Куклы в народных костюмах 75. тувинский женский костюм

Обучающий семинар «традиционная одежда тувинцев: история и современность» » tuva.asia

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Творческий проект
Вышивание бисером

«Тувинское национальное платье».Куулар Анастасия Дмитриевна 9

Слайд 2Фантазии полёт и рук творенье 
С восторгом я держу в своих

руках… 
Не знает, к счастью, красота старенья, 
Любовь к прекрасному живёт в

веках. 
Умелец может сделать из железки, 
Из камня, дерева – шедевры красоты. 
Из разноцветья бисера и лески, 
Как в сказке, чудеса творишь и ты. 
Я прикасаюсь к броши осторожно, 
Она чарует и ласкает взор. 
Представить трудно, как это возможно 
Создать невиданной красы узор. 
Как результат терпенья и уменья – 
Изящество, и цвета чистота,  
И совершенство формы… Нет сомненья, 
 Наш мир спасут талант и красота

рисунок для вышивания бисером, которое мы собираемся изготовить. Для этого

мы рассмотрели несколько вариантов рисунков национальной одежды. Так как я только научилась некоторым приемам бисероплетения, для своего проекта я выбрала более простое тувинское национальное платье. Техника вышивания бисера не сложная. Затрата материала минимальная. Но по своему эстетическому оформлению он ничуть не уступает другим сложным и трудоемким изделиям. К тому же, выполненное изделие содержит в себе народные традиции, что мне показалось очень интересным и необычным. Такое панно можно повесить дома.

Слайд 4Цель- Изготовит панно в технике вышивания бисером.

         Исходя из цели, вытекают

задачи:

— Разработать план изготовления изделия

— Выбрать материал, бисер, нитки

— Разработать

дизайн изделия,

— Изготовить панно «Тувинское национальное платье».

— Провести анализ изделия. 

Хоть она и простая с виду, платье очень красивое.

рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.Заправка ткани в пяльцы.Заправка нитки в иглу.Закрепление рабочей нитки на ткани.Вышить бисером панно «Тувинского национального платья» — швом «вперед иголку».Оформить в рамку.

бисера.Ткань «Тик».Ножницы.Копировальная бумага.Пяльцы.

Слайд 9Виды швов
Шов «вперед иголку»

Слайд 10Шов арочный
Шов строчной или шов за иголкуШов стебельчатый

Слайд 11 Закрепление одиночной бусинки
В первом случае: 
Вам надо закрепить нить с

изнаночной стороны рукоделия и вывести иглу на лицевую сторону.
Для этого

нанижите на нее бусинку (бисеринку) и снова выведите иглу на изнаночную сторону вышивки. Можете еще раз пройти через бусину (бисерину), для того чтобы она как можно плотнее прилегала к ткани (рис. 1 а).

Во втором случае:Он больше подходит для крупных бисерин или бусин. Тут так же как и в первом, закрепите нить на изнаночной стороне проведите иглу на лицевую сторону.Нанижите бусинку и вслед за ней бисеринку и вернитесь через бусину и ткань на изнаночную сторону рукоделия, то есть иголка должна выйти с изнаночной стороны (рис 1 б).

Слайд 12Экономическая оценка панно.Для того, чтобы изготовить панно мне потребовалось:
1. Ткань

«Тик» 50 см – 25 рублей2. Две упаковки фиолетового бисера,

а так же одна упаковка желтого бисера, которые стоят 20 рублей упаковка.

3. Нитка для вышивания — рублей 10

4. Игла бисерная(1шт.)- 1 рубль. И все это мне обошлось в размере 96 рублей. Это гораздо дешевле готового изделия. К тому же, вещи, сделанные своими руками хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой.

Затраты на электричество я не считала, так как работала в дневное время.

соответствуют простому платью. Платье приталенное, расширенное к низу. Рукава платья

втачные, расширенные к низу. Низ изделия, рукава, края воротника, пояс вышиты желтым бисером. Основной цвет платья сине-фиолетовый.

Слайд 17Источники информации: Интернет ресурсыhttp://coolreferat.com/http://go.mail.ru/http://podpiskipro.ru/Книга «Рукоделие» Вентана-Граф 2002 г

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани. В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки. Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие. В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики. Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.

Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

Культура

Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни. Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее — монголоидному центрально-азиатскому типу. Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен. Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами. К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.

Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории. С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения. В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны. 1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.

Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

Жилище

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных. В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага. Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.

Слайд 3АктуальностьОбоснование проблемы. К празднику «Шагаа» хочу вышить панно. Сначала необходимо выбрать

рисунок для вышивания бисером, которое мы собираемся изготовить. Для этого

мы рассмотрели несколько вариантов рисунков национальной одежды. Так как я только научилась некоторым приемам бисероплетения, для своего проекта я выбрала более простое тувинское национальное платье. Техника вышивания бисера не сложная. Затрата материала минимальная. Но по своему эстетическому оформлению он ничуть не уступает другим сложным и трудоемким изделиям. К тому же, выполненное изделие содержит в себе народные традиции, что мне показалось очень интересным и необычным. Такое панно можно повесить дома.

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край — 2 939 чел.
  • Иркутская область — 1 674 чел.
  • Новосибирская область — 1 252 чел.
  • Томская область — 983 чел.
  • Хакасия — 936 чел.
  • Бурятия — 909 чел.

В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — порядка 3300 чел.

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением. В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: