Что такое национальный костюм латвии

Одежда в Курземе

Одежда жительниц Курземе отражает не только черты традиционных костюмов латышей и ливов (местных жителей), но и ближайших соседей — литовцев, эстонцев и поляков.

Именно во второй половине XIX в. костюм жительницы Курземе подвергся радикальным изменениям. Причина тому — появление ярких химических красителей. Сначала яркие полосы на одежде появились на севере и востоке Курземе, а костюмы ярко-красного цвета – на юго-востоке.

Отличительной чертой ярких однотонных юбок был подол, покрытый орнаментом, иногда выполненный с применением тесьмы другого цвета. Таким же образом в некоторых частях Курземе среди мужчин и женщин была широко распространена традиция ношения бронзовых поясов, в то время как в прибрежных районах люди украшали свою одежду небольшими брошами с янтарем или нитями с нанизанными на них кусочками янтаря. По сравнению с другими регионами в костюмах Курземе чаще всего используются ткани фабричного производства — шелк, бархат, парча, а также стекло и металл.

Латыши в России

Латышская диаспора в РФ образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий; и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Cъезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.

Латыши.

До 1917 года на территории тогдашней Петербургской губернии проживало около 30 тысяч латышей-переселенцев из Латвии. Поселения латышей существовали и в Тверской, Псковской губерниях.

После революции в Ленинграде работал педагогический техникум, готовивший кадры учителей для латышских школ Ленинградской области, выходила газета. Существовали компактные латышские поселения и латышский совхоз «Красный Латыш» в Тосненском районе.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском краеи Омской области), а также в Башкортостане.

Предварительный просмотр:

Латвийский национальный костюм

(Слайд 1) Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

(Слайд 2) В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

(Слайд 3) Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения.

(Слайд 4) Женский костюм, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

(Слайд 5) Мужской костюм рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

(Слайд 6) Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

(Слайд 7) Головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок.

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении «национальный костюм» связан с одеждой коренных жителей Латвии — балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

История и фото

Национальные костюмы в мире стали появляться в XIX веке, когда жители стран стали считать одежду символом народа. В Литве национальный наряд появился только в XX веке и имел различия во внешнем виде в зависимости от региона.

Аукштайтия

Белая кофта изо льна с украшенными узорчатым рисунком рукавами и плечами. Сверху накидывали короткую безрукавку из ткани с мелким узором. Края обшивали ленточкой, а в качестве застежки использовали шнуровку. Передник был белый с поперечными полосками, мелким рисунком и белой бахромой.

Справка! Национальными цветами считались красный и зеленый, иногда добавляли белый и желтый.

Головной убор шили из ленты с узором, по нижнему краю которой приделывали тканую ленточку, а сверху — бахрому из ниток. Женщины всегда носили нарядные шерстяные юбки в красно-зеленую клетку. Рубашка шилась из белого льна с красным орнаментом.

Жемайтия

Женские костюмы отличались декоративностью и яркостью. Кофту из тонкого льна отличал узор только по краю рукавов и на воротнике — несложный орнамент с чередующимися узкими и широкими полосами. Безрукавка имела завышенную талию, потому как женщины носили несколько юбок и длинную рубашку.

Застежка на безрукавке была в виде пуговиц или крючков.

Белого цвета передник имел продольные полосы в виде рисунка и пришитую понизу бахрому. На голове носили узорчатую ленту, пришитую к ободку из картона. Сверху головной убор украшали цветные нитки. На плечи женщины набрасывали платок в клетку, украшенный бахромой.

Дзукия

Белая кофта с собранным в складку воротником с закругленными углами, обвязанными крючком. Клетчатая юбка с выделенными поперечными полосами и вытканными звездочками была собрана в складки. Безрукавка из простой ткани с мелкими полосками атласного или саржевого плетения застегивалась сбоку на крючки или пуговицы.

Женщины надевали декоративный передник поверх клетчатой юбки. Передник имел интересный цветной узор из мелких поперечных полос и крупного орнамента. Талию обвязывали поясом с белой льняной и цветной шерстяной вышивкой. На голове носили плетеную шапочку, которую крепили к ободку из ткани.

Сувалкия

В Сувалкии проживают две народности — капсы и занавики.

В нарядах занавиков присутствовали темные сочные цвета. Белая полотняная кофта с широким воротником и вышитыми наплечниками. Пышная юбка с широкими продольными и мелкими поперечными полосками, широкая безрукавка с мелким узором и металлическими декоративными застежками. Красочный и нарядный передник с вышитыми лилиями на темно-зеленом фоне. На голове — белый платок с бахромой.

Пестрый женский передник капсов сочетался с юбкой из темной полосатой ткани. Длинную, облегающую талию безрукавку шили из материи с мелким узором, застегивали на пуговицы и подпоясывали тканым пояском.

Кофта украшалась белой вышивкой на белом фоне из льняного полотна. Широкая в сборку юбка имела продольные полосы с узором. Передник из серой ткани выделялся нарядной вышивкой. На голове носили шапку без донышка.

Клайпедский район

Костюмы не были столь красочными: темные безрукавки и юбки контрастировали с белым передником и кофтой. Кофта без воротника имела красную полоску ниже плеча, а широкие рукава были втачаны в районе шеи. Юбка со складками шилась из клетки или ткани с продольным узором. Короткая с широким вырезом и пояском безрукавка была украшена орнаментом.

Белый передник сверху отличал серый узор, а снизу была пришита широкая полоса и белая бахрома. На голове носили шапочку из ткани в виде полосы с ободком для лба, верхнюю часть которого обвязывали крючком, а сбоку крепили узорчатые ленточки. Плечи женщины покрывали голубым платком большого размера.

Мужские наряды

Скромные мужские костюмы шились из нейтральных по цвету тканей, тем не менее наряды имели своеобразный силуэт и декоративные элементы. Простого покроя рубаха была сделана из белого льна. Обшлага украшались орнаментом и узором. Брюки имели сборку внизу, застегивались на пуговицу и заправлялись в чулки белого или светло-серого цвета.

Мужчины носили узорчатый галстук и безрукавку. Безрукавка имела широкий вырез на груди и украшенные черным сукном проймы. Сверху надевалась длинная до колен куртка. Она декорировалась полосками из сукна и подвязывалась широким узорчатым поясом.

Справка! Мужчины носили соломенные шляпы с лентами и бахромой.

Незамужние девушки голову могли не покрывать, однако волосы всегда заплетали в косы — поднимали их наверх или просто опускали за спину. В виде декора носили короны или венки с лентами. Замужние дамы обязательно надевали платки, которые завязывали на узел сзади. Ходить с непокрытой головой замужним женщинам не позволялось.

Этнографический костюм

Латышские национальные костюмы созданы в соответствии с национальным развитием, экономическими условиями и внешними влияниями. В некоторых районах формирование костюмов прекратилось в 16 веке (в Крустпилсе), в других продолжалось до 19 века. Региональные костюмы различаются способом пошива, покроем одежды, составом узоров, цветовым решением и традициями их ношения. Этнографические костюмы датируются 18-19 веками. Основным источником их исследований и имитации являются собранные во время экспедиций материалы и образцы, которые хранятся в хранилищах Латвийского исторического музея. Учёный Мирдза Слава внесла большой вклад в изучение этнографического костюма.

Одежда в Земгале

Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.

Этническая латышская одежда (XVIII—XIX вв.)

Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.

Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742—1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета — синий, красный, желтый и зеленый.

В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой — длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.

Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.

Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.

Культура

Латыши.

Народная латышская культура преимущественно крестьянская. Преобладают однодворные поселения хуторского типа. Традиционное жилое помещение — сруб (изба) с открытым очагом. Национальная одежда представлена туникообразной рубахой.

Национальной чертой латышей является — спокойствие, неспешность, обстоятельность и трудолюбие. Латышам свойствен индивидуализм, самостоятельность что подчеркивает хуторное расселение народа. Устойчивость старинных традиций является изготовление и использование шерстяных вещей, из-за влажного и прохладного климата. Самая яркая и любимая традиция латышей — это проведение праздников пения с хоровым исполнение народных песен.

Традиционная одежда

Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры. По отзывам латыша Я. И. Вельма, редактора латышского ежемесячника «Austrums», национальный костюм почти исчез около Риги, Митавы и Вендена, более сохранился на З, близ Либавы и Гольдингена, и на В, близ Якобштадта, Крейцбурга и Мариенбурга. Материал для одежды еще домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстян. штанов, камзола, жилета и кафтана. В Витебской губ. верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимой — кожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у витебских Л. иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону. Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал. Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка.

Латыши в национальных костюмах.

Начала

Археолог и исследователь древности Валдемарс Кинтерс считал, что «латышские костюмы являются самым ярким и разнообразным памятником культуры Латвии с точки зрения нашего памятника культуры и истории народного искусства». Народные песни показывают, что повсюду в жизни древних латышей костюм всегда играл важную роль и создавался с особой гордостью и глубоким чувством красивого. Костюмы создавались самими носителями с большой серьёзностью и богатой изобретательностью, они рассказывали о характере, социальном и семейном статусе носителя костюма. В древности дочери учились этому искусству шитья народных костюмов у своих матерей, новое поколение — у старших, иногда также применяя со своей стороны новую изобретательность. Однако основная идея и смысл костюма оставались неизменными на протяжении десятилетий и веков.

Прикрепление крепостных к усадьбе в XVI веке способствовало появлению местных вариантов костюмов, или так называемых региональных костюмов регионов. В условиях натурального хозяйства женщины шили одежду из шерсти и льна, добытых на их хозяйствах.

В последнее время частично изменились техника изготовления одежды, материалы, токарная обработка и композиция декора. Платье стало более насыщенным по цветовой гамме, в него добавились новые компоненты — корсажи, жакеты, фартуки, различные головные уборы.

Латышский народный костюм в наши дни

В наши дни этнографические и древние костюмы можно встретить в Латвии при разных обстоятельствах. Большая коллекция этнографических и древних костюмов, а также их реплик, находится в Национальном музее истории Латвии . Самое большое количество национальных костюмов можно одновременно увидеть во время проведения всенародного Праздника песни и танца. Сегодня людей в народных костюмах можно увидеть, посетив представления фольклорного коллектива, хора или ансамбля народного танца.

Народный костюм в наше время является выражением чувства прекрасного, присущего нации, показывает ее умение создать орнамент и подобрать цвета, а также демонстрирует мастерство. Народный костюм символизирует исторические ценности и вековые традиции его изготовления и ношения, которые передавались из поколения в поколение.

Дополнительная информация:

Иева Пигозне и Латвийский институт, 2015 г.; Фото Латвийский институт; Evija Trifanova; Valters Poļakovs; AG; Latvian National Centre for Culture;

Возрождение

Во второй половине XIX века на народные костюмы начала влиять культура города, и они постепенно были заменены модными костюмами. На Втором Всеобщем празднике пения латышей в 1880 году выступления участников хора Тырзы в народных костюмах вызвали большой интерес, а идея о том, что народный костюм может быть хоровым костюмом, получила более широкое распространение на III Празднике песни . Не особо прислушиваясь к суждениям «господ Риги», певцы пришли на фестиваль с украшениями их матерей и бабушек, а также с интересными костюмами, которые показывались лишь в редкие моменты их жизни. Именно эти певцы сохранили древние традиции до того времени, когда вопрос народных костюмов уже был основательно исследовал.

Организаторы в комиссии по народным костюмам пригласили на работу популярного художника Юлия Мадерниека, который искал новые пути в народном костюме, пытаясь модернизировать его элементами модерна. Такие модернизации или заимствование древнему этнографическому костюму латышей были совершенно чужды, и уже тогда против них выступил автор более поздних «Латышских узоров» Рихард Зариньш.

Древняя латышская одежда (VII—XIII вв.)

Период древней одежды хорошо известен благодаря популярности в то время бронзовых изделий — колец, спиралей, брошей. В этот период мужчины и женщины носили одежду, изготовленную изо льна и руна, которые добывались в той же местности, а обувь и головные уборы изготавливались в основном из меха и кожи домашних или диких животных. При изготовлении применялось полотняное или саржевое переплетение. Большая часть одежды изготавливалась местными мастерами, в то время как по торговым путям из Скандинавии, России и Ближнего Востока поставлялись драгоценности.

Интересный факт: У одежды того времени не было карманов, поэтому одним из наиболее важных аксессуаров считался пояс или кушак. Он не только фиксировал одежду на теле, но и служил для переноски необходимых вещей, таких как кошелек, ключи или даже нож или емкость с водой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: