V. Run to the Hills
Колониальная политика США (от даты основания Республики Вермонт в 1791-м до Покупки Гадсдена в 1853-м) привела к истреблению тысяч коренных американцев. Это тема песни «Run to the Hills» с альбома «The Number of the Beast».
История рассказана с двух точек зрения: от лица белого и краснокожего. Акцент на героизме индейцев, которые храбро боролись с захватчиками.
«Белый человек прибыл из-за моря, он принес нам боль и страдания. Он убил наши семьи, он убил нашу веру. Он украл нашу доверчивость ради выгоды. Мы сражались упорно, мы сражались с ним хорошо. Мы устроили ему ад. Но их было много, слишком много для племени Кри. О, будем ли мы когда-нибудь освобождены?».
Несмотря на быстрый темп песни, лирика в ней разборчива; слова произносятся с мстительным настроением. Пусть туземцы и терпят поражение, как станет понятно позже, голос туземца в первой строфе горделив. Последний куплет обнажает великий гнев персонажа — на концертах его часто поет не сама группа, а поклонники.
У белого человека тоже есть голос, и он тоже считает себя героем: «Продвигаемся через облака пыли и бесплодные земли, быстро скачем по равнинам. Гоним краснокожих к норам, сражаемся с ними по своим правилам». Но автор песни героем его не считает: «Убийство ради свободы, удар в спину. Женщины, дети и трусливое нападение Насилуют женщин и убивают мужчин (…) Продают им виски и забирают их золото, порабощают молодых и уничтожают старых».
Однако из припева очевидно, что какими бы трусами ни были белые, в конце они побеждают, крича побежденным: «Бегите к холмам, спасайте жизнь».
Исследователь Луис Тати считает, что в любой песне есть «голоса» и «персоны». К «голосам» относится сам певец («спикер») и слушатель («получатель», «адресат»). Когда певец поет не о себе, а о персонаже, гобелен «голосов» (и даже «идентичностей», как пишет Саймон Фрит в «Исполнительских обрядах»), становится сложнее. Если автор текста и певец — один человек, у нас все равно два «голоса» на стороне спикера (физический голос певца + личность персонажа в песне) и два «голоса»-идентичности получателя: слушатель и персонаж, к которому певец обращается в тексте.
В случае «Run to the Hills» схема такая: отправитель (певец Дикинсон) → получатель (мы, слушатели) → лирический отправитель (персонаж в песне) → лирический получатель (психологический персонаж, которому адресовано сообщение). Первые два — физические медиумы, которые говорят посредством психологических голосов.
Степень убедительности певца зависит от его способности вжиться в героя. Так же театральный актер тем успешнее, чем лучше «обманывает» зрителя и заставляет поверить в свою роль. Поп-музыка породила много артистов, которые умеют скрывать идентичность в пользу героя (например, Боуи). В этот момент слушатель достигает прозрения, полной вовлеченности в песню (фильм, пьесу, стихотворение, роман).
В песне «Hallowed Be Thy Name» Дикинсон обманывает нас идеально: он олицетворяет заключенного-еретика. На другом конце спектра мы, слушатели, обманываем себя еще раз. Мы думаем, что еретик делится своими чувствами не конкретно с нами, а с другими заключенными средневековой камеры, то есть лирическим адресатом.
Композиция «Run to the Hills» еще интереснее. Отправитель Дикинсон притворяется двумя личностями: аборигеном и захватчиком. Он поет: «Белый человек прибыл из-за моря. Он принес нам боль и страдания». А затем: «Продвигаемся через облака пыли и бесплодные земли. Быстро скачем по равнинам» — уже голосом белых захватчиков.
При желании можно обнаружить третью идентичность — современного человека, который критически оценивает истребление коренных народов. Этот третий голос можно услышать в строчках: «Убийство ради свободы, удар в спину. Женщины, дети и трусливое нападение».
В рамках тура Iron Maiden облетели буквально весь мир. Самые безумные фанаты были в Центральной и Латинской Америке.
Первая часть тура началась в Мумбаи в феврале и закончилась в Торонто в марте. Потом группа плотно облетела Соединенные Штаты и отправилась в Европу, закончив третью часть тура выступлением в Москве. В России Iron Maiden выступили впервые с 1993 года. Финалом стала Азия и Океания с повторным пролетом по Америке. Везде билеты раскупались за считанные часы, везде банду принимали бурно. Но самыми дикими оказались фанаты из Центральной и Латинской Америки.
На шоу в Коста-Рике пришло более 27 тысяч зрителей, что стало самым масштабным рок-шоу в истории региона. Фанаты из Центральной и Латинской Америки воспринимали приезд Iron Maiden как единственный в жизни шанс увидеть кумиров. Например, в Чили выступления группы раньше вообще были запрещены по запросу церкви. Огромное толпы собирались у аэропортов еще до прибытия к самолету. Фанаты бежали за автобусом группы, часами не уходили от гостиницы и даже разбивали палаточные городки у места проведения шоу, чтобы занять места получше. В Колумбии палаточный лагерь растянулся на пять километров. Некоторые его обитатели забили места за неделю до концерта.
Музыканты, с одной стороны, воспринимали это позитивно, отмечая теплый и разнузданный прием. С другой стороны, это их пугало. Очереди на шоу были жуткими, досмотры — жестокими. Народу приходило куда больше, чем вмещали арены и стадионы. Местами атмосфера буквально закипала и все могло выйти из под контроля очень быстро. Участники Iron Maiden назвали такой прием «ценой славы». Дескать, круто, но невозможно просто прогуляться по городу или в бар заглянуть. Отчасти из-за этого досуг музыканты проводили скромно и спокойно. Например, за игрой в гольф или теннис.
Колумбийские органы охраны правопорядка в Боготе готовятся к досмотру фанатов перед концертом Iron Maiden.
Главная последовательность IRON MAIDEN
В творчестве IRON MAIDEN масса исторического контекста. Разбирать все — слишком объемная задача. Поэтому мы сузим кругозор и выберем только альбомы из «главной последовательности», если говорить в терминах Билла Мартина — социального теоретика, который занимался историей группы YES. Мартин, в свою очередь, позаимствовал термин из астрономии.
Главная последовательность MAIDEN начинается с третьего альбома «The Number of the Beast» (1982), который привел их к мировой славе. Затем идут «Piece of Mind» (1983), «Powerslave» (1984), «Live after Death» (1985), «Somewhere in Time» (1986) и «Seventh Son of a Seventh Son» (1988). Концертный альбом оправдан тем, что это антология лучших песен группы с пяти первых записей, причем, некоторые из них превосходят по качеству студийные оригиналы.
Предыдущие альбомы: «Iron Maiden» (1980) и «Killers» (1981) — записаны в период, когда группа искала идентичность и находилась под влиянием фронтмена Пола Ди’Анно, чей стиль значительно отличался от стиля Дикинсона.
Последующие, напротив, находят группу в поисках новых горизонтов. Фанатам старой школы это не нравилось. Возможно, поэтому начались перестановки в составе. Первым ушел гитарист Адриан Смит — гарант классического звучания. Потом — Брюс Дикинсон. Оба вернулись на триумфальном альбоме «Brave New World и Dance of Death» (2003), но ряд песен на нем звучит как попытка повторить лучшие моменты старых дисков.
I. Quest for Fire
Написанная для альбома «Piece of Mind» в 1983 году, эта песня основана на фильме «Борьба за огонь» (1982) режиссера Жан-Жака Анно (а это, в свою очередь, вольная экранизация книги бельгийского писателя Жозефа Рони-старшего 1911 года). По сюжету, доисторические племена сражаются за огонь, главный источник света и тепла.
Здесь есть исторические неточности (намеренные или нет — неизвестно). В первом куплете Дикинсон поет: «Во времена, когда динозавры ходили по Земле» — намекая, что наши предки обитали бок о бок с ящерами. Но первые динозавры появились в триасовом периоде (230 млн лет назад) и исчезли в конце мелового (66 млн). Гоминиды появились гораздо позже (австралопитек — 3,6 млн, человек прямоходящий — 1,8 млн, неандерталец — 600-350 тыс. лет назад).
В остальном текст IRON MAIDEN близок к повествованию фильма, который тоже вольно обходился с наукой (режиссер оправдывал это состоянием палеоантропологии начала XX века).
Песня «Quest for fire» не богата на метафоры, но ее суть раскрывается быстро — в третьей-четвертой строках. В отличие от большинства песен IRON MAIDEN, здесь история рассказана от третьего лица. Причина может быть рациональной: человеческий язык был не развит — появление первой речи ученые относят к диапазону 1,8 млн — 600 тыс. лет назад. Рассказ от первого лица с чопорным британским акцентом был бы странным.
В фильме «Борьба за огонь» актеры не разговаривают — только мычат. Поэтому песня «Quest forFire» интересна еще и как как межсемиотическое упражнение — преобразование невербальной среды фильма без диалогов в полноценное повествование. В тексте MAIDEN это не отражено, но сюжет предполагает три вида людей: Homo Erectus (примитивные обезьяноподобные люди), Homo Neanderthalensis (главные герои, которые ищут огонь) и Homo Sapiens (более развитые в культурном отношении люди). Рассказчик в лице Дикинсона лишь отмечает, что не все племена знакомы с технологией «трения палки и камня».
Тур Somewhere Back In Time — в некотором роде сиквел World Slavery Tour 1984 года.
Тогда — в поддержку альбома Powerslave — группа за неполный год устроила 189 шоу. Тур Somewhere Back In Time по количеству концертов стал скромнее в два раза. Зато как он был разбросан по земному шару! В среднем расстояние между каждым концертом составляло около трех тысяч километров.
Участники группы заявляют, что идея тура родилась, когда они начали замечать, насколько помолодела их фан-база. А ведь Iron Maiden на своих концертах всегда стараются играть наиболее свежий материал. Тут-то музыканты и задумались, что вся эта молодежь никогда не слышала вживую их классические хиты. Поэтому группа решила включить в расписание не только «обязательные» города вроде Лос-Анджелеса, но и те места, где музыканты давненько не бывали или не бывали вообще: Рио, Сантьяго, Богота и прочая экзотика. Причем расписание было составлено так, чтобы банда прилетала в город так рано, чтобы к девяти часам вечера по местному времени быть уже свежими и готовыми рубить метал.
Главную идею тура одним предложением в фильме «Iron Maiden: Рейс 666» озвучил вокалист Брюс Дикинсон — от лица всей группы:
IV. Hallowed Be Thy Name
Название (дословно — «Да святится имя Твое») отсылает к христианству, и тема подтверждается в тексте песни. Место действия — Средневековье. Инквизиция казнит преступника (возможно, еретика). Рассказ — от первого лица: герой говорит о своих чувствах в предсмертный час.
Песня «Hallowed Be Thy Name» тоже кинематографична. Она позволяет представить события. По словам Дикинсона, он «будто пересказывает слушателям фильм».
Вступление поется медленно, подчеркивается нисходящей гаммой и звоном колокола, объявляющим о казни: «Я жду в холодной камере, когда зазвонит колокол. Осмысляю свою прошлую жизнь; жить мне осталось немного, ибо в пять часов меня поведут на виселицу. Песок времени в моих часах на исходе…».
Смиренный тон первого отрывка прерывается буйством звука: гитары, бас, ударные и высокий вокал вступают ровно на второй минуте. Это еще одна жанровая традиция — спокойное начало и резкое изменение аранжировки, темпа и громкости для воздействия на эмоции аудитории.
«Hallowed Be Thy Name» повторяет характерную черту (и проблему) IRON MAIDEN. Когда сложные и длинные строчки поются в оптимистичном темпе, на выходе песня становится неразборчивой. Как признавался сам Дикинсон, адреналин живых шоу только усугубляет путаницу: «Мы увлекаемся и привыкаем играть быстро. А затем каждую ночь играем еще чуть быстрее, и еще. Иногда мы пересушиваем свои записи и думаем: „Боже, как нелепо!“. В конце концов из моего рта вылетают какие-то осколки слов».
В первых куплетах герой напуган, но затем он находит покой. Металлисты часто смотрят на смерть с позиций нигилизма, но основная тема «Hallowed Be Thy Name» — вера в бессмертие. Жизнь, которую мы проживаем в миру, как писал Платон в «Мифе о пещере», иллюзорна.
«Пока я иду, жизнь проносится перед глазами. Хоть конец близок, я не испытываю сожаления. Ловите мою душу, ибо она жаждет улететь. Запомните мои слова: душа будет жить и дальше. Не переживайте о том, что меня больше нет. Я покинул мир, чтобы увидеть истину. Когда знаешь, что твое время пришло, быть может, именно тогда начнешь понимать, что жизнь в этом мире — не более, чем странная иллюзия».
Чтобы исполнить задуманное, Iron Maiden пришлось обзавестись собственным самолетом.
Музыканты подошли к делу с умом. Пик рок-концертов в южном полушарии приходится на февраль и март. Для авиакомпаний этот как раз период зимнего простоя. Группа вовремя подсуетилась — тур открылся концертом в Мумбаи уже первого февраля 2008 года.
У ныне почившей авиакомпании Astraeus Airlines группа арендовала Boeing 757. Сделка была максимально выгодной для обеих сторон, поэтому Iron Maiden заплатили сравнительно небольшие деньги. И отбивались они так хорошо, что тур в итоге стал в три раза больше, чем задумывался изначально. Так что группа не шиканула, а наоборот — хорошо сэкономила. Вот что об этом говорил Брюс Дикинсон:
Iron Maiden альбом Iron Maiden (1980)
Группа (Исполнитель): Iron Maiden
Альбом: Iron Maiden
Жанр: Heavy Metal
Iron Maiden-одноименный дебютный студийный альбом английской хэви-метал группы Iron Maiden. Он был выпущен 14 апреля 1980 года в Великобритании лейблом EMI Records и в США лейблом Harvest и Capitol Records. В североамериканскую версию вошла песня «Sanctuary», ранее выпущенная в Великобритании в качестве неальбомного сингла. Хотя Iron Maiden сами себя критиковали за качество продюсирования альбома, релиз был благожелательно встречен критиками и хорошо продавался, достигнув пика на четвертом месте в британском альбомном чарте и помог группе достичь известности в континентальной Европе.Это единственный альбом группы, спродюсированный Уиллом Мэлоуном (Will Malone), которого участники Iron Maiden обвинили в том, что он не проявил интереса к проекту и фактически оставил их выпускать большую часть альбома самостоятельно. По словам басиста Стива Харриса, он был завершен всего за 13 дней.Больше того, придирчивые дебютанты делали еще две попытки в декабре 1979 года с ещё двумя продюсерами. Гай Эдвардс, первый, был уволен, поскольку группа была недовольна «грязным» качеством его продукции, следующий , Энди Скотт также был уволен после того, как начал настаивать на том, чтобы Харрис играл на своем басу медиатором, а не пальцами.После такой расправы с продюсерами группа решила не увольнять третьего, Малоуна, так как они решили, что надо «обойти его и пойти прямо к звукоинженеру». Группа потом критиковала качество продюсирования, но многие поклонники по-прежнему приветствовали сырое качество записи звука. AllMusic предположил, что стиль был «явно заимствован из элементов панк-рока». Лидер бунтовщиков и недовольных басист Харрис возразил, что группа вообще то презирала всё, что касается панков и панка.
Это был единственный студийный альбом с гитаристом Деннисом Страттоном, которого пригласили в последнюю минуту вторым гитаристом. Он был уволен из-за «музыкальных разногласий» сразу после европейского тура группы в поддержку Kiss. Первые подозрения у бдительных отцов-основателей группы возникли, когда Стрэттон добавил звучание гитары, похожее на гармонии Wishbone Ash и бэк-вокал, напоминающий Queen, к «Phantom of the Opera». Остальные сочли это возмутительным и немедленно удалились с записи в знак протеста. Хотя Стрэттон оправдывался, что он не «пытается подтолкнуть группу в новом направлении», суровый Харрис отметил, что это «действительно указывало на разницу между Деном и нами», и что «Деннис гораздо больше вникал в такие вещи, как «Strange World», чем в «Iron Maiden» или «Prowler», потому что это было более медленным, мелодичным … а когда он солировал на одной из более тяжелых песен, это было уже без нужной нам страсти».Группа предприняла тур в поддержку альбома, они сыграли свои первые концерты в континентальной Европе и были удивлены, обнаружив, насколько успешным Iron Maiden был за пределами Великобритании. Из всех песен альбома, «Phantom of the Opera», «Running Free», «Sanctuary» и «Iron Maiden» наиболее часто исполняются в концертных турах группы, причем последняя играется на каждом концерте с момента основания группы. После выхода альбом сразу же получил одобрение критиков. Джефф Бартон, в Sounds, приветствовал его как «тяжелый металл 80-х, с его ослепительной скоростью и необузданной свирепостью, делают большинство тяжелых рок-треков из 60-х и 70-х «пластиковыми», они звучат лениво и похоронно». Iron Maiden провел пятнадцать недель в британском чарте.Альбом продолжает получать похвалы от рецензентов. AllMusic заявляет, что он «по-прежнему будет считаться вехой», и говорит, что «нет лучшего примера, чтобы убедиться, как панк и прог-рок повлияли на новую волну Британского Хэви-Метала». Sputnikmusic описывает его как «один из лучших дебютных альбомов в мире тяжелого металла», содержащий «грубую, агрессивную силу, определившую ранние годы группы».В 2017 году занял 13-е место в списке Rolling Stone «100 величайших металлических альбомов всех времен».
Еще альбом — Iron Maiden — The Book Of Souls 2015
Life after Iron Maiden
According to data from ATDB.aero, TF-AAK wore its Ed Force One livery from February to June 2016. At the end of this period, it flew 350 Icelandic football fans to Marseille, France for the country’s Euro 2016 fixture against Hungary. It then flew back to Keflavik on June 19th, arriving just after 17:00. The very same day, at around 21:00, TF-AAK flew off to the Middle East to start the next phase of its career.
The aircraft’s stunning livery was removed in August 2016. Photo: Getty Images
After a month in maintenance to get re-liveried, TF-AAK rolled out of the hangar in full Saudi Arabian Airlines colors. Still owned by Air Atlanta Icelandic, it joined the Middle Eastern airline on lease, taking the number of 747-400s in its service at the time to six. Only three, including TF-AAK, were passenger 747s.
After joining the fleet, TF-AAK saw regular service with the airline, flying between Jeddah and several key destinations, including Surabaya, Addis Ababa and Dhaka. Sadly, the onset of the coronavirus pandemic forced Saudia to park the jet up in March 2020. This saw it join two of its counterparts in storage in Jeddah
Despite the demise of the 747 around the world, TF-AAK was relatively young at the time of being placed into storage. Data from FlightRadar24.com in June 2020 showed that Saudia had operated a 22-minute circular flight from Jeddah, likely for maintenance purposes. This raised eyebrows among the avgeek community, with many hoping that it would be permanently back in the skies before long.
Iron Maiden перевозили на собственном самолете всю команду и оборудование — для этого судно пришлось серьезно модифицировать.
Группе нужно было уместить на самолет семьдесят человек персонала и больше двенадцати тонн оборудования. Обычное пассажирское судно к такому, само собой, не было готово. Группа долго консультировалась с инженерами, в результате был полностью переделан весь хвостовой пассажирский отсек. Были удалены сиденья, кухня и туалет, пол укрепили стальными листами, чтобы разместить все оборудование. Для ценных грузов были сконструированы специальные огнеупорные боксы.
Подготовка заняла ровно год. Получившееся судно было названо Ed Force One. В процессе пришлось много бодаться с правилами пожарной безопасности (в боксы даже швырялись бензиновыми бомбами — проверки ради), которые иногда бывают абсурдными. Вот как это вспоминает Брюс Дикинсон:
Группа и ее менеджмент справедливо гордились результатом своей работы, поэтому решили пригласить на борт съемочную группу для съемок документального фильма о первой части тура. Ранее Iron Maiden была довольно закрытой командой. По словам музыкантов, в последний раз съемочная группа ездила с ними в 70-х и состояла лишь из одного оператора.
На протяжении всего тура вокалист Iron Maiden Брюс Дикинсон лично пилотировал самолет.
Не просто позировал в кабине, а полноценно управлял судном: поднимал в воздух, ставил на курс, сажал, общался с диспетчерами. Но вместе с ним, разумеется, в туре работало еще двое пилотов, чтобы была возможность подменять друг друга.
Дикинсон всегда хотел летать. Он даже подумывал получить высшее образование в этой сфере, но не сложилась. Научиться летному делу он решился только в 1992 году, отдыхая во Флориде: «Когда Microsoft Flight Simulator перестал быть достаточно реалистичным». Первым самолетом, на котором начал тренироваться Брюс стал легкий Cessna 152. Дикинсон практиковался неделю, после чего улетел в очередной тур. Но при первой же возможности он вернулся к занятиям в аэропорту Санта-Моники в Калифорнии:
Опуская полную историю становления Дикинсона как пилота (про это можно отдельный текст писать), стоит сказать, что самолеты стали второй большой страстью музыканта. Со временем он получил лицензию второго пилота гражданской авиации и устроился работать в British World Airlines, где совершал регулярные рейсы — не бросая карьеру музыканта. С начала нулевых он работал в Astraeus Airlines, где со временем стал еще и маркетинговым директором. К 2007 году Дикинс успел подняться до должности капитана гражданской авиации.
В 90-х Дикинсон уходил из Iron Maiden, чтобы посвятить себя сольной карьере. Он вернулся в группу только в 1999 году. В то время, в период творческого кризиса и раздумий, он всерьез предполагал, что его музыкальная карьера скоро закончится. Поэтому он усиленно нажимал на авиацию, рассчитывая, что как раз пилотирование сможет прокормить его в будущем.
Брюс Дикинсон за штурвалом Ed Force One.
Around the planet
TF-AAK really did go around the planet for Iron Maiden. Launching from Cardiff, it headed to the west. Stopping at various points around the States, it headed down to Mexico, to gigs in Central America and then down to South America. In Santiago, Chile, it was damaged in a collision with a tug, but was rapidly repaired and sent back on its way. Simple Flying took a closer look at this incident last month.
The first leg of the tour saw it traverse the US and head down to South America. Image:
FlightRadar24.com
It continued the tour around North America, taking in major venues in the USA and Canada. Then it was across to Asia for performances in Japan and China, before heading south to New Zealand and Australia.
Asia and Oceania saw visits from Ed Force One. Image:
FlightRadar24.com
The band then hit South Africa before heading north to perform 51 dates around Europe. Finally, they headed back to North America for additional tour bookings.
South Africa and Europe should have concluded the tour, but the band announced additional dates in North America too. Image:
FlightRadar24.com
The final performance was in Brooklyn in July 2017, by which time the band had played 117 shows in 36 countries to more than 1.3 million fans. It earned them more than $91 million and cemented their place in rock history. But what became of the 747-400? As it happens, it remains in service, and was even airborne today!
Бакалавры исторического хэви-метала
Основной автор песен IRON MAIDEN — басист Стив Харрис, но вокалист Брюс Дикинсон, будучи бакалавром истории в Лондонском университете королевы Марии, тоже внес свою лепту. Само название «Железная дева» историческое — это орудие пыток якобы использовали во времена Старого порядка. Палач помещал жертву в саркофаг и закрывал двери, с внутренней стороны которых торчали зубья. Отдельно предусматривалось отверстие для допроса жертвы, которая могла мучиться несколько часов, а иногда и дней.
Информация об устройстве противоречива. Одни источники говорят, что Деву использовали в немецком Нюрнберге, но она сгинула в авианалете 1944 года. Первым казненным на ней был фальшивомонетчик — смерть зафиксирована 14 августа 1515 года. В контексте группы данные не имеют значения, но уже на этапе создания IRON MAIDEN Стив Харрис сотоварищи хотели связать свою музыку с мрачным имиджем.
Сам жанр хэви-метала — агрессивный, эпический — идеально подходит для описания конфликтов. Не говоря уже о кожаных брюках и железных браслетах, которые носили металлисты 80-х, будто они средневековые рыцари.