Сообщение о народном костюме коми зырян

Пась, сарапан и тобоки

И снова по тропе к Кудым-Ошу

От деревянных чудов мы направились прямо по бульвару, через пешеходный мост, к аллее скульптур. И то, что открылось перед нами, вновь напомнило о том, в чьих владениях мы находимся. 

На аллее много скульптур, отражающих вещи привычные в быту

При входе в сквер по правую руку от нас оказалась девятиэтажка – на первый взгляд, типичная и ничем не примечательная. Но пройдячуть дальше, мы увидели нанесенные на торец дома национальные узоры. Еще пара шагов – и со стены дома в нас уперся взгляд Кудым-Оша. Узоры нанесены на дом таким образом, что только с определенного ракурса они складываются в изображение знаменитого коми-пермяцкого богатыря. 

Вдоль всей аллеи выставлены скульптуры, рассказывающие историю легендарного основателя Кудымкара. Вот стоит безобразная колдунья – главный антагонист Кудым-Оша: долгие годы она провела за придумыванием и реализацией планов по избавлению от Кудым-Оша.Как нетрудно догадаться, все они были провальными.

А чуть поодаль можно увидеть Костэ – мансийскую княжну, жену Кудым-Оша, а по совместительству ключевое звено в очередном провальном плане колдуньи. Согласно легендам именно колдунья отправила богатыря свататься к дочери мансийского князя – старуха достоверно знала, что ни один из женихов, ушедших с этой же миссией, назад так и не вернулся. Все они были обезглавлены по приказу князя, так как увидев невесту, тут же отказывались от женитьбы. Пугало богатырей безобразное мохнатое лицо потенциальной жены. Но, как это обычно бывает, на самом деле Костэ была красавицей, а шерсть на лице – кусочки телячьей шкуры, приклеенные матерью Костэ, которая хотелапредоставить дочери возможность самой выбрать жениха. 

Когда Кудым-Ош зашел в шатер к будущей невесте, перед ним предстала такая же безобразная девушка, что и перед остальными женихами, – но, в отличие от них, Кудым-Ош смог сквозь щетину разглядеть удивительной красоты глаза девушки. Да и сама Костэ сразу же почувствовала, что вошедший богатырь – ее суженый. Поэтому девушка незаметно отклеила кусочек шкуры, продемонстрировав Кудым-Ошу нежную девичью кожу. Свадьбу молодые сыграли дважды – на родине Кудым-Оша и в родных краяхКостэ. 

В конце аллеи расположиласьнаиболее популярная скульптура – сам богатырь Кудым-Ош. У его ног стоит медведь (многие отмечают, что рука богатыря поднесена к медведю с какой-то особенной заботой), а на плече сидит сова – символ мудрости богатыря. Еще одна интересная деталь скульптуры – композиция ее выстроена таким образом, будто богатырь сходит со страниц книги. Очень символичный штрих. 

Координаты: 59.015171, 54.660056

Кудымкар – удивительный город с богатым наследием и необычными достопримечательностями. Приехать сюда стоит ради легендарных персонажей местного эпоса, а вот остаться здесь можно по тысяче других причин, одна из них – это национальная кухня с посекунчиками, икрой из грибов, блюдами из лосятины, супом из пеканов и пельменей из пистиков. Но это уже отдельнаяистория. 

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв. По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил). До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Святой источник — Проня ключ. По легендам коми-пермяков: «Тут течет живая вода, что исцеляет от любой хвори и недуга».

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник. Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках. По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Материал

Холст — сьӧлӧмӧс дӧра 1940-е гг.

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую — пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков. Но этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст — крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.

Культура

 

Во многом культура пермяков завязана на религии. В округе есть несколько действующих храмов, представители старообрядцев известных храмов не имеют.
Пермяки прославились в культурном отношении благодаря музыке. Некоторым музыкальным произведениям насчитывается уже тысячи лет. Многие пермяки соревнуются в певческом мастерстве, исполняя колыбельные, прибаутки, заклички и другие виды песен. Песни пели по случаю проводов в войска, свадьбы, во время игр, гуляний, наступления Рождества и Пасхи. Музыку исполняли на духовых: флейты были многоствольными, изготовленными из дудника, одинарными из коры пользовались мужчины. У пермяков различными музыкантами инструментами владели практически все. Пастухи играли на трубе и барабане, охотники исполняли причудливые мелодии с помощью манков, а обыкновенные домохозяева играли на бересте. Многие пермяки до сих пор владеют техникой исполнения музыки на осиновых листах. Ударным инструментом может служить даже веретено, ведро, лапти или ложки. Многим знакома балалайка, хотя играть чаще предпочитают на другом русском инструменте — гармони.

Фольклор

 

Музыкальный фольклор пермяков формировался под влиянием других народов: вепсов, карелов, манси. Существует определенная разница и между зюздинскими и язьвинскими пермяками. Это обусловлено разными диалектами и говором. Они повлияли на формирование музыкальных стилей, а контакты с различными народностями только способствовали этому различию.

Население

Коми-пермячки в национальных костюмах

Самое большое богатство любого края — люди. Они являются носителями разума, интеллекта, творческого создания и технического прогресса. В составе Пермского края округ относится к сравнительно слабо населённым территориям: средняя плотность населения почти в 4 раза ниже средней краевой. Занимая 20,4 % территории края, он сосредотачивает немногим более 4,7 % его
населения. Однако с 1970 года численность населения последовательно сокращается (в тыс. чел.):

Год 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2009 2010
Население, тыс. чел 169,0 235,9 212,1 173,2 159,7 136,1 127,8 127,1

На изменение численности населения округа влияют естественные и механические процессы. Естественный прирост населения уже многие годы остаётся отрицательным (депопуляция). Отрицательное сальдо миграции отмечается уже более 10 лет. Все эти показатели приводят к снижению численности населения в округе.

1995 2006 2008 2009
Число родившихся 1761 1672 2109 2144
Число умерших 2556 2813 2523 2447
Естественный прирост/убыль -795 -1141 -414 -303
Миграционный прирост/убыль -864 -255 -507 -423
Численность населения 158,5 131,3 128,7 127,8

Из таблицы видно, что в Коми-Пермяцком округе в 2009 году прослеживаются определённые позитивные сдвиги: наметились тенденции роста рождаемости и сокращения смертности. Это способствовало некоторому сокращению естественной убыли населения. И всё же, для демографического развития округа важны не только сами тенденции изменения, но и вызванные ими последствия: во-первых, молодые семьи чаще
ориентируются на однодетную или бездетную семью; во-вторых, депопуляция охватила не только город, но и село, что отражается на коренном населении округа и вызывает серьёзную обеспокоенность судьбой коми-пермяцкого этноса; в-третьих, быстрее протекают процессы старения, поэтому группа населения старше трудоспособного возраста имеет высокий процент (17,7%); в-четвёртых, демографические проблемы округа породили социально-экономические. Согласно текущему прогнозу, население округа к 2015 году должно уменьшится до 123,9 тыс. человек., при этом по г. Кудымкару численность населения должна увеличиться до 31 тыс. человек.

Прогноз численности населения Коми-Пермяцкого округа

2010 2013 2015
Коми-Пермяцкий округ, всего, в том числе: 127167 124269 123988
г. Кудымкар 30700 31000 31000

Что касается количества населения трудоспособного возраста в округе, то оно составляет 61,9% от всего населения (79100 человек, из них 41463 человек – мужчины, 37637 человек – женщины).

Округ относится к территориям с низким уровнем урбанизации. В настоящее время в городской местности проживает 23, 5% всего населения округа. С 2000 года наблюдается определённый спад городского населения. В округе проживают представители более 50 разных национальностей. Коми-пермяки – 59% , русские – 38%, татары – 0,8%, украинцы – 0,5%, белорусы – 0,5%, и другие. Коренная национальность – коми-пермяки – входит в
финно-угорскую группу уральской языковой семьи народов.

Жилище

 

Жилище у пермяков было довольно разнообразным. Среди представителей этого народа всегда было много зодчих. Наиболее распространен был тип жилища с двором, располагающимся позади дома, популярность получила и двурядная связь, при которой жилище и дворы располагались рядом друг с другом. Крыша могла быть односкатной или двухскатной. Постройка представляла собой четырехугольный дом с декорированным фасадом. Раньше часть двора накрывали навесом, сейчас сооружают крышу. В доме раньше ставили каменную печь, сейчас ее место занимает железная. Печкой пользуются также в банях. Пермяки обычно селились группами, образуя небольшие деревни. Села становились большими, когда на одной территории появлялось несколько деревень. Располагались деревни вдоль берегов рек. Дома строили всегда из хвойных деревьев. Окна в избах не украшали, но красили в белый.
Во многих домах и сейчас есть погреб и амбары, которые устраивают в подвале. В погреб ведет дверь, выходящая во двор. Конюшни организуют во дворе, строя помещения для лошадей из сруба.

Головные уборы

Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.

Повой (в письменных сведениях он обозначается еще словом убрус — полотенце) был полотенчатым. Он обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством. Видимо, украшенные повои (полотенца) были атрибутом богатых женщин.

Кокошник. Конец 19 века

Кокошники и шамшуры хорошо известны по многочисленным образцам, представленным в музеях. Они были символами замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Наиболее традиционно околыш украшался жемчугом, перламутром, кручеными серебряными и золотыми нитями, бисером и красивыми пуговицами.

Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) имели плоские жесткие основы квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй.

Кокошники и шамшуры уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение моршни — шапочки из тонкой материи, стягивающиеся шнурком. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали. На свадьбе свекрови предписывалось кокошники и шамшуры дарить снохе.

Шамшур. Конец 19 века

Прослеживается у коми-пермяков региональная особенность бытования кокошников и шам-шур. Кокошники носили только северные (косинско-камские) коми-пермячки, а шашмуры — южные (иньвенские).

На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.

Девушки украшали косы вплетенными лентами. Они носили налобные повязки {перевязки) — ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу {челе) шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда — жемчугом. Более сложные, богато украшенные повязки назывались венчиками и корунами.

Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки. Позже получили распространение картуз, а затем — фуражка.

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту коми было мало отличий от русских. Сохранялась до недавнего времени большая семья, свойственная и северному русскому населению. В недавнем прошлом бытовали своеобразные патронимии: это группы родственных семей-однофамильцев («котыр», у коми-пермяков «увтыр»), именовавшихся по родоначальнику, имевших свои охотничьи угодья и даже соблюдавшие обычай экзогамии.

В эпоху формирования Русского государства зыряне и пермяки, как и русское население северных лесов, попали в положение эксплуатируемых крестьян. Собственных феодалов ни у той, ни у другой из групп народа коми не было, а если и были, то они слились с русским служилым сословием. Помещичье землевладение у зырян отсутствовало. Зыряне принадлежали к числу государственных крестьян. Что касается пермяков, то значительная часть их с половины XVI в. оказалась крепостными фамилии Строгановых, которым правительство Ивана Грозного пожаловало земли по Верхней Каме. За графами Строгановыми пермяки, по крайней мере Иньвенские, и числились до самой крестьянской реформы.

Зато развитие торговых отношений внесло значительную дифференциацию в экономику коми, в особенности коми-зырян. Развитие торговли, отхожих промыслов, связанных с торговлей, благоприятствовало появлению сильной зырянской буржуазии. Последняя проявляла необычайную энергию по эксплуатации и ограблению не только своих малоимущих земляков, но и окружающего русского населения, а еще больше ненецкого и далее за Урал — остяцкого и вогульского населения. Именно, из этой зырянской буржуазии и состояли в значительной мере те группы новых поселенцев на берегах Печоры и Ижмы, которые появились там в XVIII в. Среди ижемцев было много кулаков, которые занимались хищническим оленеводческим хозяйством, а также и торговлей. В коми-пермяцкой деревне тоже выделялось кулачество.

Мотоховский список древнепермской азбуки

Дистанционные курсы для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

№ слайда 1

Национальная одежданарода коми

№ слайда 2

Главной заботой каждой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет. Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду — из межа. Обувь делали из кожи. Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из неё же катали валенки.

№ слайда 3

№ слайда 4

№ слайда 5

№ слайда 6

№ слайда 7

№ слайда 8

№ слайда 9

ПоясКоми-зырянские пояса. Конец XIX века. Национальный музей Республики Коми (из альбома Народное искусство Коми, 1996)

№ слайда 10

№ слайда 11

№ слайда 12

№ слайда 13

№ слайда 14

№ слайда 15

верхняя одежда северных коми-зырян Традиционная меховая одежда ижемских оленеводов. Интинский район

№ слайда 16

№ слайда 17

№ слайда 18

Сорока — женский головной убор летских коми. С. Гурьевка, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г. Солярные узоры на головной повязке коми-зырянской невесты. Национальный музей Республики Коми

№ слайда 19

Солярный бисерный орнамент на головном уборе невесты у печорских коми-зырян. Село Соколово, Троицко-печорский район Республики Коми, 1993 г.

№ слайда 20

Костюм крестьян ПрилузьяКостюм крестьян Усть-Цильмы

№ слайда 21

КостюмВычегодских крестьянКостюм Усть-Сысольского уезда

№ слайда 22

Костюм крестьян ИжмыКостюм крестьян Удоры

№ слайда 23

№ слайда 24

А.И. Хозяинова, г.р. 1920, известная сочинительницаколыбельных и исполнительница коми народных песен.Село Кельчиюр, Ижемский район Республики Коми, 1993 г.

№ слайда 25

Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г. Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г.

№ слайда 26

Традиционная женская одежда удорских коми. Село Коптюга,Удорский район, Республики Коми, 1992 г. Повседневные женские наряды летских коми. Село

№ слайда 27

Традиционная одежда промысловиков у ижемских коми. Село Ижма, Республика Коми, 1993 г. Традиционная мужская одежда лузских коми. Село Объячево, Прилузский район, Республики Коми, 1990 г.

  • Носорог для дошкольников сообщение

      

  • Жили у бабуси два веселых гуся сообщение

      

  • Сообщение о первооткрывателях 3 класс

      

  • Сообщение по биологии история развития биологии

      

  • Сообщение от а банк подтверждение заказа

Нательная одежда

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой. Рубахи коми-пермяков и русских достигли полного сходства в покрое, но украшения их сохранялись согласно собственным вкусам.

У коми-пермяков распространилась мужская рубаха-косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую нательную одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ, в шагу вшивали клинья, пояс делали на вздержке — гаснике, завязывавшемся вокруг талии. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. Ранние рубахи по покрою были туникообразными, т. е. из одного полотнища, перегнутого пополам. Расширялась рубаха при помощи клинообразных вставок у подола и ромбических ластовиц под мышками. Такой вариант применялся и для получения больших мужских рубах.

Рубаха женская — йӧрнӧс

Рукава женских рубах делались узкими. Ворот вырезался круглым, а разрез на груди — прямым.

В XIX в. покрой женских рубах поменялся. Основной акцент при этом делался на плечевую часть. Шили их с прямыми и косыми плечевыми вставками — попиками, на кокетке. Украшали вышивкой, аппликацией из другой ткани у ворота, на плечах, концах рукавов. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх — из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ — из грубого холста. Рукава делались широкими, с манжетами. Характерно, что в украшениях рубах коми-пермяки проявили большое своеобразие, что в целом отличает коми-пермяцкий костюм от русского.

Туникообразные рубахи перешли в разряд обрядовых рубах. Их хранили и использовали дольше всего в похоронах. Как реликт они сохранялись еще в начале XX в. Обрядовое значение свидетельствует об их большой древности.

На нижнюю часть ног надевали вязаные шерстяные носки и чулки. На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи — длинные полосы материи. На руках носили рукавицы и перчатки. Делали их вязаными, суконными, кожаными. Богатые рукавицы украшали шитьем.

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: