Особенности свадебного наряда
Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбирали белый оттенок наряда, но некоторые предпочитали яркие оттенки. Например, васильковый или бордовый цвет.
Часто одеяние дополняли камзолом насыщенного тона. На ноги барышня надевала туфельки или легкие сапожки (ситеком). На голове у невесты было покрывало из кружев или калфак. Отличительная черта свадебного наряда – большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары указывают на высокое положение девушки в обществе и ее материальную состоятельность.
У парней наряд был намного скромней. Они приобретают классический костюм, который декорируют лентами. Также дополнением одеяния служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених надевал рубаху и бархатный камзол.
Женский костюм
Широкие рубахи-колмеки с полосами, похожими на ромбы, шились из самодельной ткани. К концу XIX века появились вертикальные воротники, кокетки и манжеты, украшенные кружевом и оборками, а также подолы. Нагрудный разрез казанского татарина был украшен очень красочными орнаментами. Поверх колмека надевали обязательную рубашку (богатые женщины носили шелк), собранную у щиколоток кружевами.
Верхняя одежда татар — платье-антер в турецком стиле посередине — шилась из обитой тяжелой шелковой ткани. Узкие рукава антера были украшены бархатными манжетами из капака, расшитыми золотом. Нагрудник из коклюшек, украшенный монетами и вышивкой, прикрывал глубокий вырез. Платья были длиной до колена для девочек, ниже колена для женщин среднего возраста и до пола для пожилых людей. Зимой под платье надевали стеганый хлопковый зубун. Это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярностью пользовались шелковые пальто. Широкие куртки были из черного бархата, украшенные позолоченными орнаментами, а приталенные туники — из шелка и атласа. Зимние бренды украшались беличьим мехом, а туники подшивались хлопком.
Головные уборы и украшения. Самым распространенным головным убором татар была шапка-калфаки. Женщины носили вязаные шапочки, а девушки — бархатные и шелковые шапочки, богато украшенные золотой вышивкой, жемчугом, бисером, бахромой и позолоченными монетами. Мишали украсили свои шапки кашпау серебряными монетами. Как и у кашмовских татар, у них были популярны шали, покрытые полотенцами — пуговицами. Шапка казанских татар, пронизанная бубнами и растительными орнаментами, называлась эльпек. Татарские женщины в Кряшене носили покрывало серпек, с косой, уложенной поверх короны, как у русских. Типичной татарской прической были две косы с пробором посередине. Турецкая феска тюрбуш была популярна среди крымских горных женщин. Татарские женщины носили чалбыри (серьги яка на груди), хаситы (головные ленты), пухлые браслеты, серьги арка и огромные браслеты — крымские женщины носили ленты. Мишари и Криашен широко использовали монеты для украшения.
Девушки в синих колмеках, каратных платьях и бархатных калфаках — казаничиги-мужчины носили сапоги в узорах.
Широкими мазками по всему костюму
Таким образом, сегодня мы с Вами, очень быстро и не углубляясь, коснулись вопроса территориальных особенностей традиционной одежды, причем затронув и такую тему, как субэтнические и субконфессиональные группы татар. Крупными мазками из глубины веков, благодаря стараниям ряда исследователей, была показана специфичность и неординарность описанных выше комплексов. Однако, нельзя забывать, что одежду носили живые люди, которые взаимодействовали с соседними сёлами и рядом проживающими народами, торговали и покупали, участвовали в войнах, привозя диковинные вещи, да и попросту смотрели и изумлялись новым модным веяниям, а потом потихоньку их внедряли в свой повседневный и праздничный быт.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Аксессуары и предметы украшения
Описание традиций и обычаев указывает, что девушки в обязательном порядке надевали множество различных украшений. Молодая татарочка должна была иметь:
- кольца (из золота и серебра);
- перстни с драгоценными камнями;
- серьги (со вставками из драгоценных камней и металлов);
- подвески;
- ожерелья (в 90% они яркие и объемные);
- браслеты (в том числе, сплетенные из натуральных элементов или тесьмы).
Обязательный ювелирный элемент для женщины – серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи – не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди. Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь – украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты.
Татарское украшение на шею
Женщины подчеркивали свою красоту косметикой, чтобы создать единый и гармоничный образ. Макияж обязательно должен был быть легким, чтобы лицо сохранило естественность и привлекательность. Основной цвет волос – черный, поэтому оттенки помады или теней выбирали с тем расчетом, чтобы они подчеркивали природную красоту локонов. Национальная прическа – тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Духи изготавливались из природных компонентов – розового масла и сока базилика. О мужчинах стоит упомянуть лишь то, что они не носили бороду.
Национальные мотивы в современной одежде татар
Национальная одежда татар является красочной и привлекающей внимание. Она сочетает в себе практичность, удобство и богатство. Чистокровный представитель народности и сегодня стремится сохранить память о традициях и культурных особенностях
Национальные мотивы очень важны для сохранения народной памяти, именно поэтому традиционные фасоны используются и в современной одежде. Молодые могут и не знать, как называется костюм, но внешний вид позволит им больше узнать о том, как жили предки. Традиционную одежду обычно надевают на праздники. Не все смогут сшить костюм самостоятельно, поэтому для торжеств люди предпочитают брать одежду напрокат. Также принято хоронить представителей старшего поколения в костюмах, указывающих на родовое происхождение. Удобство покроя и многие элементы, которые использовались ранее, взяты для реализации задумок в момент создания рубашек, штанов. Яркая внешность женщин, темный цвет волос (шатенка, брюнетка), обилие украшений, красивая вышивка – все это создает целостную картину образа представителей этой национальности. Предпочтительные цвета – оттенки, которые можно увидеть в природе (синий, зеленый, бордовый, вишневый)
Чистокровный представитель народности и сегодня стремится сохранить память о традициях и культурных особенностях. Национальные мотивы очень важны для сохранения народной памяти, именно поэтому традиционные фасоны используются и в современной одежде. Молодые могут и не знать, как называется костюм, но внешний вид позволит им больше узнать о том, как жили предки. Традиционную одежду обычно надевают на праздники. Не все смогут сшить костюм самостоятельно, поэтому для торжеств люди предпочитают брать одежду напрокат. Также принято хоронить представителей старшего поколения в костюмах, указывающих на родовое происхождение. Удобство покроя и многие элементы, которые использовались ранее, взяты для реализации задумок в момент создания рубашек, штанов. Яркая внешность женщин, темный цвет волос (шатенка, брюнетка), обилие украшений, красивая вышивка – все это создает целостную картину образа представителей этой национальности. Предпочтительные цвета – оттенки, которые можно увидеть в природе (синий, зеленый, бордовый, вишневый).
Новое время, прежние маркеры
После почти столетнего забвения на авангард выходят познания о материальной и духовной культуре. Если еще лет десять назад многие с удивлением смотрели на меня, когда я, проводя экскурсию в Национальном музее, употребляла невиданные слова, как хаситә, изү, бөти, кәттәҗи и прочие, то сейчас, благодаря тому, что не только проводятся выставки, читаются лекции, снимаются ролики на YouTube, да еще и появились люди, просто любящие татарский костюм, и на основе него создающие целые модные коллекции. После нескольких лет работы фестиваля татарской культуры «Печән базар», все поголовно стали носить мөгез калфак, подобие кәттәҗи, и снова в моду вошел нагрудник изү, а в прошлом и начале этого года вдруг выстрелили перевязь хаситә и яка чылбыры. И уже на гала-концерте регионального тура «Татар кызы 2021» прекрасные молодые девочки блистали в этих украшениях.
Безусловно, все красиво, все это отражает нашу культуру, и, о чудо, давно забытое становится для нас снова родным. Однако у многих не складывается образ в голове. Да, есть познания, идущие с нами из детского сада, воспевающиеся в театре о татарском женском костюме. Если село, то – рубаха, непонятные штаны, предстающие шароварами, передник, камзол в народе часто именуемый жилетом, платок, завязанный по-татарски (на два соседних угла на затылке), возможно, лапти, а может и любимые наши сапоги. Городской костюм предстает перед нами разнообразными шелками, та же рубаха с камзолом, калфак, возможно с шалью и сапоги. Вроде все верно, у каждого народного костюмного комплекса есть определенные маркеры, по которым он читается, как своими, так и другими. Значит, еще не начав писать, уже можно и не продолжать, основа перед нами, а дальше уже пусть специалисты разбираются.
На дворе двадцать первый год XXI века, мы все пережили карантин, научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученному знанию. Нам уже не хватает общей программы, появляются новые платформы, где мы можем получить больший объем. Все это относится и к татарскому костюму. Конечно, у него есть узнаваемые и тиражируемые элементы, но на этом не заканчивается богатая история ношения и бытования традиционного комплекса.
Интересно отметить, что еще Каюм Насыри задавался вопросом: «Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды?» И, действительно, средневековье в целом мы достоверно не знаем. Есть замечательные реконструкции, отдельные изобразительные источники, но вот сохранившегося материального наследия, к сожалению, нет. Сегодня мы с вами можем отмотать историю по костюмному комплексу до XVIII века, по некоторым образцам и аналогиям до XVI века, но наиболее изученный и знакомый исследователям – XIX век.
К тому же необходимо вспомнить и слова Н.И. Воробьева: «Одежда казанских татар так же, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. При обзоре ее мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальных», точнее уже прочно укоренившихся в быту одежд, а с другой, ряд заимствований, из быта других народностей».
Следовательно, далее мы с вами будем знакомиться с такими нюансами одежды, как половозрастные различия, т.е. не все то, что надела бы молоденькая девушка, смогла бы носить замужняя дама. К тому же, узнаем, что татары, как писали выше исследователи, жили не в вакууме, а взаимодействовали с соседями, впоследствии перенимая понравившиеся элементы декора и одежды.
Фасоны
Нынешние модернизированные наряды несколько отличаются от народных. Преимущественно используются традиционные белые платья, которые могут быть дополнены контрастными деталями, выполненными в трех основных национальных цветах. Приветствуются также светлые оттенки подвенечной одежды: мятный, нежно-голубой, розоватый.
Нравственные запреты стали немного терпимее и к фасонам – девушка может себе позволить выбрать наряд с открытыми руками или неглубоким декольте. Самой популярной моделью среди татарских модниц стало свадебное платье А-силуэта с пышной юбкой. Это универсальный крой, который смотрится элегантно и стильно на фигуре любого типа.
В татарских свадебных салонах предлагаются и другие, востребованные нынче во всем мире, фасоны подвенечных платьев:
- бальный наряд «принцесса»;
- возвышенный и утонченный греческий стиль со смещенной к груди линией талии;
- грациозные силуэты типа «русалка» («рыбка»);
- стильные прямые модели.
Немного истории
Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.
Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.
У крымского этноса наряд существенно отличался
Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина
Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде
Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать
Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.
Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом. |
Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.
Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.
Какие материалы используются для национальных костюмов татар
Для изготовления одежды применяли разнообразные материалы. В основном это были тканевые составы и куры животных. Меховыми вставками декорировали края одежды. Также очень любили применять изысканный бархат контрастного цвета. Со временем одежда стала выполнять другие функции и становиться намного легче. Соответственно и ткани стали использовать менее плотные. Популярностью пользовались шерсть, хлопок и шелк. Камзолы отшивали из узорчатой парчи отшивают из парчи. Для повседневной носки применяли более дешевые и износостойкие материалы. Для праздничных нарядов ткани часто создавали собственноручно с авторскими рисунками и декором не скупясь при этом на дорогие камни, меха и прочую отделку.
Например, в 19 столетии красный цвет символизировал принадлежность к определенному роду и сословию, а позднее о финансовой независимости человека. Через какое-то время этот цвет стали повсеместно использовать в праздничных одеяниях на различных торжествах. А вот белая одежда у большинства ассоциируется со старостью и траурными мероприятиями.
В настоящее время наблюдается тенденция использования разнообразных броских и даже дерзких оттенков. Все чаще используется изумрудные, сиреневые и синие цвета сочетают с контрастными тонами и яркими узорами. Более изысканно выглядит вышитый золотом наряд.
Фасоны
Нынешние модернизированные наряды несколько отличаются от народных. Преимущественно используются традиционные белые платья, которые могут быть дополнены контрастными деталями, выполненными в трех основных национальных цветах. Приветствуются также светлые оттенки подвенечной одежды: мятный, нежно-голубой, розоватый.
Нравственные запреты стали немного терпимее и к фасонам – девушка может себе позволить выбрать наряд с открытыми руками или неглубоким декольте. Самой популярной моделью среди татарских модниц стало свадебное платье А-силуэта с пышной юбкой. Это универсальный крой, который смотрится элегантно и стильно на фигуре любого типа.
В татарских свадебных салонах предлагаются и другие, востребованные нынче во всем мире, фасоны подвенечных платьев:
- бальный наряд «принцесса»;
- возвышенный и утонченный греческий стиль со смещенной к груди линией талии;
- грациозные силуэты типа «русалка» («рыбка»);
- стильные прямые модели.
Гендерные разновидности
Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.
Женский
Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.
Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.
Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.
В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.
Детский
Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:
Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами
Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги. В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава
Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
Мужской
Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.
- Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
- Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей. |
Татарские головные уборы
Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.
Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.
В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад. |
Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.
Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.
Народный костюм татаров
Татары — один из самых густонаселенных народов России. Это татары Приволжского Урала. Казанские, касимовские, мисарийские и кряшенские (т.е. баптистские) татары, астраханцы, живущие на средней Волге и по Волге и Каме, и сибирские татары. Волжско-Камские болгары сыграли важную роль в формировании татарского государства. В 13 веке хан Батый завоевал их удел и создал новый удел — Золотую Орду. Эта провинция простиралась от Западной Сибири до Северного Кавказа и Крыма. Кипсак Золотой Орды принял турецкое название «татары» и ассимилировал многие племена.
В 15 веке орды были разделены на отдельные потники. Столица Казань стала в то время политическим центром всей Восточной Европы. Касимовские татары были названы в честь Касима, сына казанского хана, правившего династией Касимовых. Крымские татары делились на горных (поскольку эта часть Крыма входила в состав Османской империи, народный костюм этой группы находился под сильным влиянием турецкой культуры) и степных (или ногайцев). Ногайцы на Северном Кавказе. Несмотря на территориальное разделение, все татарские группы объединены общей религией и культурой.
Бьюти-индустрия 100 лет назад: черные зубы, «скисший» шампунь и пилюли для высокой груди
Как татарки пользовались косметикой до революции?
Сегодня практически каждая женщина (и многие мужчины) в той или иной степени пользуется косметикой и средствами по уходу за телом. И желание выглядеть красиво у представительниц прекрасного пола существовало практически всегда. Однако представления о красоте менялись. Колумнист «Реального времени», казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в новой авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, поведала, какой косметикой пользовались татарские модницы сто лет назад и на что они шли, чтобы соответствовать тогдашним представлениям о прекрасном.