Одежда в Латгалии
В народном костюме Латгалии присутствует наибольшее количество мотивов разных народов (эстонцев, русских, белорусов, селов, литовцев). Юбки обычно были белыми с подкладкой, украшенной ярким орнаментом по нижнему краю. На юге региона льняные рубашки-туники имели более традиционный крой, иногда на зону плеча наносился очень узкий яркий орнамент. Юбка была украшена вертикальными полосами, выполненными с применением ярких натуральных красителей. Белые шерстяные шали этого региона Латвии можно отличить по их размеру и богато вышитому орнаменту синего, желтого, зеленого и красного цветов.
Отличительной чертой одежды Латгалии было широкое использование льна, из которого в качестве летнего праздничного облачения зачастую изготавливались шали и юбки. Крестьяне Латгалии редко носили одежду, изготовленную промышленным путем — обычно одежду шили дома. По сравнению с другими регионами в Латгалии большой популярностью пользовалась обувь из липового лыка или пеньки.
Этническая латышская одежда (XVIII-XIX вв.)
Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.
Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742-1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета — синий, красный, желтый и зеленый.
В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой — длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.
Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.
Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.
Литовский национальный костюм
Гид согласилась со мной в том, что в костюмах очень многих стран соблюдается это правило: девичий головной убор открыт сверху, а у замужних женщин волосы прятались целиком.
Не удержалась, выделила воротнички. Отделаны вышивкой белого цвета.Возможно, слева колье из кораллов, справа -из гранатов?
Регион Дзукия. Селянка/ горожанка? А платки повязаны непросто, тут слоев!
Вид сзади.
мужские костюмы регион Аукштайтия. Плетеная тесьма разной ширины сопровождала все костюмы, очень украшала их. На стех музея были вывешены пояса.Тут тесьма завязана и на отворотах голенищ сапог, и на поясах. Понятно, что нарядные костюма надевались не каждый день. Женихи!За лентой шляпы кавалера справа — павлинье перо, у левого тоже яркое перышко есть.Воротничок на сорочке — стойка с маленьким отворотом, без вышивки
И с другой стороны. Кавалер в светлом пальто Надел пестрый шелковый шейный платок, тесьма у него на поясе широкая.
Жемайтия. Элегантное сочетание цветов. Можно предположить, костюм молодой супружеской парыКолье из янтаря. У кавалера под пальто на шее сложенный по диагонали клетчатый платок, поверх — широкий полосатый шарфДлинное черное пальто
Шерстяной жакет украшен строчной вышивкой
Баска — складки приутюжены. На запястьях надеты черные . не знаю как назвать -не митенки — наручи?Отделаны вышивкой цветным бисером
Также Жемайтия. Слева -замужняя женщина, справа -девица.Воротнички на сорочках — стойки со сборкой на горловине, с вышивкой красными нитками
Баски разной ширины
Повязка на девушке интересная
На заднем плане — коллекция тесьмы. Колье из темного и светлого янтаря.
Интересно присобрана лента -вид сбоку.
и сзади заканчивается бантом и свободно спадающими лентами
Костюм Жемайтии, обошла кругом.
Малая Литва. На поясе маленькие сумочки, украшенные вышивкой бисером и нитками
Палантин (как сейчас бы сказали) из однотонной шерсти, вероятно, Нашивка белого кружева, возможно связанного крючком
Платок по краю обшит бело-красной бахромой, вышит нитками
Ах, хороша вышивка!
Национальные костюмы
Характер литовцев, этнические и исторические корни, традиции музыкальной и танцевальной направленности, род деятельности и занятий — всё это находит отражение в Народном литовском костюме.
Одежда всегда являлась и является сейчас самым главным показателем в изменении духовной направленности и несёт ценную информацию о формировании культурного слоя в разные исторические периоды.
В те далёкие времена, одежду изготовляли самостоятельно и обучались этому сызмальства . Чем трудолюбивей и аккуратней была девушка, тем нарядней у неё была одежда. По одежде можно было выбирать себе невесту – если одежда неприглядная, то и девушка в ней ленива и нерасторопна.
В основном зимой девушки – рукодельницы и мастерицы, собирались в хатах и под тягучие, мелодичные песни трудились над созданием одежды, передавали опыт и многовековые традиции друг другу.
Литовские ткачихи славились произведениями своих рук далеко за пределами государства. Вышитые ими скатерти, полотенца, покрывала, накидки, одежда всегда отличались своей красотой и оригинальностью. Для создания национального костюма Литвы в основном использовались лён и шерсть, и для придания незабываемой красоты в одежду вносился орнамент – обычно это были геометрические фигуры : клетка, кресты, полосы, ромбовидные узоры.
Контрастность узора – вот что было ключевым в литовском орнаменте. Цвета подбирались яркие – красный и зелёный, черный и белый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый.
Традиционная женская одежда Литвы представляла собой костюм из длинной широкой юбки, в основном ярких цветов, белой блузки или рубашки с длинными рукавами и расшитого фартука. Молодые девушки вплетали себе в косы яркие ленты или украшали свои головы венками и коронами также с многочисленными разноцветными лентами. Замужняя женщина в Литве должна была ходить с покрытой головой, поэтому вместо венков и корон женщины использовали белые льняные косынки. Ну и главным украшением девушек и женщин – был, конечно же, янтарь. Из него изготовлялись, бусы, серьги, браслеты и другие украшения.
Мужской костюм отличался своей простотой и незатейливостью. Обычно мужчины носили льняные рубашки светлых тонов, штаны в клетку либо полоску, и пальто из тяжелой ткани серого цвета. Однако поясами им служили широкие цветные ленты. Обувь также производили вручную у себя в домах.
В зависимости от места проживания литовский национальный костюм мог немного видоизменяться и отличаться от основного.
Женский костюм
Народный костюм литовок всех областей состоял из одинаковых предметов: полотняной рубашки марскиниай; широкой и длинной юбки сиёонас из ткани в полоску или клетку (причем рисунок на юбке был всегда крупнее, чем на безрукавке); фартука пирюосте с шерстяной бахромой по низу (этот обязательный элемент женского костюма часто был украшен тканым орнаментом серо-голубого, розового или сиреневого цвета); лифа-безрукавки лиемене (праздничный вариант шили из бархата или шелка), а также наплечного покрывала скара. Однако способы ношения, цвет и вышивки сохранили характерные отличия в шести исторических областях Литвы. В Жемайтии любили яркие юбки в вертикальную полоску. В Аукштайтии (на юго-востоке Литвы) юбку в клетку носили с белым фартуком, а безрукавку застегивали пряжками или шнуровали. Жительницы Дзукии — лесного юго-восточного края — и фартуки, и двубортные безрукавки шили из клетчатых тканей (но клетка безрукавки всегда была меньшего размера). В Занеманье нарядные фартуки украшали многочисленными вариациями тканых орнаментов из стилизованных цветов, звезд и розеток.
Головные уборы и украшения. Мастерицы Аукштайтии искусно плели или ткали пояса юоста. Женщины Дзукии издавна славились как вышивальщицы лент для головных венков, полотенец и шарфов. Клайпедские ткачихи завоевали известность своими оригинальными разноцветными поясами в «сто узоров». Замужние литовки носили льняные покрывала намитки — нуометас, незамужние девушки — венцы из галуна с лентами. Жемайтские женщины предпочитали платки, причем помногу одновременно: чем больше платков, тем выше благосостояние их обладательницы. Все жительницы «янтарного края» без исключения носили янтарные бусы. Аукштайтские женщины любили и ожерелья из металлических бусин, а дзукийки и занеманки — из кораллов. Яркой деталью костюма клайпедчанок были вышитые сумочки-карманы дельмоны.
Пара из Жемайтии — исторической области на западе Литвы: девушка в венце и в деревянных клумпесах; мужчина в пальто на клетчатой подкладке
Традиционное искусство литовского костюма.
Неожиданно для себя самого, получил большое удовольствие.Приехавшие из литвы мастера традиционных литовских промыслов не только показали образцы национальных костюмов и рассказали о народных традициях, но и провели мастерклассы, где каждый желающий (а таких было много!), сам мог научиться делать что-то очень литовское и красивое.
У меня сейчас катастрофически не хватает времени, поэтому я не уточнял имена мастериц и точное название того, что они делают.Просто выкладываю фотографии с очень краткими комментариями.
Директор центра, Светлана Долеско, улучила момент до приезда первых школьников, и сама берёт урок:
03.
Такая сложная техника — чем не повод взять с собой механика (а по совместительству — и супруга):
04.
Пока мастерица кокетничала с фотографом, борт-механик с удовольствием сам садился за станок:
05.
Наконец детвора прибыла.Все очень нарядные, в украинских народных костюмах:
06.
Эта девочка явно метит в модели.Почувствовав направленный в её сторону объектив, она развернулась, и, пока я не снял, не отворачивалась:
07.
Меня поразил неподдельный интерес детворы к народным промыслам:
08.
09.
10.
11.
12.
Какие-же красивые наши дети:
13.
14.
15.
Этот явно будет большим боссом!Невозмутимо и самодостаточно взирал на окружающую суматоху:
16.
17.
18.
19.
Эти зубы можно не равнять.Всё равно скоро другие вырастут:
20.
21.
22.
Мастерицы подробно и терпеливо рассказывали детишкам о том, как делать такие красивые элементы костюмов:
23.
24.
25.
26.
27.
А дело-то — в шляпе:
28.
29.
Мальчишки интересовались процессом не меньше, чем девочки:
30.
31.
32.
33.
34.
Хочется от всей души поблагодарить организаторов проекта и замечательных литовских мастериц!Такие впечатления — дорогого стоят.Народы должны знать друг друга.И начинать это знакомство лучше с детства!
37.
Литовки — мои куклы, особенности литовского народного костюма
Литовские женщины с древних времен были известны как искусные ткачихи. Вышитые ими мужские и женские литовские народные костюмы, скатерти, покрывала, полотенца – отличаются красотой и оригинальностью.
В те давние времена базовым материалом для создания народного костюма литвыбыли лен и шерсть. Изделия декорировали национальным орнаментом, в основном геометрическим – больше всего была популярна клетка, кресты и полосы. Цветовая гамма была построена на контрасте.
Красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, а также черный и белый, являлись основными цветами литовского народного костюма.
Традиционная литовская женская одежда состояла из белой блузки с длинными рукавами, длинной широкой и яркой юбки и фартука. Девушки украшали свои головы венками или коронами с лентами. Замужние же женщины носили белые косынки изо льна. Женщины всех возрастов в Литве, конечно же, любили носить янтарные украшения.
Мужская мода была намного проще – обычно это было серое пальто из грубой тяжелой ткани, светлые льняные рубашки, штаны в полоску или в клетку. Зато подпоясывались они цветными широкими лентами.
Национальная обувь делали дома вручную.
В Литве национальные костюмы отличались в зависимости от района проживания.
Женщины Аукштайтии носили длинные белые юбки в клетку из шерсти или льна с белым передником, украшенным снизу ярким красным геометрическим орнаментом.
Мужчины же носили серое или коричневое пальто, подпоясавшись красивым ярким поясом.
Костюмы женщин этого региона Литвы отличались насыщенностью и яркостью красок. Юбки были ярких расцветок с преобладанием красного и разделены вертикальными полосками. Очень было популярно в Жямайтии носить короны, сплетенные из ярких шелковых лент, что делало женщин Жямайтии очень красивыми и узнаваемыми. Особенно любили носить украшения из янтаря.
Мужчины же носили шерстяное пальто, обычно темно- зеленого или же, как это сейчас модно называть, фисташкового цвета. Пальто в свою очередь, тоже подпоясывали, однако пояса уже были более скромных и спокойных расцветок. Зато они носили красивые шляпы
Известная обувь Жемайтии, деревянные ботинки, так называемые klumpes, были часто украшены цветочками или «елочкой».
Одежда Дзуков неординарна, там, где район ближе к Аукштайтии и народные костюмы были более похожи на те, что носили жители того района.
Орнамент женских юбок был в основном из ярких расцветок, с преобладанием красного и зеленого цветов.
Передник был светлых тонов с очень красивой, характерной именно для этого региона вышивкой.
Одежда сувалкийцев отличалась преобладанием темных насыщенных цветов.
Женщины носили темно-красные, темно-зеленые или фиолетовые длинные шерстяные или льняные юбки с передником, красиво декорированным орнаментом.
Жители Малой Литвы или, как бы мы сказали сейчас, жители Клайпедского района отличались от жителей других регионов другой религией, а именно большинство исповедовало лютеранство, что наложило отпечаток не только на их традиции и обычаи, но и, конечно же, на национальный костюм.До середины 19 века одежда жителей Клайпедского района отличалась красотой и богатством красок, но во второй половине 19 века ситуация резко изменилась.
Согласно религии следовало носить скромную однотонную одежду, поэтому в одежде стали преобладать темные тусклые цвета, лишенные орнамента и рисунка.
Одежда в Курземе
Одежда жительниц Курземе отражает не только черты традиционных костюмов латышей и ливов (местных жителей), но и ближайших соседей — литовцев, эстонцев и поляков.
Именно во второй половине XIX в. костюм жительницы Курземе подвергся радикальным изменениям. Причина тому — появление ярких химических красителей. Сначала яркие полосы на одежде появились на севере и востоке Курземе, а костюмы ярко-красного цвета – на юго-востоке. Отличительной чертой ярких однотонных юбок был подол, покрытый орнаментом, иногда выполненный с применением тесьмы другого цвета. Таким же образом в некоторых частях Курземе среди мужчин и женщин была широко распространена традиция ношения бронзовых поясов, в то время как в прибрежных районах люди украшали свою одежду небольшими брошами с янтарем или нитями с нанизанными на них кусочками янтаря. По сравнению с другими регионами в костюмах Курземе чаще всего используются ткани фабричного производства — шелк, бархат, парча, а также стекло и металл.
Одежда в Земгале
Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.
Одежда в Земгале
Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.
Одежда в Латгалии
В народном костюме Латгалии присутствует наибольшее количество мотивов разных народов (эстонцев, русских, белорусов, селов, литовцев). Юбки обычно были белыми с подкладкой, украшенной ярким орнаментом по нижнему краю. На юге региона льняные рубашки-туники имели более традиционный крой, иногда на зону плеча наносился очень узкий яркий орнамент. Юбка была украшена вертикальными полосами, выполненными с применением ярких натуральных красителей. Белые шерстяные шали этого региона Латвии можно отличить по их размеру и богато вышитому орнаменту синего, желтого, зеленого и красного цветов.
Отличительной чертой одежды Латгалии было широкое использование льна, из которого в качестве летнего праздничного облачения зачастую изготавливались шали и юбки. Крестьяне Латгалии редко носили одежду, изготовленную промышленным путем — обычно одежду шили дома. По сравнению с другими регионами в Латгалии большой популярностью пользовалась обувь из липового лыка или пеньки.
Этническая латышская одежда (XVIII-XIX вв.)
Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.
Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742-1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета — синий, красный, желтый и зеленый.
В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой — длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.
Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.
Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.
Древняя латышская одежда (VII-XIII вв.)
Период древней одежды хорошо известен благодаря популярности в то время бронзовых изделий — колец, спиралей, брошей. В этот период мужчины и женщины носили одежду, изготовленную изо льна и руна, которые добывались в той же местности, а обувь и головные уборы изготавливались в основном из меха и кожи домашних или диких животных. При изготовлении применялось полотняное или саржевое переплетение. Большая часть одежды изготавливалась местными мастерами, в то время как по торговым путям из Скандинавии, России и Ближнего Востока поставлялись драгоценности.
Интересный факт: У одежды того времени не было карманов, поэтому одним из наиболее важных аксессуаров считался пояс или кушак. Он не только фиксировал одежду на теле, но и служил для переноски необходимых вещей, таких как кошелек, ключи или даже нож или емкость с водой.
Латышский народный костюм в наши дни
В наши дни этнографические и древние костюмы можно встретить в Латвии при разных обстоятельствах. Большая коллекция этнографических и древних костюмов, а также их реплик, находится в Национальном музее истории Латвии . Самое большое количество национальных костюмов можно одновременно увидеть во время проведения всенародного Праздника песни и танца. Сегодня людей в народных костюмах можно увидеть, посетив представления фольклорного коллектива, хора или ансамбля народного танца.
Народный костюм в наше время является выражением чувства прекрасного, присущего нации, показывает ее умение создать орнамент и подобрать цвета, а также демонстрирует мастерство. Народный костюм символизирует исторические ценности и вековые традиции его изготовления и ношения, которые передавались из поколения в поколение.
Дополнительная информация:
Иева Пигозне и Латвийский институт, 2015 г.; Фото Латвийский институт; Evija Trifanova; Valters Poļakovs; AG; Latvian National Centre for Culture;
Древняя латышская одежда (VII-XIII вв.)
Период древней одежды хорошо известен благодаря популярности в то время бронзовых изделий — колец, спиралей, брошей. В этот период мужчины и женщины носили одежду, изготовленную изо льна и руна, которые добывались в той же местности, а обувь и головные уборы изготавливались в основном из меха и кожи домашних или диких животных. При изготовлении применялось полотняное или саржевое переплетение. Большая часть одежды изготавливалась местными мастерами, в то время как по торговым путям из Скандинавии, России и Ближнего Востока поставлялись драгоценности.
Интересный факт: У одежды того времени не было карманов, поэтому одним из наиболее важных аксессуаров считался пояс или кушак. Он не только фиксировал одежду на теле, но и служил для переноски необходимых вещей, таких как кошелек, ключи или даже нож или емкость с водой.
Одежда в Селии (Аугсземе)
Одежда этого региона во многом напоминает литовский. Тем не менее, ее отличительной чертой является льняная рубашка в форме туники с вшитыми подплечниками. Данная особенность является древней традицией, неизвестной ни в одной из стран Балтии. Традиционная юбка жительницы этого региона была украшена вертикальными полосами с мелким орнаментом или разноцветной пряжей. Среди других мотивов были «елочка», зигзаги и переплетенная двухцветная пряжа. В костюмах этого региона также можно встретить юбки в яркую полоску или клетку, а также искусно выполненные белые шали, по краям богато украшенные вышивкой.
Одежда в Курземе
Одежда жительниц Курземе отражает не только черты традиционных костюмов латышей и ливов (местных жителей), но и ближайших соседей — литовцев, эстонцев и поляков.
Именно во второй половине XIX в. костюм жительницы Курземе подвергся радикальным изменениям. Причина тому — появление ярких химических красителей. Сначала яркие полосы на одежде появились на севере и востоке Курземе, а костюмы ярко-красного цвета – на юго-востоке. Отличительной чертой ярких однотонных юбок был подол, покрытый орнаментом, иногда выполненный с применением тесьмы другого цвета. Таким же образом в некоторых частях Курземе среди мужчин и женщин была широко распространена традиция ношения бронзовых поясов, в то время как в прибрежных районах люди украшали свою одежду небольшими брошами с янтарем или нитями с нанизанными на них кусочками янтаря. По сравнению с другими регионами в костюмах Курземе чаще всего используются ткани фабричного производства — шелк, бархат, парча, а также стекло и металл.
Предварительный просмотр:
Латвийский национальный костюм
(Слайд 1) Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.
(Слайд 2) В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.
(Слайд 3) Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения.
(Слайд 4) Женский костюм, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.
(Слайд 5) Мужской костюм рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.
(Слайд 6) Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.
(Слайд 7) Головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок.
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.
В современном значении «национальный костюм» связан с одеждой коренных жителей Латвии — балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.
Одежда в Видземе
Разноцветная юбка в различных вариациях была самым ярким предметом одежды жительницы Видземе. Характерным отличием одежды первой половины XIX в. были полосы, тогда как клетка стала популярной во второй половине века. В то время, когда полоска была предпочтительна, ею украшали даже мужские брюки и жилеты. Белые шерстяные шали были богато украшены вышивкой и в длину доходили до икр женщин. Белые праздничные шали скреплялись серебряными брошами, а накидки и шарфы никогда не прикалывали. В Видземе все замужние женщины носили головные уборы вытянутой формы обычно из белого льна; иногда поверх повязывался шелковый шарф.
Одежда в Видземе
Разноцветная юбка в различных вариациях была самым ярким предметом одежды жительницы Видземе. Характерным отличием одежды первой половины XIX в. были полосы, тогда как клетка стала популярной во второй половине века. В то время, когда полоска была предпочтительна, ею украшали даже мужские брюки и жилеты. Белые шерстяные шали были богато украшены вышивкой и в длину доходили до икр женщин. Белые праздничные шали скреплялись серебряными брошами, а накидки и шарфы никогда не прикалывали. В Видземе все замужние женщины носили головные уборы вытянутой формы обычно из белого льна; иногда поверх повязывался шелковый шарф.
Одежда в Селии (Аугсземе)
Одежда этого региона во многом напоминает литовский. Тем не менее, ее отличительной чертой является льняная рубашка в форме туники с вшитыми подплечниками. Данная особенность является древней традицией, неизвестной ни в одной из стран Балтии. Традиционная юбка жительницы этого региона была украшена вертикальными полосами с мелким орнаментом или разноцветной пряжей. Среди других мотивов были «елочка», зигзаги и переплетенная двухцветная пряжа. В костюмах этого региона также можно встретить юбки в яркую полоску или клетку, а также искусно выполненные белые шали, по краям богато украшенные вышивкой.