Казахский национальный костюм

Казахская национальная одежда — энциклопедия руниверсалис

ВВЕДЕНИЕ

События, изменения в жизни народа находят свои отражения в такой сфере быта, как одежда. Одежда является зеркалом обычаев и культурных традиций народа вообще и казахского народа в частности. Изучая одежду, ее изменения в процессе времени и ее совершенствование можно воссоздать интересные картины из истории жизни народа. Казахский фольклор донес до нас следующие выражения, связанные с предметами одежды и быта: «Девушка, одетая в каркату», «Женщина в касабе» (вид женской одежды). Иногда казахи, чтобы сказать о своем старшинстве говорят: «Я раньше тебя состарил несколько иткойлек (рубашек-распашонок)» или «Кто надел кебенек — вернется, кого завернули в кебин (саван) — не вернется никогда».

С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Однако не стоит думать, что национальная казахская одежда — это только осколок культуры, прошлое народа. Сегодня национальная одежда и украшения казахов представляют большой интерес для дизайнеров, которые с большим успехом используют их элементы в моделировании высокой профессиональной моды. Да и вообще отношение самих казахов к своей национальной одежде изменилось. Если в 1980-х годах национальный свадебный костюм оценивался ими как «из ряда вон выходящее событие», как нечто необычное и даже можно сказать эпатажное, в 1990-х стал желательной нормой, а в 2000-х — обязательной нормой для тех, кто активно позиционирует в обществе свою этническую принадлежность.

Сегодня можно утверждать, что изменяясь под воздействием новых политических и экономических условий жизни народа, одежда стойко сохраняет ряд древних черт в формах, деталях покроя и украшений, выявление которых представляет материал для изучения конкретной истории народа и его культуры. Все это свидетельствует о том, что обращение к теме национального костюма казахов актуально на сегодняшний день.

Степень разработанности темы. Наиболее ранние описания одежды казахов относятся к середине и второй половине XVIII в. Гладышева и Муравина (40-е годы), П.С. Паласса, И.Г. Георги, капитана И.Г. Андреева. Во второй половине XIX в. количество русской литературы по Казахстану возрастает, но одежде в ней уделяется мало внимания. Более полноценная информация содержится в работах М. Красовского, В. Потто, Б.Даулбаева, Х. Кустанаева. Содержательную характеристику одежды казахов начала XX в. мы встречаем в книге немецкого ученого Р. Карутца. Изучение собственно казахских этнографических коллекций в фондах западносибирских музеев началось со второй половины XX в. В 1964 г. в свет вышла монография И. В. Захаровой и Р. Д. Ходжаевой «Казахская национальная одежда» , где впервые в научный оборот было введено значительное количество предметов казахской одежды из коллекций омского краевого музея. В 1995 и 2006 гг. омскими этнографами и музееведами были подготовлены этнографические каталоги по казахской культуре, позволившие ввести в научный оборот широкий круг источников .

В Казахстане большинство изданий касающихся традиционной казахской одежды — альбомного характера. Наиболее известные — работы А.Х. Маргулана , У. Джанибекова , Книга «Национальная одежда казахского народа» .

Сегодня появляется много статей о казахской национальной одежде, но все они в основной своей массе рассматривают национальный костюм, как основу для проектирования современной одежды в этническом стиле.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что нами сделана попытка объединить разнообразный материал о национальном казахском костюме, представленный отрывочными текстовыми блоками, которые посвящены отдельным элементам костюма.

Цель работы — дать описание национального казахского костюма.

  1. Описать национальный казахский головной убор
  2. Описать повседневный казахский костюм: мужской и женский
  3. Дать описание традиционной казахской обуви
  4. Описать детскую национальную одежду
  5. Описать традиционный свадебный наряд казахской невесты

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.

  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» — неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

  • одежда имеет приталенный крой;

  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причём запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;

  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Разновидности

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.

Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.

Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Вкусные сувениры

Что попробовать в Казахстане и привезти в качестве вкусного подарка? Список довольно внушительный, каждый путешественник непременно найдет что-то для себя и близких. Национальных хитов – хоть отбавляй.

Сладкие изделия фабрики «Рахат»:

  • шоколад и конфеты в красочной упаковке с национальным орнаментом;
  • подарочные наборы с видом достопримечательностей Казахстана;
  • ириски и карамель из натуральных ингредиентов.

В категории съедобных сувениров популярностью пользуются:

  • восточные сладости: чак-чак, халва, пастила в пластинах;
  • сушеные фрукты: чернослив, изюм, кизил, инжир;
  • специи для мяса, рыбы и овощей;
  • сырой вяленый казы и копченый шужык – деликатесы из мяса конины в вакуумной упаковке;
  • шубат – верблюжье молоко;
  • тан – кисломолочное изделие с тонизирующем действием, которое в шутку называют местным «Алка-Зельтцером»;
  • кумыс – слабоалкогольный напиток из молока кобылы;
  • иримшик – лакомство из творога и сыра;
  • курт – сухой молодой сыр в виде шариков, овалов, пирамидок;
  • виноградный сахар – продается большим куском, откалывается по мере необходимости;
  • мед из верблюжьих колючек – гипоаллергенный продукт, насыщенный витаминами и минералами;
  • чай – как черный, так и зеленый славятся вкусовыми качествами и ароматом.

К слову, жителей Казахстана называют чемпионами мира по потреблению чая. Неслучайно страну именуют «чайной». На каждого жителя приходится более одного килограмма сухого продукта в год!

Список съедобных презентов, которые производят только в Казахстане, можно продолжить. Туристы сами решат, на чем остановить выбор и где купить вкусняшки для друзей.

Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям

Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история

Рассмотрим ее подробнее.

История казахского костюма

Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.

Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте .

Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.

Особенности казахского костюма

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

  • Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
  • Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
  • Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
  • Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
  • Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
  • Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Женские казахские наряды

Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.

К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.

Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.

Мужские варианты костюма

Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.

Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.

Цвета национального костюма казахов

В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.

Белый цвет казахи носили на свадьбе. Из белого атласа и драгоценностей делали женский головной убор саукеле .

Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.

Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.

1.2. Национальная повседневная одежда казахов

Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большими перепадами дневных температур. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служил стойким определителем, по которому отличали своих от чужих. Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определенной возрастной регламентацией. Национальный казахский костюм прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку нельзя было обойтись без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этом следует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления к красоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много, чтобы заниматься украшательством.

Обогащение одежды золотыми нашивками с люрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшем в силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с эстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии.

Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Современный казахский костюм девушки

Современные девушки надевают традиционный костюм только на свадьбу или иные праздничные мероприятия
Читайте далее:

Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.

Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.

Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.

Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Как сделать бескозырку из бумаги своими руками? инструменты, материалы. выкройка деталей. создание головного убора.

Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.

Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты

Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Алкоголь

Бутылку местного коньяка с колоритным названием «Казахстан» увозит домой каждый второй турист. Это сувенирная классика, недорогая и качественная.

Фирма «Бахус», производящая популярный напиток на дубе с полувековой выдержкой, хранит рецепт в тайне. К потребителям он поступает с тремя и пятью звездами.

Хорошей репутацией пользуются коньяки «Фараби» и «Александр». Из категории более дорогих напитков – коньяки «Женис» и «Кахарман». Коньяк с великолепным вкусом и ароматом под марками «Женис» и «Кахарман». Они встречаются реже, чем традиционный «Кахзахстан», который вам будут пытаться продать на каждом углу, и стоят дороже – но по качеству отличаются разительно в лучшую сторону.

Подарки для дома и семьи

Жители Казахстана дорожат традициями, которые передаются из поколения в поколение. Символом гостеприимства является дастархан – место для трапезы, где всегда накормят вкусными блюдами, напоят ароматным чаем. Еду в Казахстане подают в яркой посуде, которую не хочется выпускать из рук. На память приходит старинная казахская поговорка, которая идеальна во все времена: «Посмотрев на посуду, определи хозяйку». В списке сувениров для хозяюшек могут быть:

  • пиала;
  • керамические касешки (посуда для чая), которые считают неофициальной символикой страны;
  • расписное блюдо для бешбармака;
  • заварочный чайник;
  • ваза из фарфора, дерева или металла;
  • праздничное блюдо из дерева — астау.

Любой из этих предметов с национальным орнаментом или резьбой, станет прекрасным подарком из Казахстана.

Корпе

Без теплого стеганого одеяла корпе, сшитого из разноцветных лоскутков, не обходится ни одна казахская юрта или квартира в многоэтажном доме. Мастерицы Казахстана по кусочкам собирают узоры, имеющие сакральный смысл, и шьют большие одеяла (жамылгы корпе) или их маленькие копии (жер корпе), которые кладут на пол во время дастархана. Древняя техника называется «курак».

Войлочные тапочки

Недорогие изделия из войлока, украшенные казахскими национальными узорами, станут достойной альтернативой дорогим сувенирам. Тапочки ручной работы теплые и удобные согреют в холод.

Нарды

Жители Казахстана любят играть в нарды, так что купить их можно повсюду – на рынках, в сувенирных лавках, торговых центрах. Есть подарочные экземпляры, стоят они недешево, но выглядят презентабельно. Даже если турист никогда не держал нарды в руках, увлечься ими и освоить технику можно с ходу. Популярная в народе игра придется по душе знатокам шашек или шахмат.

Свадебный женский костюм

Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:

  • представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
  • для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
  • поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
  • голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
  • цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.

Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.

Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.

Казахские украшения

Айя Шалкар в клипе «Медина»

Что привезти из Казахстана милым дамам? Конечно же, ювелирные украшения в национальном стиле. Для казахов ювелирные украшения имели большое значение, считалось, что звон металлических украшений отпугивает злых духов, а женщина без украшений может быть только в траур. Популярные казахские женские украшения — серьги, кольца, перстни, заколки для кос, пряжки и застежки на одежду, подвески и браслеты, поясные накладки. Серьги — являлись обязательным атрибутом женщин. Чем длиннее серьги, тем более они ценны. Серьги изготовляли в виде луны, полумесяца, ромба, куполообразные, остроконечные, с камнем, многоэтажные и другие.

Украшения делались в основном из серебра, реже из золота. Для декорирования применялись вставки из камней, обычно красных — рубин, сердолик, кораллы, также применялись инкрустации из голубой эмали, жемчуга, бирюзы, перламутра.

Кольца, перстни, висячие серьги, колье, кулоны и браслеты в национальном казахском стиле отличаются продуманностью деталей и тонким геометрическим, растительным или космогоническим орнаментом. Благодаря высокому качеству и демократичным ценам, они по праву возглавляют рейтинг сувениров из Казахстана. Ломать голову над тем, чем осчастливить подругу или родственницу, не придется, такие сувениры лучше покупать в в ювелирных магазинах.

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каёмок. Всё это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

Знаменитый «Шелковый путь» проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 — 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шёлка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма — сочность и яркость цветов. О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

  • красного;

  • зелёного;
  • синего;
  • золотого.

Причём оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Головные уборы

Мужские головные уборы включают ушанку, калпак-борик, лёгкий головной убор без подкладки, вышитые орнаментом тюбетейки, стеганые, конусообразные головные уборы и другие.

Универсальным мужским головным убором является тюбетейка (каз. тақия), носившаяся всеми в независимости от возраста и социального положения. Тюбетейки шились из различных тканей: так и хлопчатобумажных (например, сатина), так и шёлка, бархата и т.п.; их изготавливали на тканой основе, простёганной вместе с верхом, для придания прочности её прошивали частой строчкой или закладывали в околыш картон или плотную бумагу. Тюбетейки обильно вышивались, использовалась вышивка узорными строчками. На тюбетейках мальчиков и юношей вышивали шёлковыми, золотыми и серебряными нитями. Поверх тюбетейки одевались остальные головные уборы.

Основными летними головными уборами являлись борик (каз. бөрік) — невысокая четырёхугольная шапка с меховой опушкой, плотно облегавшая голову, и войлочный колпак (каз. қалпақ). Борик в XIX-начале XX века шился из четырёх остроконечных клиньев, выкраивавшихся в виде узкой трапеции, верх которой имел форму равнобедренного треугольника. Такой покрой клина и придавал борику узнаваемую форму. Верх борика был плоским.

Колпак носился мужчинами практически всех социальных групп, он был высокий, конусовидной формы с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, обычно сшивавшуюся из двух совершенно одинаковых половин. Нижние части огибались, образуя широкие поля, обшивавшиеся полосами чёрной или красной материи, в то время как большая часть колпака были из белого войлока. Колпаки знати расшивались канителью и шёлковыми нитями, нередко они шились из бархата, а на верху присутсвовала кисточка. На пиры правители носили «айыр калпак» (каз. айыр қалпақ) с изогнутыми кверху полями, отделывавшийся снаружи дорогой тканью и вышивавшийся золотым позументом, в орнаменте использовались растительные мотивы.

Казахи Среднего и Младшего носили башлык (каз. ) из сукна или верблюжьего сукна, плотных хлопчатобумажных тканей и на лёгкой хлопчатобумажной подкладке, выходивший из употребления к началу XX века. Как правило, бышлык был тёмных цветов. Спереди у башлыка был небольшой круглый выступ, по бокам он обладал длинными «ушами», сзади же у башлыка была длинная полукруглая лопасть.

Зимним головным убором служил тымак (каз. тымақ) — меховая шапка с «ушами» наподобие малахая. Покрой тымака значительно отличался в зависимости от места, по нему можно было узнать родо-племенную принадлежность носителя. Так, у аргынов тымак обладал узкой тульёй, а у найманов — широкой, поскольку у них он надевался поверх борика.

К женским головным уборам относят саукеле, пуховую шаль, каркара (головной убор с перьями), кимешек (убор из белого коленкора), кун дик (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, который молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, касаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулык (убор замужней женщины). Зимний головной убор шили из дорогих и теплых тканей.

Особенности казахского костюма

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

  • Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
  • Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
  • Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
  • Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
  • Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
  • Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: