Вечные нити
– Аржана, интерес к творчеству, к алтайскому национальному костюму у Вас, наверное, из детства, из семьи?
– Я родилась в Горно-Алтайске. В семье было 5 детей. Я – самая старшая. Конечно, в детстве и не думала, что стану модельером. Просто очень любила своими руками делать деревянные куклы, которые обматывала белой тканью, из шерсти делала волосы, рисовала лицо, пришивала руки и ноги. Сама шила для них одежду, благо разных лоскутков в доме было полно: мама шила для нас – четырёх сестёр и брата – куртки, платья, штанишки, новогодние костюмы…В советское время ведь был на всё дефицит, вот люди сами и шили. А ещё бабушка у меня была на все руки мастер. Чего она только не умела! Бабушка выделывала кожу, кроила её, шила башмаки и сумки, а мы сидели рядом, смотрели, иногда просто держали что-то, помогали. Хорошо помню, как из сухожилий бабушка делала очень крепкие нити: крутила их, и они были «вечные», можно было сто лет проносить сшитые ей башмаки. Кстати, некоторые бабушкины творения есть в Эрмитаже.
В детстве Аржана и не думала, что станет модельером. На фото со Вячеславом Зайцевым. Фото: Из личного архива
Статья по теме
Филолог Валентина Дедеева: Интерес к алтайскому языку сейчас очень большой
Рисовать акварельной краской я стала в 3 или 4 классе. Тогда нас с сёстрами и братом отправили в Чемальский санаторий на лето. Проведать нас приехал папа. В подарок мне он быстро-быстро нарисовал очень красивый пейзаж. Я сохранила этот лист, и всё пыталась перерисовать, скопировать…
А костюмы я начала придумывать много позже, когда пошла учиться на модельера в Алтайский технологическия техникум сервиса.
– Вы сказали «придумывать костюмы». Неужели в реальности не видели ту одежду, которую испокон веков носили на Алтае?
– В моём детстве национальную одежду можно было увидеть только зимой. Вот, помню, у бабушки была шуба — настоящая, алтайская. Мама себе из овчины тоже сшила шубку. Ещё шапки национальные носили… А всё остальное было забыто, утеряно. Такая информация была в книгах да в рассказах пожилых людей, только молодёжь особо этим не интересовалась. Костюмы, да и то сильно изменённые, были разве что в клубах, их одевали артисты на концертах. Из литературы помню альбом нашего знаменитого художника Игнатия Ортонулова, где были рисунки традиционной алтайской одежды. Ох, и любила же я смотреть эту книгу!
– Мировоззрение, быт, культура, верования алтайцев – очень естественные, природные и в то же время с глубоким смыслом. В традиционной одежде ваших земляков – то же самое?
– Для нас, жителей Алтая, одежда – это сокровищница народного творчества. Одежда несёт в себе вековые традиции, моральные нормы. В ней вся гармония с окружающим миром, природой, людьми. В ней наши мысли и пожелания. В ней вся наша история. Каждая строчка, линия, каждый элемент имеет определённый смысл. По качеству материала, конкретным деталям, можно было сразу понять, что за человек перед вами. Даже по одному головному убору легко было определить статус человека (например, богатырь или сановник), его возраст, пол.
Фото: Из личного архива / Аржана Кензина
Алтайцы
Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны. В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы. Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты.
Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью.
Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма.
Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.
Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона.
Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, и Монголии. Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения. Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.
Кумандинцы
Северная этническая тюркская группа алтайцев называется кумандинцами. Сами они себя называют куманды-кижи, тадарлар, тадар-кижи, и просто алтай-кижи. Сегодня они компактно проживают на территориях и районов Алтайского края, в Горно-Алтайске и Турочакском районе в верховьях и среднем течении Бии. Эта территория является исконной родной для данного народа.
Кумандинский язык входит в уйгурскую группу тюркских языков, он разделен на три обособленных говора: старобардинский, солтонский и турочакский. Письмо у кумандинцев было в начале XX столетия, но сегодня язык существует только в устном разговорном виде.
Появились северные алтайцы кумандинцы при длительном историческом взаимодействии древних самодийских угорских племен с некоторыми тюркскими этническими группами. Долгое время до вхождения в Россию кумандинцы были «двоеданцами» и платили дань в русскую казну и джунгарам.
Традиционными занятиями кумандинцев издавна являются скотоводство, мотыжное земледелие, рыболовство, таежная охота, пчеловодство, промысел кедрового ореха, лекарственных трав и кореньев, ягод и грибов. В много кумандинцев работали на лесозаводе. Много кумандинцев в советские годы работали в колхозах и совхозах. Кумандинцы для решения многочисленных вопросов самоорганизации объединились в «ассоциацию кумандинского народа».
Основной пищей кумандинцев всегда было мясо домашних животных и таежная дичь, рыба и молочные продукты, злаки и разные съедобные растения черемша и дягиль, саранка и полевые луки, ягоды. Кандык и саранка причем методом сушки луковиц заготавливались в зиму, это было замечательное растительное сырье для приготовления каш.
По религиозным и мировоззренческим понятиям кумандинцев мир вокруг людей населен добрыми и злыми духами, они придерживаются традиционного шаманизма. Добрые духи во главе с Бай-Ульгеном покровительствуют кумандинским родам (сеокам), именно они награждают людей даром шаманства. Противоборствует доброму Бай-Ульгену злой Эрлик, хозяин подземного мира.
Фольклор кумандинцев изучен недостаточно, они любят петь песни, состоящие из бытовых сюжетов и четверостиший, сказки с бытовыми и волшебными сюжетами, и эпические сказания о батырах (кай). Особое место в культурном развитии и почет среди сородичей принадлежал всегда мастерам-исполнителям эпосов и сказок – кайчи и исполнителям песен под музыкальный инструмент шор – шорчи.
Теленгиты
Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части , приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.
Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.
В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.
Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.
Тубалары
Один из малых алтайских эпосов, проживающий компактно в и , по берегам Бии, Большой и Малой Иши, Пыжа, Уймень, Сары-Кокша и Кара-Кокша. Сами представители народа именуют себя «туба кижи», «йыш кижи», или «тубалар».
Среди тубаларов в свое время хорошо поработали православные миссионеры, и среди этого народа большинство верующих являются православными христианами. В отдаленных селах местные жители придерживаются мнения шаманов и проводят языческие обряды.
Тубалары издавна занимаются коллективной таежной охотой. Именно поэтому они всегда почитают духа покровителя и помощника в охоте Шаныр, они считали, что он живет в глухой тайге, передвигается на диком марале, имеет посох из желтой акации. За пренебрежительное отношение к себе он мог наказать охотника, наслав на него болезни и защитив от него зверей.
Жилище тубаларов представляет собой квадратный, шести и восьмиугольный деревянный из толстых бревен аил. Он имеет крышу в виде конического, состоящего из жердей шалаша. Покрывали аил чаще всего берестой, корой и дерном. Традиционные поселения исторически и сегодня состоят из 3-5 аилов.
Издавна тубалары занимаются мотыжным земледелием, выращивают в основном ячмень, из древности главным приемом молотьбы ячменя у них было обжигание колосьев злака на открытом огне. Разводят коров и лошадей, из кислого молока издавна изготовляли продымленные над очагом сырки и молочную слабоалкогольную водку (араку).
Тубалары искусно удят рыбу, занимаются кедровым промыслом, бортничеством, сбором трав и кореньев, ягод и дикой конопли для изготовления холста, добывали руду и плавили железо, ковали его. Испокон веков тубалары, как все кочевники, хорошо выделываю кожу, изготовляют домашнюю утварь и посуду из дерева и бересты, ткали холсты.
Важнейшим социальным институтом, определяющим уклад жизни тубаларов, является патрилинейные рода (сеоки), внутри рода решались все важные и значимые вопросы организации жизни. Внутриродовые браки у тубаларов запрещены, не допускается в небольшой этнической общности кровосмешение.
«Одежда славян» — К одежде славяне относились с особым трепетом. Национальный славянский костюм был непосредственно связан с жизнью крестьян. По узорам судили, какая женщина мастерица и рукодельница. У некоторых славянских народностей вместо сарафана женщины носили юбку. Отличительной чертой славянского национального костюма были головные уборы.
«Образование республики Алтай» — Задачи проекта: Командный метод управления. Организационно-технические условия для эффективной реализации проекта: Направления расходования субсидии. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай. Комплексный, межведомственный подход. Алгоритм доведения финансовых средств до ОУ.
«Горы Алтая» — Весной и вначале лета степи покрываются всевозможными цветами крупнотравья. Восточный Алтай. Известно 212 эндемичных видов, что составляет 11,5%. Рельеф. Алтай. — Золотой. Животный мир Алтая также разнообразен. Речная сеть на Алтае хорошо развита. Все реки типично горные, с довольно стремительным течением.
«Шукшин Алтай» — Праздник, посвященный 80-летию В. М. Шукшина «Калина красная грустит о Шукшине». Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения. Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин в кабинете-музее В. М. Шукшина. Милова Раиса Васильевна – соседка П. С. Попова. Первоначальный вид могилы Попова П. С.
«Алтайский край» — Инвестиционные предложения алтайского края. В крае существует развитая система связи. Емкость телефонной сети края составляет более 600 тыс. номеров. Кредитные карточки принимаются в ограниченном перечне учреждений. Большая часть автомобильных пассажирских перевозчиков. Зимы морозные. Самой популярной валютой является доллар США.
Культура
У алтайцев множество легенд, народных сказаний. Эти истории передаются из поколения в поколение. Они рассказывают о героических встречах людей с чудовищами, общении с духами. Это целая культура, пришедшая из древних времен. Эпос излагается особым способом: историю не рассказывают, а поют. При этом певец издает низкие протяжные горловые звуки. Этот способ называется «кай», а рассказчик — «кайчи». Люди, способные исполнять кай, очень почитаются. Исполнение песен считается обрядом, имеющим магическую силу. Кайчи часто присутствуют на народных торжествах, гуляньях. Кай могут исполнять только мужчины. Песня дополняется игрой на музыкальных инструментах. Часто это занимает целые сутки, а то и больше, так как эпос народа очень богат.
Досье
Аржана Кензина.
После окончания Санкт-Петербургского госуниверситета технологии и дизайна получила степень магистра. Первая победа её как модельера была в 2004 году на межрегиональном национальном празднике «Эл-Ойын». Работая в Доме Моды «Валентин Юдашкин», она в 2008 году заняла второе место в конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато». Аржана показывала свою коллекцию на мировом конгрессе в Нью-Дели. Иллюстрировала детские книги, выпустила альбом с эскизами сценических национальных костюмов. Сейчас собирается выпустить второй альбом, где будут представлены современные костюмы с народными элементами.
В Алтайском крае проживает 2 419 755 человек. Подавляющее большинство в этом общем числе составляют русские, их в крае сегодня проживает 2 234 324 человек или 92,34% от общей численности населения. Вторым по численности народом края являются немцы, их здесь проживает 50 701 человек или 2,1% населения. В крае живет много украинцев, всего 32 226 человек или 1,33% населения. Здесь проживает 7979 казахов или 0,33% населения. Коренных алтайцев здесь проживает 1763 человека или 0,07% населения.
В сегодня проживает 217 007 человек, более половины, а именно 114 802 человек или 55,68% из них русские. Коренные алтайцы живут здесь в количестве 72 841 человек или 35,33% населения. В число алтайцев входят теленгиты — 3 648 человек или 1,77%, тубалары — 1891 человек или 0,92%, челканцы – 1113 человек или 0,54%. В республике проживает много казахов 12 524 человека или 6,07% населения. Живут здесь кумандинцы – 1062 человека или 0,52% населения.
Алтайская свадьба. Без традиционной свадьбы брак не действителен
На Алтае считается, если не было традиционной свадьбы – то и брак не заключен. Регистрация в ЗАГСе еще ни о чем не говорит. Ведь если так легко создать семью – всего-то расписаться, значит, так же легко можно будет семью и потерять, полагают алтайцы.
Жених должен быть уверен на 100%, что он женится раз и навсегда. И дело не только в сакральном единении супругов навеки (даже за пределами земной жизни), но и в финансовой составляющей. Род жениха фактически проводит две свадьбы. Скромную — молодежную — на европейский манер. И настоящую — традиционную — с полным алтайским размахом. Сегодня это сложно, ведь только на свадебную церемонию и сватовство со стороны жениха уйдет не меньше 300 тыс. рублей.
Алтайцы к заключению брака относятся очень серьезно. Ресурсов целого рода — а это десятки родственников — не всегда хватает, поэтому берут предсвадебные кредиты в банках и лет пять потом их выплачивают.
А если жених — сирота, то ему поможет все село: и деньгами, и продуктами. У алтайцев свадьба — это понятие священное и не зависит от катаклизмов вроде мирового финансового кризиса. Причем самые затратные как раз сельские свадьбы, ведь на праздник придет все село! Если кого-то не пригласить, появится обида.
— Я проводил свадьбу не в селе, а в районном центре, где люди живут более замкнуто. Поэтому на свадьбе были всего-то человек триста, — вспоминает Эркин Энчинов, исследователь традиционного алтайского права. — Однако оказалось, что в предсвадебной суматохе забыли пригласить дальних родственников и потом я получил от семьи серьезные нарекания.
На что же уходят «свадебные» деньги? На спиртное, например. Существует у алтайцев обычай своеобразного калыма. После того как сторона жениха ритуально умыкнула невесту (конечно, с ее согласия), приезжают к родителям девушки представители будущего мужа и получают список домов, которые нужно обойти с «визитом вежливости и уважения». В каждый дом будущих родственников нужно принести конфеты, чай, а также «белое» и «красное» — две единицы спиртных напитков. Обычно это водка и красное вино. Хозяин дома открывает бутылки, угощает духа огня (крапит огню), затем наливает гостям. Ну а если и сам пригубил подаренное, то, значит, дал согласие на брак родственницы. Нередко такое согласие нужно получить в 50-60 домах! Конечно, случается, что какие-то родственники в плохих отношениях с семьей невесты — решат «повредничать» и откажут в свадьбе. Тогда последнее слово остается за родителями — скажут: «Выдаем дочь!», и никакие родственники уже помешать не смогут.
В каждом доме, куда заглядывают сваты, им заодно намекнут, что хотели бы получить в качестве шалта-калыма. Если потребуют напиток особый или вещь редкую, то жениху придется ехать в соседние регионы — например, в Барнаул — добывать подарок для будущей родни. Такой заказ означает, что родственники намерены одарить невесту чем-то значительным.
Вот и получается, что молодая семья стартует с серьезным капиталом. Девушка приходит в род мужа, полностью обеспеченная домашним «инвентарем»: мебелью, бытовой техникой, компьютером, спутниковыми антеннами, коврами и прочими сервизами по мелочи. Обходится это приданое семье невесты ориентировочно в 250-400 тыс. рублей.
Ну а род жениха помимо двух свадеб традиционно в ответе и за крышу над головой
И неважно, куплен дом, построен ли уже или только приобретен участок под застройку. Главное — жених и его семья обещают и гарантируют, что дом у молодой женщины будет!
Традиции и обычаи алтайского народа
Алтайцы очень духовный народ, они верят в то, что у всего есть душа: у камня, воды, дерева и других неодушевленных предметов. Алтайцы благодарят очаг за подаренное тепло и вкусную пищу. Женщины зачастую благодарят огонь, одаривая его приготовленной выпечкой и мясом. Они бережно и с уважением относятся к огню, поэтому никогда не сжигают в нем мусор, не плюют и не переступают через него.
Вода для жителей Алтая является источником сил и целителем. Люди верят в то, что в водных глубинах находится дух, способный вылечить от любой болезни и одарить бессмертием. Святыми местами считаются аржаны — горные источники, — к которым можно подходить только в сопровождении целителя.
Также интересен обряд бракосочетания. Молодые должны вылить в очаг юрты жир, бросить туда немного чая и выплеснуть немного араки, алкогольного напитка. Тогда их брак будет благословлен природными силами.
У каждого алтайского рода есть своя священная гора. Там живут духовные защитники, предки их рода. Для женщин посещение этой горы находится под строгим запретом, запрещено даже стоять босой у подножья этой святыни. При этом отношение к алтайской женщине очень уважительное и бережное, ведь она является сосудом, источником жизни, который мужчина должен оберегать.
В краевом выставочном проекте приняли участие 18 музеев:
* Алейский историко-краеведческий музей
* Залесовский районный краеведческий музей
* Заринский межпоселенческий краеведческий музей
* Каменский краеведческий музей
* Краеведческий музей г. Рубцовска Алтайского края
* Музей истории г. Ярового
* Поспелихинский районный краеведческий музей
* Славгородский городской краеведческий музей
* Солонешенский районный краеведческий музей
* Тальменский районный краеведческий музей
* Топчихинский районный краеведческий музей
* Троицкий районный краеведческий музей
* Тюменцевский районный историко-краеведческий музей
* Угловский районный краеведческий музей
* Хабарский историко-краеведческий музей
* Шипуновский районный краеведческий музей
* Школьный музей с. Кашкарагаиха Тальменского района
Некоторые отзывы посетителей о выставке «Истоки. Народный костюм»:
С 17 ноября 2010 г.
Алтайский государственный краеведческий музей объявляет конкурс детских рисунков «Наряд моей прабабушки» .
Для того, чтобы принять участие в этом конкурсе, необходимо прийти на выставку «Истоки. Народный костюм», нарисовать тот костюм, который вам
понравился больше всего. Все конкурсные работы будут представлены в музейной экспозиции.
Конкурс уже начался – в нём приняли участие дети из народной изостудии ДК «Южный».
Итоги конкурса будут подведены 17 декабря 2010 г., победителя ждёт приз от администрации музея.
Кроме того, с 17 ноября 2010 г. объявляется конкурс эскизов современных костюмов «О, времена, о, мода!»
.
Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо прийти на выставку «Истоки. Народный костюм», выбрать национальный костюм, стилизацию которого Вы бы хотели использовать в современном наряде.
Принять участие в конкурсе могут студенты дизайнерских специальностей и все заинтересованные!! Все конкурсные работы будут представлены в музейной экспозиции. Итоги конкурса будут подведены 17 декабря 2010 г. Победителя ждёт приз от администрации музея.
Житель г. Барнаула Терентьев Н.И.
передал на выставку «Истоки. Народный костюм» зырянский народный костюм, семейную реликвию: рубаху, сарафан, головной убор-кокошник, шаль. Конца XIX — середины XX в. Костюм принадлежал матери, Евлалии Ефремовне, жительницы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Коми (коми-зыряне, зыряне) – финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.
Регионы проживания: Свердловская, Мурманская, Омская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Алтайский край. Общая численность – более 300 тыс. человек.
Национальный костюм России. Описание русского народного костюма
Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.
Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).
Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
Жилище
Алтайские племена строили поселения на берегах рек и озер. Они состояли из нескольких домов, разбросанных по всему побережью. Существует несколько типов построек. Они представляют собой:
- Шатры (чумы).
- Юрты.
- Деревянные дома.
Самым старым типом жилья алтайцев является сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Его применяли еще в древности. Это распространенное жилище среди сибирских племен. Чадыр — коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера — диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года. Сейчас их часто строят в дополнение к деревянным, в качестве подсобных помещений, летней кухни. В настоящее время подобные постройки используют для экскурсий и проживания в них туристов. Некоторые владельцы гостиниц оформляют в таком стиле туркомплексы.
Другой вид жилища алтайцев — войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине 19 века). Основание постройки делали круглым, квадратным или многоугольным. Эти дома более теплые, чем чадыры, и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. Юрта имеет относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.
Вход расположен низко: чтобы войти, нужно нагибаться. Делают его, выходящим на восток. Такое расположение объясняется тем, что алтайцы верили в духов. Они одушевляли природные явления и наделяли их магической силой. При входе в дом человек, нагибаясь, совершает поклон. Этим самым он приветствует огонь, дающий людям тепло. Выходя из жилища, люди кланяются солнцу, принося восхваление светилу. В центре юрты находится очаг, обложенный камнями. Дым выходит в отверстие в крыше. Все помещение делится на две половины: мужскую и женскую.
Более поздние постройки представляют собой бревенчатые аилы. Их конструкция повторяет юрты. Деревянные дома имеют многоугольное или квадратное основание, к которому пристраивают конусообразную крышу. Изнутри она укрепляется балками. В современных домах отверстия в крыше нет. В центре комнаты устанавливают печь, дымоход от нее выходит через потолок наружу. Внутри находятся предметы быта алтайцев. У стены размещается лежанка или кровать. Есть несколько топчанов (табуреток), стол, сундуки для хранения вещей. На стенах можно увидеть ковры с национальными орнаментами. В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.
Шуба – алтайский фрак
– Во что одевались в старину жители Алтая?
Статья по теме
Художник-модельер Нина Шанина о ценностях предков и масскультуре
– А женщины?
– Женская одежда была почти такой же, как и мужская. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек – длиннополая безрукавка. Он мог надеваться поверх любой одежды, шился в талию и из тёмной материи (у богатых — из шёлка и бархата). Обшивался вокруг пройм рукавов и воротника, по спине и подолу оторочкой из позумента или из красной или жёлтой материи. Носили чегедек и зимой, и летом.
Национальные костюмы имеют особый колорит. Фото: Из личного архива / Аржана Кензина
– Вот без чего невозможно представить исторический облик жителей Горного Алтая, так это без шуб и меховых шапок…
– Действительно, без шубы алтаец – не алтаец. Кстати, преданность этому виду верхней одежды сохранилась на моей родине по сию пору. Шубы шьют обычно из овчины, предпочтительно из белого меха. Алтайские шубы – длинные, рукава у плеч очень широкие, книзу резко суживаются. Кстати, раньше многие мужчины, особенно бедняки, и летом носили шубу, надевая её на голое тело и спуская с плеч при сильной жаре. Шубы богачей покрывались китайским шёлком (торко тон, — прим. ред.), а воротники делали из дорогого меха.
Шапки мужские и женские шились из шкур чёрного барашка, с верхом из жёлтой, чёрной, оранжевой или красной материи. Шапка имела высокий околыш: у бедных – из мерлушки (шкурки ягнёнка грубошёрстной породы овец – прим. ред.), а у богатых – из соболя или лисицы. Сзади на шапке пришивались две, обычно красные, ленты, которыми можно было подвязать околыш, опустив его совсем на уши. Шапки другого типа – круглые, с кистью из цветных ниток на макушке. Шились они из материи на бараньем меху и имели круглый околыш-оторочку из меха. Богатые алтайцы делали такие шапки из дорогого меха – соболь, выдра, лисьи лапки и т. д.
– На праздники надевали что-то особенное?
– Праздничной одежды у алтайцев не было, разве что у зажиточных она имелась. А простой алтаец дома летом ходил в одной рубахе и босой, а отправляясь в гости, надевал шубу и шапку или сапоги и халат. Сапоги шились остроносыми, без каблуков, на мягкой подошве. В них вдевались чулки из войлока (ук), которые на несколько сантиметров высовывались из голенища. Иногда зимой носили меховые сапоги, сшитые из лап козули мехом наружу. Бедняки нередко голенища сапог делали из холста, а вместо войлочных чулок обёртывали ноги сушёной травой ойонгот, это разновидность осоки. Штаны всегда заправлялись в сапоги.
Фото: Из личного архива / Аржана Кензина
Культура и быт алтайского народа
Как говорилось выше, алтайский народ подразделяется на северных и южных алтайцев. Хозяйство южных алтайцев зависело от природного богатства их территории. Они жили в горностепных районах, поэтому большинство жителей здесь занималось скотоводством. А вот северный алтайцы, проживающие в горах и тайге, были прекрасными охотниками. Сельское хозяйство являлось объединяющим фактором южных и северных алтайцев. Это занятие играло немаловажную роль для обеих групп.
Если говорить о том, как жили алтайцы в те времена, то ничего особенного не отметишь. Они проживали в разбросанных по местности поселениях. На территории находилось всего несколько построек.
Само жилище выстраивалось в зависимости от местности и социального положения семьи. Южный алтайцы чаще всего выстраивали войлочно-решетчатую юрту и алканчик. Другие представители алтайского народа жили в деревянном квадратном доме, стены которого были направлены внутрь, он назывался айлу. А к началу 20 века постройки алтайцев все больше стали походить на традиционные русские избы.
Национальная одежда северян и южан также отличалась. Южные алтайцы предпочитали носить длинные рубахи с широкими рукавами, длинные и также свободные штаны, шубы в пол, которые одевались мехом во внутрь. Шубу было принято подпоясывать куском ткани и носить круглый год. Если лето выдавалось очень жарким, шубу заменяли суконные халаты с цветным воротником. Помимо этого женщины сверху надевали безрукавку. Национальной обувью считаются высокие сапоги. А национальным головным убором считается цветные округлые шапки с побритым мехом барана.
У северян национальный костюм должен быть пошит из качественного материала. Зачастую они сами ткали нити, изготавливали ткань и шили себе наряды. Это были холщевые рубахи, широкие штаны. Поверх этого надевалась рубаха, больше напоминающая халат. Воротник и рукава костюма были вышиты цветным орнаментом. Головы женщин покрывали платки.
Южные и Северные алтайцы
Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 годf, на территории страны живут более 74 тысяч алтайцев. Все они разделяются на две большие этнографические группы — южные и северные алтайцы.
К первым относятся алтай-кижи, общающиеся на южноалтайском (ойротском) языке. Они делятся на телеутов, телесов, теленгитов. Их северные сородичи говорят на северноалтайском языке, в эту группу входят тубалары, челканцы, кумандинцы. Деление на племена оказало влияние на быт, культуру, общение, язык алтайцев, но все же они имеют много схожего.
Их единое самоназвание — алтай-кижи — свидетельствует о сильной связи с природой Алтая. Они постоянно повторяют, что «их Бог — камень, дерево, природа, Алтай». Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле.
Этнические и этнографические группы
Выделяются две этнографические группы алтайцев:
До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было алтайские татары, оно употреблялось наряду с алтайцами.
В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары.
Между южными и северными алтайцами не существует очень резких различий по языку, культуре и быту, и антропологии.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетика
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 53 % у южных алтайцев и 38 % у северных алтайцев. Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Это интересно: Ишимская равнина