Куклы в народных костюмах №72. девичий костюм коми

Национальная одежда

Традиционная пища[править | править код]

Основу традиционной пищи коми-пермяков составляли мучные изделия: хлеб из ячменной или ржаной муки, при неурожае с добавлением различных суррогатов (толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи); блины, оладьи, шаньги, пироги с различной начинкой. Овощей в пищу употреблялось немного. Молоко в основном пили в виде простокваши. Мясо преимущественно ели только по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. На первое ели кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп. Вторыми блюдами являлись различные каши, чаще всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Традиционным и весьма распространённым блюдом были пельмени, которые готовили с мясом, грибами, редькой. К традиционным напиткам принадлежали квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво. Чай пили мало и заваривали его преимущественно на травах.

Описание наряда

Мужская одежда

Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка, и штаны, заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак.

Дополнительным элементом одежды охотников была безрукавка (лузан), изготовленная из толстого грубого холста или домотканого сукна. Обязательным аксессуаром к ней был кожаный пояс, на который охотник мог прикрепить ножны, сосуд с водой и другие вещи, необходимые в лесу.

Женская одежда

В комплект женского костюма входили два основных элемента: рубаха и сарафан – это так называемый сарафанный комплекс. Однако, при таком минимуме, одежда жительниц Коми удивляет своим разнообразием. Всевозможные ее фасоны и виды имели разное предназначение.

Разделялась одежда по назначению, по возрасту, по статусу, по этнографической принадлежности.

Повседневная белая или серая рубашка была длинной. Для пошива верхней части, который была на виду, использовали ткань тонкую и качественную, низ шили из грубой, но долговечной ткани. Украшали рубашку вышивкой или вставками из ткани различных цветов и оттенков. На рубашку надевали яркий узорный сарафан.

Передник тоже являлся элементом наряда, его надевали поверху сарафана. Узорным плетеным или тканым поясом подпоясывали сарафан.

Головной убор был важным элементом женского наряда, потому, что указывал на социальное положение его хозяйки. Девушкам разрешалось не прятать волосы, не носить платки, убором служили обруч, полоска ткани лента, повязка. Выйдя замуж, женщины прикрывали волосы платком или кокошником. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления — погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Допускалось большое разнообразие сарафанов. Многим видам сарафанов была присуща определенная территория и социальная среда бытования.

Глухой сарафан генетически восходит к туникообразной одежде. Он отличался широкими проймами, а не узкими лямками. На раннем этапе его носили повсюду, а на позднем — преимущественно в старообрядческой среде. Глухой сарафан непременно являлся частью погребального комплекта.

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ. Различались они формой и расположением полотнищ и вставных клиньев, отделкой выреза ворота, размерами лямок и способом их закрепления на обшивке, а также формой и расположением по талии складок-пластиков и борков.

На позднем этапе распространился сарафан прямой по покрою. Он состоял из полотнищ, собранных на обшивке. Поэтому его еще называли круглым. Праздничные сарафаны шили из красивых материй и обязательно из набойки. На них пришивали ленты, кружева, драгоценные пуговицы. Некоторые женщины надевали поверх сарафана душегрейку — короткую распашную кофту, собранную сзади в борки.

Юбка 1940-е гг.

В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка — юбка и кофта. В 1920-е гг. она стала основным видом женского костюма. Наибольшее распространение получила юбка из пестряди. По подолу праздничных юбок пришивали оборки и ленты. Некоторые женщины в зимнее время носили полосатые шерстяные юбт-сукманки. Для нарядного костюма юбки шили длинными и расширенными книзу.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона,, фартука). При этом применялись два вида передника — только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. В них ходили дома и на улице. Шабур первоначально шили из белого холста, затем из темного, обязательно в талию и длиной до колен. У мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот — правая на левую. Застегивался на петли. Отличительными чертами покроя являются боковые клинья, перехват в талии со сборами, ворот без воротника. Пониток и зипун шили из сукна, в талию, с застежками-петлями. Зипун имел более прямой и свободный покрой, чем пониток. Его надевали в дорогу поверх шабура, а иногда и понитка. Пониток утепляли: пришивали холщовый подклад, воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей. В этом случае пониток называли гуней. Но иногда гуней называли утепленный шабур.

Верхней одеждой были шубы и полушубки. Они изготовлялись из тщательно обработанных овчин. В зависимости от назначения и моды их шили с покрытием или без покрытия материей — нагольными, длиннее и короче, свободными или в талию, с узким или широким отложным воротником. У большей части простонародья на покрытие шуб использовался серый и крашеный холст, а у богатых — роскошные материи.

Традиционное жилище[править | править код]

Традиционное поселение коми-пермяков — деревни, причём как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. В 1-й четверти ХХ в. сёла составляли только 2% поселений. Характерен кустовой способ расселения. Поэтому крупные сёла нередко возникали за счёт слияния ряда мелких деревень, и поныне разные концы таких сёл сохраняют старые названия. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа, которые заселены плотнее, наряду с приречным типом встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, которая была введена в последней четверти ХIХ в., но местами ещё сохраняется и беспорядочная. Нередко деревни, особенно небольшие, обнесены изгородью из жердей, и при въезде в них стоят большие одностворчатые ворота.

Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев. По сравнению с жилищем коми-зырян и северных русских, коми-пермяцкая изба меньше по размерам: 5×5 или 6х6 м. Избы традиционно ставились без фундамента на невысоком подклете. Наружная обшивка стен прежде встречалась редко.
В северных и центральных районах округа крыши у изб в основном двускатные, в южных районах у зюздинских коми-пермяков распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Ныне используется стропильная конструкция крыши, прежде главным образом она возводилась на самцах. Князевое бревно-охлупень нередко украшалось изображением головы животного или птицы. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Ширина оконных проёмов 60-70 см. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет.

В основном избы повёрнуты к улице коньком, хотя встречаются и дома, расположенные параллельно улице. В ХIХ — начале ХХ вв. у коми-пермяков господствующим типом жилища был трёхраздельный дом, распространённый и теперь. В большинстве случаев одна из двух изб, соединённых сенями, использовалось как жилое помещение, а вторая как клеть.
Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь, продукты, а летом там и спят.

Под полом устраивают погреб или нижний амбар. Дверь в это помещение обычно делают со двора. У коми-пермяков распространены два типа связи двора с домом. На севере округа преобладает однорядная связь, когда двор пристраивается к дому сзади под единой крышей. В других районах округа, а также у зюздинских и язьвинских коми-пермяков более распространённой была двухрядная связь с покоеобразной застройкой одноэтажного двора. Во дворе ставились небольшие срубные помещения, которые ныне обычно называют конюшнями.

См. также: Усадьба коми-зырян, Усадьба коми-пермяков

Одежда с коми орнаментом обладает магическими свойствами

Март 7, 2018

Лента

Светлана Турова хорошо известна в финно-угорском мире как специалист по традиционным коми узорам. Она занимается дизайном одежды в этническом стиле, который сегодня в моде. Но эта стильная одежда считается еще и оберегом, приносящим удачу. А оберег — штука магическая. Недаром же многие называют Светлану «женщиной-шаманом»…

Этноодежда от Светланы – это эксклюзивные авторские разработки…

Рисунок ниткой

Светлана — коренная сыктывкарка. Правда, в детстве пришлось помотаться по стране, потому что отец был военным. Даже родилась она, можно сказать, в дороге – в Саратове, когда ее родители гостили у тещи. Именно саратовская бабушка научила девочку рукоделию. С шести лет Светлана вяжет. А в девять лет она заработала свои первые деньги.
— Мама подрабатывала на дому — мастерила для фабрики, выпускавшей художественные изделия. Я помогала ей вязать пальчиковые игрушки, — вспоминает С. Турова. — Мне это ужасно нравилось: получать за ручную работу деньги. И помню, когда в школе писала сочинение на тему, где я буду работать, написала, что нигде. Мечтала, что у меня будет своя творческая мастерская.— И мечта сбылась?
— Да, но не сразу. После школы я поступила на исторический факультет. Но потом поняла, что это не мое, и перешла на юрфак. Параллельно получила образование филолога и оператора-программиста.
Некоторое время Светлана работала юристом, затем стала заместителем директора компании. Но в 2008 году предприятие обанкротилось, и Турова осталась без работы. Именно тогда женщина вспомнила детскую мечту и решила открыть свое дело. Хорошим стимулом стало и то, что Светлана победила на международном конкурсе в Москве — в номинации «Игрушка» завоевала первое место.
— Как мне и хотелось в детстве, я стала художником. Правда, рисую не красками, а нитками, пряжей.

Это вам не китайский ширпотреб!

Чтобы открыть свое дело, нужны деньги, а их у Светланы не было. Зато имелся большой опыт в области управления и продаж в крупных компаниях. И, конечно, «золотые руки».
Первую мастерскую Турова устроила в своей квартире. Сама создала свой сайт, изучала различные формы ведения бизнеса. Зато сейчас у нее есть филиалы в Сыктывкаре, в Эжве, а также дом-мастерская в Аджероме Корткеросского района. Появилось и профессиональное оборудование для вязания.
— Муж меня поддержал, — продолжает мастерица. — Сказал: мол, поиграй, а там посмотрим. Конечно, трудно начинать с нуля. Нашла мастеров-партнеров, но позже они от меня «откололись». Я страшно переживала, был сильный стресс. После этого мы с Сергеем решили, что больше не будем ни от кого зависеть, и закупили оборудование.— Теперь у вас серьезный бизнес?
— Большим его не назовешь — мы не берем заказы на крупные партии. У нас весь товар эксклюзивный, не какой-нибудь китайский ширпотреб. Это авторские разработки, а не копирование чужих брендов. При этом одежду в «стиле этно» мы делаем для того, чтобы люди ее носили, а не хранили в сундуках.

Язык древних символов

Светлана владеет различными техниками вязания — от боснийской до перуанской и тунисской. Но ее основной конек — финно-угорские узоры, традиционные знаки и символы коми народа. Чтобы их изучить, она штудировала специальную литературу, ездила в экспедиции.
Этноодежда от Светланы Туровой пользуется большим спросом. Заказы поступают не только от земляков, но и из Санкт-Петербурга, Москвы, Финляндии, Эстонии, Германии, Америки, Японии, Китая.— Светлана, каждый узор имеет определенное значение. Вы понимаете «язык знаков»?
— Если я использую их в своей работе, то — конечно. Хотя эта тема настолько обширная, что требует постоянного изу-чения. К примеру, «солнце» – символ мужской энергетики. «Луна» и «земля» — женские. По орнаменту можно прочитать, чем занимался народ — земледелием, рыбалкой, охотой, оленеводством. Все это расписывалось на одежде.— Из фольклора известно, что раньше орнаменты вышивали как обереги. К примеру, знак солнца или крест (перна) оберегали от порчи и сглаза. Ваша одежда тоже имеет такую силу? Кстати, вы знаете, что вас называют «женщиной-шаманом»?
— Никакой магией я не владею. А вот что касается одежды с национальным орнаментом, то многие охотники действительно считают, будто шапка или, например, варежки с коми узором могут принести удачу. Людям вообще свойственно верить в чудодейственную силу древних орнаментов. А если веришь в удачу — она обязательно приходит.

Екатерина МАКАРОВА.

Мне нравится
Твитнуть
Поделиться
В Телеграмм
В Одноклассники

Национальный костюм народа коми. Национальный костюм

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой — овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины — мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой — овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин — шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Женский наряд

В традиционном костюме коми мгновенно притягивают взгляд именно женские ансамбли: насыщенные цвета, множество слоев, искусная отделка и нарядные головные уборы. Девушки и женщины народа коми всегда славились красотой, хозяйственностью и добрым нравом. Одежда подчеркивала внешнюю и отражала внутреннюю красоту, перекликаясь с величественной красотой родного края – бескрайними просторами, лесами и реками.

«Красивы очень зырянки, и жениться на одной из них составляет для русского припечорского насельника, а также и для вологжанина, предмет его постоянных желаний и искательств, так как и красива баба, да и в дело годится – ни перед чем не испугается, не сморгнет».

В. Н. Майнов, очерк «Забытая река», журнал «Живописная Россия», 1881 год.


Коми-пермячки в традиционных костюмах, 1979 г.


Женщины народа коми из Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.


Республика Коми, Прилузский район, 1965 г.


Традиционные костюмы ижемских коми, начало ХХ века.

Основа женского костюма – сочетание сарафана (сарапана) и рубахи. Поверх сарафана надевают запон (передник) и подпоясываются. Сарафан может быть разного кроя. Наиболее старинный – косоклинный. Его также называют шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником. Шьют из крашеного холста, домотканой пестряди, сатина, шелка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: