жемчугом. Более сложные, богато украшенные повязки назывались венчиками и корунами.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки. Позже получили распространение картуз, а затем — фуражка.
Нагорный Дагестан
Жительницы нагорного Дагестана — аварки, лачки, даргинки — носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.
Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку — чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.
0 Статьи / Виды национального костюма народов Дагестана
В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.
Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.
Мужской костюм
Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.
Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.
Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.
Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.
Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха – это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.
От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги.
Женская одежда
Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.
Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.
Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.
Нагорный Дагестан
Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.
Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.
На голове закреплялась специальная шапочка – чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.
Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.
Южный Дагестан
Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма – многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.
Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.
Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.
На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.
Кумычки и чеченки
Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.
Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние – узкие длинной до кисти руки и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.
На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.
Ногайки
Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.
-
Согласны ли вы с высказыванием художника пикассо компьютеры бесполезны сочинение
-
Что такое ненависть сочинение
-
Почему милая добрая жертвенная соня не является идеалом толстого сочинение
-
Сочинение про герб перми
- Сочинение по английскому на тему музей в россии
Кумыкский национальный костюм
Лёгкой нательной мужской одеждой кумыков были длинная рубаха – гёйлек и штаны – иштан. Их шили из простых хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи – бешмет – къаптал. Бешмет шили из тёмной материи – хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой. Постепенно бешмет заменила кавказская рубаха с застёжкой спереди и стоячим воротником.
Кумыкский женский костюм испытал большое влияние со стороны одежды северокавказских народов — кабардинцев, черкесов, осетин. Если в повседневном быту кумычка, как и горянка, носила преимущественно платье-рубаху в ее классической туникообразной форме, а также в варианте отрезной рубахи «бузмы», то нарядной одеждой было отрезное по линии талии распашное платье «кабалай» с двойными длинными откидными рукавами, широкой длинной юбкой, глубоким V-образным вырезом, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными позолоченными пряжками филигранной работы.
Кабалай обычно шили из дорогой красивой ткани (бархата, шелка, парчи) и носили с узким серебряным филиграннымы нашивками. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.
Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.
Обувь шилась в прежние времена из дубленой кожи на мягкой подошве и обшивалась красивым узором. Кумычки, в отличие от других народов, имели еще специальные деревянные платформы, которые надевались на обувь в сырую погоду, чтобы не запачкать подол платья и обувь.
Косметические средства: белила – оба и румяна – энгилик. Особенно кумычки любили подводить глаза, брови и ресницы сурьмой – сюрме, которой лечили и болезни глаз. Многие женщины, особенно старшего возраста, красили волосы хной.
Кумычки в отличие от аварских женщин предпочитали позолоченные украшения – серьги, кольца, пояса и т. д. К костюму часто носили изящные сумочки, сшитые из бархата или другой дорогой ткани и украшенные красивой вышивкой.
Пояса
Опояска — йи вонь начало 20 века
Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров — геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан — гребешок, перна — крест, радз — цедилка, катша кок — сорочья нога, тупдсь — оладушка, дзуган — путанка, баран сюр — бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.
Каждый вид пояса имел специальное назначение. Кушаки надевались поверх шабуров, понитков, шуб; покромки — сарафанов; тельники — рубах. Молодежь старалась выглядеть стройнее и подпоясывалась по талии, а некоторые пожилые люди — ниже талии, чтобы выделить живот для солидности. У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Эти сумки обычно ничем не украшались.
Украшение поясов было характерно для коми-пермяков с глубокой древности. При раскопках могильников были обнаружены разнообразные металлические украшения и пряжки кожаных поясов. Этот излюбленный элемент украшения костюма имел распространение среди значительной части населения. С XIV в. металлические украшения в погребениях очень редки. Позднее они совсем не употребляются.
Материал
Холст — сьӧлӧмӧс дӧра 1940-е гг.
Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.
Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.
Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.
Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.
Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.
Часть 2. Бронежилет или бурка
Сегодня бурка — скорее, праздничное одеяние, но раньше она была незаменима как защита от вражеских пуль
Сегодня речь пойдет о бурках — наплечных накидках из шерсти андийских коз. Шерсть, из которой шились бурки, валялась таким образом, что пуля, выпущенная в воина, застревала в ней как в бронежилете.
Испокон веков андийцы были известны производством и торговлей наплечными бурками, высоко ценившимися на кавказских, персидских и турецких рынках. О времени возникновения бурочного производства судить трудно. О воинах, одетых в черные шерстяные плащи, упоминают еще античные авторы. Интересно, что в средневековье производство бурок было столь значительным, что облагалось данью.
По материалам первого съезда деятелей кустарной промышленности Кавказа (1902 г.) андийцы производили 30 800 бурок в год. Из сел Анди, Гагатль, Риквани, Ботлих, Ансалта и Шодрода в среднем за год вывозили бурок на сумму до 50 000 рублей.
О размахе торговли бурками свидетельствует тот факт, что даже в тяжелых условиях экономической блокады в годы Кавказской войны бурочный промысел процветал.
Согласно сложившейся традиции, тем или иным ремеслом в ауле занимались либо только мужчины, либо только женщины. Изготовление бурок было делом рук андийских женщин.
Тяжелый удар бурочному производству был нанесен в 50-е годы нашего столетия. Бурочный промысел был запрещен, и торговцы бурками преследовались в уголовном порядке. Мотив: колхозники плохо или вовсе не работали в колхозах, занимаясь в том числе производством и сбытом бурок. В 70-х годах в селе Рахата была воссоздана бурочная артель, которая и сегодня удовлетворяет спрос на изделия этого древнего и уникального промысла.
По форме наплечная андийская бурка — “буртина” — отличается узкими плечами и широким подолом. Андийская бурка укрывала от дождя не только всадника, но и коня. Бурку называли домом горца. Есть притча: андиец, не желая дарить свою бурку, сказал другу: «Проси что хочешь, но не дом и его столб». Друг понял, что речь идет о бурке (дом — бурка, столб дома — жена).
Бурка незаменима в бою. Выдержанная бурка противостояла шашечным и кинжальным ударам, и ее не пробивала выпущенная из гладкоствольного оружия пуля, не говоря уже о стрелах. Бурка фактически заменяла собою щит и прочие доспехи. В случае, если двое решали ссору оружием, ближайший из свидетелей, одетый в бурку, разнимал бойцов, пользуясь буркой, чтобы препятствовать смертельному исходу. Поэтому у дагестанцев почти неизвестны боевые щиты, столь распространенные у других горцев Кавказа.
Каждый взрослый мужчина в Дагестане должен был иметь бурку, если даже надевал ее редко. Наплечную часть бурки подшивали красной шелковой и атласной подкладкой.