Парки таймырского периода: в чём особенность одежды народов севера

Эвенки (народ)

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ. В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков. К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек. Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.

Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров. Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска. Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.

Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм. Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь. Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

Язык

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный – к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный – к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным – 28,3 %), якутский и бурятский языки.

Эвенкийский язык, наряду с маньчжурским и якутским, относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи.

В свою очередь тунгусо-маньчжурская языковая семья – это нечто промежуточное между монгольской (к ней принадлежат монголы) и тюркской языковой семьей (куда, например, относятся тувинцы, хотя многие не воспринимают тувинцев как тюрок (таких как татар, уйгур, казахов или турок), т.к. тувинцы не исповедуют ислам, а являются частично шаманистами, как якуты и эвенки, а частью буддистами, как маньчжуры и монголы, При этом надо отметить, что маньчжуры также частью исповедуют буддизм). Эвенки очень близки к маньчжурам, но в отличие от них не создали знаменитых государственных образований. И в этом они похожи на близких им якутов.

Эвенки, как в России, так в Китае и Монголии, приспособили с помощью ученых соответствующих стран для записи своего языка систему письменности, принятую у титульных народов данных государств. В России эвенки используют кириллический алфавит, в Монголии – старомонгольскую письменность, а в Китае – старомонгольскую письменность и иероглифы. Но и это произошло недавно, в XX веке. Поэтому в нижеследующих выдержках материала китайского иновещания говорится, что у эвенков нет письменности.

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.
Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Шапки и рукавицы

Удивительно, но чукчи раньше практически не носили головные уборы и варежки, несмотря на холод. Причина этого до конца не ясна. Но в 21 веке можно увидеть представителя древнего народа в современной шапке или теплом платке.

Капорообразная шапка

Шляпы раньше могли позволить себе шаманы или жители, обладающие довольно высоким статусом. Но к распространенным головным уборам все же относилась капорообразная шапка из меха. Она чем-то схожа с женским чепцом и напоминает уменьшенный капюшон.

Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. Изнутри шапку подбивают меховушками из горностая, белки, зайца и лисы.
Женщины сейчас покрывают голову красивыми разноцветными платками.

Рукавицы кокколо

Для пошива берут камус молодого оленя, но используют и замшу животного или лосиную шкуру. Запястье украшают бисером или разноцветными лентами. Изделие просторное и длинное. Внутри ничем не обрабатывается, носится мехом наружу. С виду рукавицы выглядят легкими, но они прекрасно греют и не портятся при потении.

Быт эвенков

Основное занятие «пеших» эвенков – охота. Ведётся она в основном на крупного зверя оленя, лося, косулю, медведя, однако, пушная охота на более мелких животных (белку, песца) также распространена. Охота ведётся обычно с осени по весну, группами по два-три человека. Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у ненцев и якутов. Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство. Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

Пища, жилье и одежда

Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые – овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью. Национальное жилище эвенков – чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг,а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером. Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  • Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  • Средний — земной, где живут люди и духи.
  • Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.

Где живут

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай. Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье. Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.

К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Смысл орнаментов

На весь мир эвенков прославила вышивка бисером. Им эвенкийские мастерицы украшали одежду, обувь, головные уборы, домашнюю утварь, оленью упряжь. На Крайний Север бисер завезли в XVIII веке русские купцы – в основном белый, зеленый, черный, красный, голубой, сделанный из раковин. Постепенно цвета доступного бисера обрели символическое истолкование: красный – цвет солнца, жизни и плодородия, синий и голубой – символ неба и воды и одновременно духовной жизни человека; белый – стойкости в испытаниях и чистоты, зеленый и черный – цвета земного начала.

Но самыми древними видами украшения одежды у эвенков были полосы из меха и меховая мозаика, аппликации из кусочков замши, накладные швы из оленьего волоса типа «жгутик», «строчка», «елочка».

Эвенкийский орнамент строго геометричен. В нем вроде все просто: квадраты, треугольники, круги, зигзаги, кресты. Однако за внешней простотой кроется сложная система символов.

Крестообразная фигура – гагара: птица, выбирающая себе пару один раз на всю жизнь. Она – символ любви и семейной верности. Орнамент-«гагару» наносили на нагрудник.
Концентрические круги или круг с точкой в центре – знак Верхнего мира или Солнца. Такой узор часто располагается на головной повязке или нагруднике и служит оберегом.

Горизонтальные полосы – это лестница или ребра птицы. Они олицетворяют дорогу человека во Вселенной или его путь между жизнью и смертью.

Главным оберегом был узор, символизирующий оленя, который считался у эвенков священным животным.

Верования и фольклор

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Эвенков проводилась с 17 века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся

речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы Эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои – комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных Эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Эвенки

 Таймырские эвенки — потомки жителей тунгусского государства Золотая империя. Когда империю разгромили войска Чингисхана, часть тунгусов ушла на Север. Минули века, но эвенки продолжают хранить обычаи предков. В одежде народа нет ничего лишнего. Всё обусловлено потребностью выжить в сложных условиях.

Эвенки, выходцы из посёлка Хантайское Озеро, осенью носят парки из сукна, расшитые бисером, и зимние унты. Слово «унты» — от эвенкийского слова «унтал» (обувь). Чаще всего они высокие — до бедра: в таких охотникам не страшны снежные сугробы.

Каждому сезону соответствует своя одежда и обувь. Зимняя оленья парка — хоилма — короткая, без воротника, мехом наружу, шилась из осенних шкур с коротким, но густым и прочным ворсом. У женщин она украшалась бисером и мехом лисицы. Под парку надевалась распашная поддёвка, подбитая лисьим или песцовым мехом. Собираясь в дорогу, лёгкие на подъём эвенки набрасывали сверху ещё и сокуй — длинную одежду с капюшоном. Зимние рукавицы у эвенков называются «коколдо» (или «кололло») и шьются мехом наружу.

Женщины у эвенков очень нарядные. В отличие от представительниц других коренных народов Таймыра, старшие эвенкийки надевали под бисерные наголовники платки, чтобы те ниспадали по плечам. В древние времена у девушек было много косичек, а когда красавицы выходили замуж, заплетали уже по две. Мужчины завязывали на макушке длинный хвост. Эвенкам был знаком популярный сегодня пирсинг, необычные татуировки с символами удачной охоты или счастливой жизни дополняли образ.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума. Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Долганы

 Долганская одежда — самая разнообразная, её насчитывается около 20 видов. Характерная особенность — удлинённый подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Всё это украшали бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой. У долган и мужчины, и женщины носили шапки.

Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины — платья, юбки, кофты. Поверх платьев надевали закрытые фартуки. Домашняя одежда украшалась узкими кантиками из цветной материи.

Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства. Законодательницы долганской моды жили в Волочанке и станке Боярка, так как именно туда русские купцы начали привозить товар и мастерицы могли выбрать всё самое лучшее. Это и есть так называемая колыбель парки. Традиционные накосники в XX веке долганские женщины поменяли на яркие павловопосадские платки. По ним-то на современных праздниках и можно сразу отличить долган от других народов Таймыра.

Василий Батагай, заведующий отделом Таймырского дома народного творчества:

«Парка у нас — одна из самых красивых на Таймыре. Недаром ещё в царское время нас называли аристократами тундры. Самая старая долганская парка, ровдужная, хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Она сделана из оленьей замши, окрашена природными красками в охристо-красноватый цвет, орнаменты также сшиты из природных материалов. Потом появляется меховая мозаика, тканевая».

Долганы используют в одежде все семь цветов радуги. Раньше очень любили розовый, так называемый буслука — один из спектров льда, когда он раскалывается. Потом розовый ушёл, так как приглушал другие тона. Старинную парку можно отличить по пастельным, спокойным оттенкам, нынешняя — поярче. Зигзагообразные узоры называются «арда» (от слова «ардаян» — «распахнутый»: это будто горы с расщелинами между ними). Бисерные волны называются «ноготок», или «тумус» (мыс), потому что по технологии мастерица подставляла и обводила свой ноготок. «Розетка», или «лягушка», позаимствована с украинской рубахи, «ухор» (звука «з» долганы не произносили) — знаменитый русский орнамент. Парка оторачивается опушкой из песца.

Оленьи унты, в которых долганы и другие жители Севера ходят по городским дорогам, — урбанизированный вариант традиционной обуви коренных народов. У долган они называются «гуруми». Гуруми были высокие — практически до бедра. Выше тепло сохраняла распашная суконная парка, подбитая мехом песца, лисицы или зайца.

Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  • Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  • Охотников-оленеводов.
  • Оседлых скотоводов.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Узоры предков

Главная тема узоров на всех изделиях — солнце и олень. Солнце олицетворяет добро, приносящее людям тепло. Олень — батюшка, он кормит, поит, даёт одежду и жильё, кость — на оружие, жилы и шкуры — для шитья, мясо — для приготовления пищи.

Чаще всего образ солнца передают национальные коврики эвенков — кумаланы, выполненные из оленьих шкур с чередованием светлых и тёмных фрагментов. Кумалан чаще всего круглой формы, но бывает и большой в виде восьмёрки — на нём можно прилечь в полный рост. Такой ковёр шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося, на окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, соболя, а также бисер.

«Раньше семья могла за одну красивую бусину выменять целого оленя. Кумалан всегда считался мерилом достатка и благополучия

Большие ковры расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого», — говорит руководитель эвенкийской мастерской декоративно-прикладного искусства «Нэлкинэй» Алла Шеметова

В современном быту кумалану тоже нашли применение — теперь это нарядное панно, а если добавить циферблат, то часы с национальным колоритом.

У аккуратных сумочек-мешочков из меха белки, ондатры и соболя, которые легко вписываются в гардероб любой модницы, тоже есть свой народный прототип: из такого мешочка хозяйка-эвенкийка кормила оленей их любимым лакомством — солью.

Часто на выставках эвенкийских мастериц просят продать то или иное изделие.

В современном быту коврик из оленьих шкур используют как панно. Фото: АиФ

«Мы, как правило, отказываем: в работу вложено столько времени, сил, души, наконец, что её себестоимость очень велика, никто за такие деньги не купит», — шутит мастерица. Например, на изготовление традиционного костюма уходит несколько месяцев: сначала надо раскроить, подобрать ткань, аксессуары для отделки, чтобы они совпадали по цвету, фактуре, потом расшить бисером и задекорировать тесьмой, мехом. С материалами, кстати, сейчас туго. Как бюджетное учреждение, мы не можем приобрести мех, кожу у простых охотников, потому что у них нет отчётной документации. Выкручиваемся, как можем, лесники несут нам любые обрезки, дарят целые шкурки пушного зверя.

С каждым годом всё меньше и мастериц, которые владеют старинными техниками и секретами. Бабушки уходят, а дочки уже ничего не умеют, потому что в период их молодости, когда
обычно осваиваешь разные ремёсла и виды творчества, всё это было немодно, несовременно. Теперь же, когда молодёжь вроде бы тянется к своим корням, уже многое утеряно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: