История [ править ]
Лодка души, Киривина , острова Тробриан (дерево и белая известь)
Первым европейцем, посетившим острова, был французский корабль Espérance в 1793 году. Штурман корабля Антуан Бруни д’Энтрекасто назвал их в честь своего первого лейтенанта Дени де Тробриана .
Китобойные суда заходили на острова в поисках еды, воды и дров в 1850-х и 1860-х годах.
Первым европейцем, поселившимся на островах Тробриан, был методистский священник, который перебрался на остров Киривина в 1894 году. Десять лет спустя за ним последовали колониальные офицеры из Австралии, которые основали поблизости правительственную станцию, и вскоре небольшая колония начала создаваться. созданный иностранными торговцами на острове. Затем, в 1930-х годах, католическая миссия Святого Сердца основала поселение с начальной школой неподалеку. Именно после этой европейской колонизации для этой группы островов было принято название «Тробриан».
Первым антропологом, изучавшим тробрианцев, был К. Г. Селигман , который сосредоточился на народе массим на материковой части Новой Гвинеи. Несколько лет спустя за Селигманом последовал его ученик, поляк Бронислав Малиновский , который посетил острова во время Первой мировой войны . Несмотря на то, что он был гражданином Австро-Венгерской империи , которая находилась в состоянии войны с Австралией, которая тогда контролировала острова Тробриан, ему было разрешено остаться (при условии, что он время от времени проверялся у властей). Его описания кулысистема обмена, садоводство, магия и сексуальные практики — все это классика современной антропологической литературы — побудили многих иностранных исследователей посетить общества островной группы и изучить другие аспекты их культур. Психоаналитик Вильгельм Райх опирался на исследования Малиновского островов при написании своей книги «Вторжение принудительной сексуальной морали» и, следовательно, при разработке своей теории сексуальной экономики в своей работе 1936 года « Die Sexualität im Kulturkampf» .
В 1943 году войска союзников высадились на островах в рамках операции «Картвил» — наступления союзников на Рабаул .
В 1970-е годы некоторые коренные народы сформировали антиколониальные ассоциации и политические движения.
Природа
На островах и в помине нет рек и озер, за исключением временных водотоков, образующихся после проливных дождей. Ливни проходят мощные, но очень непродолжительные. Те же ливни — причина того, что большинство островов заболочены. Засуха на островах может произойти в любое время и после обильных дождей: испарение очень велико.
Растут на островах в основном дождевые леса. Обитатели леса — преимущественно попугаи и летучие мыши, среди них есть эндемичные виды. На всех обитаемых островах — посадки ямса, а кокосовая и саговая пальмы растут сами по себе. После появления на островах европейцев рацион питания островитян пополнился папайей, ананасами и манго. Но за двести лет колонизаторам так и не удалось заставить островитян разбить плантации, и тем более работать на них.
Магия
Тробрианцы практикуют традиционные магические заклинания. Молодые люди учатся заклинаниям от старших родственников в обмен на еду, табак, и деньги. Заклинания часто частично или полностью потеряны, потому что старые люди отдают только несколько строк за один раз, чтобы продолжать получать подарки. Часто, старый человек умирает до завершения их передачи заклинаний. Тробрианцы считают, что никто не может составить новое заклинание.
Бывает, что человек даёт женщине магическое заклинание, потому что он хочет дать ей больше, чем ямс или табак. Люди также покупают и продают заклинания. Грамотные жители пишут свои магические заклинания в книгах и скрывают их. Человек может направить свои магические заклинания на то, чтобы кого-нибудь приворожить. Некоторые заклинания, как полагают, делают человека красивым для других, даже если он таковым не является.
Книги Бронислава Малиновского о тробрианцах
- Malinowski Bronisław. Argonauts of the Western Pacific. London: Routledge and sons. — 1992—614 pages.
- Malinowski Bronisław. The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia. New York: Harcourt, Brace and World. — 1929 — 613p.
- Malinowski Bronisław. Coral Gardens and their Magic. London: Routledge. — 1935 — 500p.
Другие книги о тробрианцах
- Senft G. Kilivila: the language of the Trobrian islanders. Berlin: De Gruyter. — 1986—616 p.
- Szczerbowski T. Kiriwina: język Wysp Trobrianda. Kraków: Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej. — 2002 — 290 p.
- Theroux P. The Happy Isles Of Oceania. New York: Mifflin Company. — 2006—528 p.
- Weiner A. B. The Trobrianders of Papua New. Texas: university of Texas press. — 1988—184 p.
- Weiner A. B. Women of value, men of renown. Texas: university of Texas press. — 1994—299 p.
География
Архипелаг расположен в южной части Соломонова моря, являющегося частью Тихого океана, на расстоянии 384 км по морю от столицы страны Порт-Морсби, примерно в 65 км к северо-востоку от островов Д’Антркасто и в 132 км к западу острова Вудларк. Примерно в 145 км к югу расположен крайняя южная точка острова Новая Гвинея.
С точки зрения геологии, архипелаг представляет собой скопление из 28 островов кораллового происхождения, большинство из которых окружено коралловым рифом. Крупнейший остров — Киривина (главный остров архипелага, вытянутый в длину почти на 40 км, но при этом шириной всего от 3,2 до 12,8 км). Самым северным островом группы является острова Кадаи, самым западным — Симлиндон, самым южным — Куаилуиа, самым восточным — Китава. Общая площадь суши достигает 440 км². За исключением острова Киривина, на берегу которого есть районы с отвесными скалами до 90 м, острова в архипелаге относительно низменные, с плоской поверхностью, которая во многих местах заболочена. Гидрографическая сеть развита слабо. Рек и озёр нет. Побережье многих островов заболочено.
Острова
Остров (русск.) | Остров (анг.) | Координаты | Площадь,км² | Население,чел (2000) |
---|---|---|---|---|
Китава | Kitava | 23,79 | 2907 | |
Урату | Uratu Islet | 0,09 | ||
Вакута | Vakuta | 21,16 | 971 | |
Бомапау | Bomapau | 4,68 | ||
Киривина | Kiriwina | 279,88 | 22 163 | |
Муво | Muwo | 2,82 | ||
Нанаули | Nanauli | 0,06 | ||
Ияга | Iaga | 0,10 | ||
Каилеуна | Kaileʻuna | 45,53 | 1908 | |
Боинаги | Boinagi | 0,75 | ||
Буривади | Buriwadi | 0,64 | ||
Тума | Tuma | 5,16 | ||
Кадаи | Kadai | 0,56 | ||
Нубиям | Nubiam | 0,45 | ||
Куяу | Kuyau | 1,90 | 537 | |
Гилуа | Gilua | 0,05 | ||
Мунувата | Munuwata | 0,64 | ||
Накваба | Nakwaba | 0,37 | ||
Кибу | Kibu | 0,22 | ||
Яона | Yaona | 0,05 |
Климат на островах тропический и влажный. Ежемесячно выпадает от 25 до 38 см осадков. Изредка случаются засухи. Местная экосистема отличается большим разнообразием. Острова преимущественно покрыты низменными дождевыми лесами, в которых обитает 38 видов млекопитающих (из них подавляющее большинство является летучими мышами). Четыре вида являются эндемиками островов. Среди растений преобладают ямс, бананы, панданусы, кокосовые, саговые пальмы, сахарный тростник, бетель. Часть растений была завезена на архипелаг европейцами (папайя, таро, ананасы, манго).
История
Европейцы узнали об островах в 1793 г., когда их увидели с борта французского фрегата «Эсперанс» участники экспедиции капитана Жозефа де Брюни Д’Антркасто, исследовавшего этот уголок Тихого океана в поисках пропавшей экспедиции мореплавателя Жана-Франсуа де Лаперуза. Из-за рифов и отсутствия воды острова показались капитану Д’Антркасто «крайне неприятными», о чем он и сообщил в рапорте властям Франции. По какой-то причине он назвал острова именем своего старшего лейтенанта Дени де Тробриана: вероятно, тот первым крикнул «Земля!». Сам Д’Антркасто о своем открытии доложить не смог, так как умер от цинги и был похоронен в море.
Островами долго никто не интересовался всерьез, кроме случайных американских китобоев и работорговцев из Квинсленда, наведывавшихся на острова в начале XIX в. Регулярно стали навещать острова в конце XIX — начале XX в. суда из колонии Германская Новая Гвинея. На островах Тробриан собирали хорошие урожаи ямса. Немцы, которых отказывались кормить «свои» папуасы, выменивали питательные клубни тоннами на металлические инструменты и стеклянные побрякушки. К тому времени острова уже захватили англичане, в 1904 г. передавшие их под управление Австралии.
С началом Второй мировой войны все европейцы были эвакуированы. На Киривине австрало-американские войска построили госпиталь и небольшой аэродром подскока для ремонта и дозаправки бомбардировщиков. Боев на Тробриане не было.
С 1975 г. острова Тробриан входят в состав независимого государства Папуа — Новая Гвинея.
Практически каждый остров окружен кольцом рифов, которые простираются на расстояние до 10 км от берега. Здешние воды всегда считались очень коварными, навигация зависит целиком от знания высоты приливов в разных местах архипелага.
Культура
Острова Тробриан — это плоские коралловые острова с очень богатыми минералами рифами и темной почвой, которые являются источником разнообразных питательных источников диетической пищи. Флора и фауна региона чрезвычайно разнообразны и включают такие виды, как попугаи, крокодилы, лесные свиньи, моллюски, манго, ямс, кокосы, папайя и ананасы. Жители Тробрианских островов веками жили одинаково, поддерживая себя как рыбаки и фермеры, богатые культурными традициями.
Общество Тробрианда обычно делится на кланы и подкланы. Членство приобретается через происхождение от общего предка, который, как полагают, появился из определенной дыры в первоначальном местоположении подклана.
В результате своих исследований Бронислав Малиновский опубликовал трилогию работ о тробианцах: Аргонавты западной части Тихого океана (1922), Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии (1929), и Коралловые сады и их магия (1935). Вторая книга, Сексуальная жизнь содержал этнографические данные, которые, по его мнению, доказали, что фрейдистский Эдипов комплекс не универсален.
Малиновский подробно показал, что какими бы странными или экзотическими ни казались те или иные практики посторонним, они были неотъемлемой частью здорового функционирования тробрианского сообщества, раскрывая их логику и функции в контексте этого общества. Хотя большинство наблюдателей в развитом мире могут думать о магии как о суеверии, Малиновский продемонстрировал людям ее основу в определенном контексте. Когда жители Тробрианских островов ловили рыбу в лагуне, это было несложно. Но когда им пришлось выйти за рифы, в глубокий океан, было много опасностей и непредсказуемых трудностей. Это был случай, когда магические ритуалы укрепили способность рыбаков преодолевать все эти проблемы. Таким образом, магические обряды помогали им делать то, что им требовалось.
Особенно интересны лингвистические аспекты коренного языка Тробрианов. В трудах Дороти Ли, основанных на более ранних работах Малиновски, говорится о «нелинейных кодификациях реальности». В такой лингвистической системе понятие линейного хода времени, геометрических форм и даже традиционных методов описания полностью утрачено или изменено. В своем примере с конкретным местным ямсом Ли объясняет, что, когда ямс переходит из состояния прорастания в спелость и перезрелость, имя каждого объекта в определенном состоянии полностью меняется. Это связано с тем, что описание объекта на разных стадиях развития воспринимается как совершенно разные объекты. Спелость считается «определяющим ингредиентом», и поэтому, когда она становится перезрелой, это совершенно новый объект. Такое же нелинейное восприятие относится к времени и геометрическим фигурам.
Тробрианская сексуальность
Тробрианцы очень либеральны в своих сексуальных отношениях и подвержены сексуальности с нежного возраста. В детстве они подвергаются сексуальной активности и приучены к ней старшими, так что к подростковому возрасту тробрианцам разрешается и поощряется поиск нескольких разных партнеров для вступления в половую связь. Во взрослом возрасте эти связи становятся постоянным образом жизни, и часто возникает «групповой брак».
На всех островах Тробриан существует особый обычай, по которому холостяки и незамужние девушки живут вместе в общежитии, известном как бакуматула. Такое расположение санкционировано обычаями и считается очень нормальным. Нагота не осуждается и не считается табу среди уроженцев Тробрианских островов. Для детей считается очень естественным наблюдать за половыми актами между старшими членами семьи и племени, и поэтому они начинают подражать и имитировать сексуальные поблажки как развлечение из любопытства. Фактический половой акт обычно сначала происходит у женщин в возрасте от семи до двенадцати лет и от десяти до тринадцати лет у мальчиков. Однако считается неприличным для пожилых мужчин и женщин вступать в половые отношения с детьми.
Хотя понимание репродукции и современной медицины широко распространено в тробрианском обществе, их традиционные верования оказались удивительно устойчивыми. Идея о том, что для того, чтобы забеременеть, женщина должна быть наполнена духами с близлежащего острова Тума (куда уходят духи людей после смерти), все еще является частью мировоззрения Тробриана. В прошлом многие придерживались этого традиционного верования, потому что ямс, основная пища острова, содержал химические вещества (фитоэстрогены и растительные стерины), действие которых является противозачаточным, поэтому практическая связь между половым актом и беременностью была не очень очевидна. Естественные противозачаточные свойства этих овощей, вероятно, способствовали низкой рождаемости среди населения Тробриана, особенно с учетом высокого уровня сексуальной активности этой культуры.
Тробрианцы
ТРОБРИАНЦЫ, киривина, киливила (самоназвание), меланезийский народ, населяющий острова Тробриан в Папуа — Новой Гвинее. Численность 20 тыс. человек. Язык киривина, или киливила, восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Верующие — протестанты различных направлений (Объединённая церковь Папуа — Новой Гвинеи, адвентисты 7-го дня и др.).
Полный текст публикации
ТРОБРИАНЦЫ, киривина, киливила (самоназвание), меланезийский народ, населяющий острова Тробриан в Папуа — Новой Гвинее. Численность 20 тыс. человек. Язык киривина, или киливила, восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Верующие — протестанты различных направлений (Объединённая церковь Папуа — Новой Гвинеи, адвентисты 7-го дня и др.).
До европейской колонизации (конец 19 века) Тробрианцы находились на стадии развитого первобытно-общинного строя.
Основу хозяйства составляли ручное тропическое подсечно-огневое земледелие (главная культура — ямс, а также таро, бананы и др.), выращивание плодовых деревьев (кокосовая пальма, хлебное дерево, манго и др.), рыболовство. Животноводство (свиньи, собаки) имело второстепенное значение. Началось отделение ремесла (изготовление лодок, резьба по дереву и др.) от земледелия.
Тробрианцы делились на четыре разросшихся матрилинейных рода, или клана, подразделявшихся на субкланы. Жители каждой деревни принадлежали к нескольким субкланам, занимавшим особые кварталы; части субкланов были расселены по многим деревням. В центре квартала обычно находились амбары с ямсом, окружённые семейными хижинами.
Преобладали малые семьи. Наследование имущества шло по женской линии — от дяди к племяннику. Наследственные вожди, управлявшие деревнями и группами деревень, практиковали полигинию. Основные черты материальной культуры Тробрианцев общемеланезийского типа. У Тробрианцев сложилась система обрядового обмена (кула), охватывавшая также население соседних островов. Наряду с имевшими престижно-ритуальное значение ожерельями и браслетами из раковин в этой системе использовались глиняные горшки, продовольствие и т.п.
Несмотря на проникновение к Тробрианцам металлических орудий труда, формальное обращение в христианство и приобщение к товарно-денежным отношениям, Тробрианцы в значительной мере сохранили самобытный жизненный уклад и традиционную социальную организацию. Широкой известностью пользуется высокохудожественная резьба по дереву. Основа традиционных верований Тробрианцев — магия, анимизм.Д.Д. Тумаркин // НиРМ
Примечания
- (англ.). Advameg, Inc.. Дата обращения: 5 апреля 2010.
- (англ.). oceandots.com. Дата обращения: 7 апреля 2010.
- ↑ (англ.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 7 апреля 2010.
- ↑ . Every Culture. Дата обращения: 7 апреля 2010.
- ↑ (англ.). World Wildlife Fund. Дата обращения: 7 апреля 2010.
- ↑ (англ.). CSAC. University of Kent. Дата обращения: 7 апреля 2010.
- Max Quanchi; John Robson. Historical Dictionary of the Discovery and Exploration of the Pacific Islands. — Lanham, Maryland; Toronto; Oxford: The Scarecrow Press, Inc., 2005. — P. xiv. — ISBN 0810853957.
- (англ.). Pacific Island Travel. Дата обращения: 5 апреля 2010.
- ↑ (англ.). Advameg, Inc.. Дата обращения: 5 апреля 2010.
- ↑ Stanley J. Ulijaszek. Population, Reproduction and Fertility in Melanesia. — Berghahn Books, 2008. — P. 92. — 256 p. — ISBN 1845452690.
- (англ.). Ethnologue: Languages of the World. Дата обращения: 7 апреля 2010.
Свадебные традиции
В семь или восемь лет тробрианские дети начинают играть в эротические игры друг с другом и пытаются воспроизвести отношения взрослых друг к другу. Приблизительно через четыре или пять лет они начинают активно искать себе сексуальных партнеров. Их же они часто меняют. В половом отношении женщины ничуть не уступают во влиянии и доминировании мужчинам. Они могут сами решать, принимать или отклонять нового партнера.
На Тробрианских островах нет традиционной церемонии брака. Молодая женщина находится в доме своего возлюбленного, и не оставляет его до восхода солнца. Мужчина и женщина сидят вместе утром и ждут мать невесты, которая должна принести их приготовленный ямс. Мужчина и женщина едят весь год вместе, но потом начинают снова кушать раздельно. Когда мужчина поел вместе с женщиной, брак «официально заверен».
Когда тробрианская пара хочет пожениться, они проявляют свой интерес, спя друг с другом, проводя вместе время и оставаясь друг у друга на несколько недель. Родители девушки одобряют пару, когда она принимает подарок от юноши. После этого девушка переезжает в дом своего молодого человека, ест там его еду и сопровождает друг друга. После этого принято считать, что юноша и девушка в браке.
Если по истечении года женщина недовольна своим мужем, она может развестись с ним. Молодая пара также может разойтись, если муж нашёл себе другую женщину. Мужчина может попробовать вернуться к своей жене, подарив её семье подарки, но это совсем не значит, что женщина захочет снова быть с ним.
Современный
Сегодня тробрианцы продолжают жить в прямоугольных бревенчатых домах с крутыми скатными крышами, которые касаются земли. Некоторые строения украшены резными и расписными досками для демонстрации социального статуса. У большинства уроженцев Тробриана есть сады рядом с их домами, и они продолжают жить в групповых помещениях, как это было их обычаем на протяжении сотен лет, хотя супружеские пары и их дети также живут отдельно от незамужних женщин и одиноких холостяков. Прибрежные деревни обычно строятся по аналогичным схемам, которые считаются наиболее практичными, когда дело касается сильных морских ветров, а также рельефа вдоль береговой линии.
Хотя традиционный кулаский обмен продолжился, естественно, взаимодействие с современным экономическим обменом и культурами изменило события. В настоящее время гораздо меньше церемоний и забот при подготовке и проведении мероприятий Кулинского обмена. Некоторые женщины обменивают кулу, а иногда предметы кулы продаются на рынке за деньги. Неизвестно, в какой степени контакт с более современными культурами повлиял на виды тробрианцев на Кулу. Однако многие по-прежнему практикуют и ценят этот традиционный общественный обычай.
География
Тробрианды состоят из четырех основных островов, самый большой из которых — остров Киривина, а остальные — Кайлеуна, Вакута и Китава. Киривина составляет 43 километра (27 миль) в длину и варьируется в ширину от 1 до 16 километров (от 0,62 до 9,94 мили). В 1980-х годах на острове было около шестидесяти деревень, в которых проживало около 12000 человек, в то время как на других островах проживало всего несколько сотен человек. За исключением некоторой возвышенности на Киривине, острова представляют собой плоские коралловые атоллы и «остаются жаркими и влажными в течение всего года с частыми дождями».