Краткая история падения голливуда: как началась революция в американском кино и почему 2000-е его добили

Краткая история падения голливуда: как началась революция в американском кино и почему 2000-е его добили

Богатое наследие

История Индианы Джонса не ограничилась полнометражными фильмами. В 1992 году состоялась премьера сериала «Приключения молодого Индианы Джонса». Главного героя в нём играли Кори Кэрриер и Шон Патрик Флэнери. В качестве сценариста и продюсера над проектом в числе прочих работал Джордж Лукас. Предполагалось, что сюжет охватит около трёх десятилетий — с 1905 года и до событий, показанных в полнометражных фильмах. Однако после двух сезонов производство сериала прекратилось.

Приключения Индианы Джонса легли в основу ряда компьютерных игр. Над некоторыми из них работала компания Lucasfilm. Также наследие популярной кинофраншизы включает комиксы и не менее 20 книг. В крупнейших парках развлечений установлены тематические аттракционы, посвящённые приключениям археолога.

Джонстон признавался, что во многом ориентировался на культовую ленту.

«При разработке сюжета мы взяли линию из «В поисках утраченного ковчега» за образец, но со временем всё больше от неё отдалялись… Иногда, когда у нас возникали вопросы и мы не знали, в каком направлении двигаться дальше, мы спрашивали: «А что бы сделал Индиана Джонс? Как бы на этот вопрос ответили в фильме «В поисках утраченного ковчега»? — рассказывал постановщик в интервью Los Angeles Times.

Влияние франшизы распространилось и за пределы кинематографической среды. Так, образ Лары Крофт из серии игр Tomb Raider и их последующих экранизаций считается женской версией Индианы Джонса. С археологом сравнивают и персонажа серии игр Uncharted Нэйтана Дрейка.

Картины об Индиане Джонсе также способствовали популяризации археологии. У зрителей сложилось впечатление, что эта наука может быть интересной и захватывающей. Статистически подтверждено, что после выхода ленты в вузах увеличилось число студентов-археологов. Учёных также радует здравая позиция Индианы Джонса: сокровища должны храниться в музее.

Как полагает Джордж Лукас, франшиза об Индиане Джонсе своим успехом обязана добротному сюжету. По его мнению, пренебрежение историей сослужило плохую службу многим другим лентам.

«Создавать историю — не то же самое, что бросить щенка посреди дороги и наблюдать, что будет. Вы не можете просто подвергнуть своего главного героя опасности и сделать из этого развлечение… Фильмы про Индиану Джонса устроены намного сложнее. Они похожи на маленькие часы с множеством шестерёнок», — утверждает Лукас.

Что происходит с голливудским кино в наши дни

Сейчас всё, что мы видели в 2000-х, расцвело пышным цветом. Достаточно посмотреть на то, как поменялись списки номинантов и лауреатов «Оскара» за последние три года.

В 2018-м лидером по количеству номинаций и полученных премий стала «Форма воды» Гильермо дель Торо — симптоматичная кинодекларация прогрессивистских взглядов. Фильм в гротескной сказочной форме препарировал все больные темы консервативного общества: ненависть к «иным», антисемитизм, гомофобию и, конечно, права женщин — и показывал, что те, кто кажутся «чудовищами», не всегда такие на самом деле.

И при этом оно было воспринято крайне положительно — будто продюсеры обеспечили ему безопасный каминг-аут, пользуясь тем, что о покойниках, тем более великих, либо хорошо, либо ничего.

А уж что касается фильмов, затрагивающих расовые проблемы, то тут наберется материала еще на одну статью. Достаточно сказать, что вполне классическая в плане исполнения «Черная пантера» стала первым кинокомиксом, номинированным в категории «Лучший фильм» просто потому, что впервые выходила за рамки США, перенося фокус с Нью-Йорка на многострадальную Африку. Это показывает, в первую очередь, стремление к глобализму и американского кинобизнеса, и американской политики в целом: пользуясь авторитетом, они спешат отхватить лишний кусок от других регионов.

Не зря в 2019 и 2020 годах в числе номинантов (а затем и лауреатов) на основные премии появилось сразу несколько представителей других стран: мексиканская «Рома», польская «Холодная война» и южнокорейские «Паразиты». Впрочем, это не значит, что раньше в истории не было подобных примеров.

Высокопарные драмы и душещипательные байопики о сильных характерах вытесняются фильмами самых низкопробных, как казалось раньше, жанров. Кроме кинокомиксов, примером может служить сатирический фильм ужасов «Прочь» Джордана Пила, целиком основанный на высмеивании клише. Представить себе раньше комедийный хоррор на «Оскаре»? Да никогда!

А многочисленные сиквелы к популярным сериям, пик которых пришелся на 2010-е? Посмотрите на эти не желанные никем, кроме продюсеров, мертворожденные картины вроде ужасного «Крепкого орешка 5» (2013), неудачного «Чужой: Завет» (2017) или кастрированного ребута «Хищника» (2018)! Они громко говорят о том, что мы находимся на пороге очередного — на этот раз самого серьезного кризиса — голливудского кино.

Бюджеты фильмов растут, но в пересчете на собранную прибыль легко увидеть, насколько привычные нам блокбастеры просели в сборах. Если «Форсаж-7» собрал в прокате почти в 8 раз больше своего бюджета, то «Форсаж-8» окупился менее чем в 5 раз, а «Форсаж: Хоббс и Шоу» — менее чем в 4 раза. Люди устают от бесконечных сиквелов, но продолжают ходить на них — уже скорее по привычке.

«12 разгневанных мужчин» (1957 год)

Фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» стал его режиссерским дебютом и был признан лучшим фильмом снятым на тему юриспруденции. В основе сюжета лежит спектакль драматурга Реджинальда Роуза, и все действие происходит в ограниченном пространстве. Двенадцать присяжных заседателей должны вынести обвинение или оправдать мальчика, которого подозревают в убийстве отца. Дело кажется формальным, улики налицо. Для вердикта необходимо единогласное решение всех присяжных. Во время голосования одиннадцать из них соглашаются с обвинением и быстро голосуют. Но один присяжный против такого решения.

Первый полнометражный мультфильм: Белоснежка и семь гномов (Snow White And The Seven Dwarfs) (0+)

Год: 1937

Сегодня практически любой полнометражный мультфильм обречён на успех, но так было не всегда. Уолт Дисней очень сильно рискнул, решив создать полнометражный мультфильм. Услышав, что он работает над мультфильмом, который длится больше часа, многие спонсоры не решались давать ему деньги на дальнейшую разработку, а владельцы кинотеатров не желали показывать ленту

Все сомневались в том, что картина сможет больше часа удерживать внимание детей в зале.

В итоге показ состоялся, и мультфильм принёс создателю невероятный успех, прославив имя Диснея во всём мире, и создав новый жанр в кино. Изначально Диснею приходилось лишь надеется, что фильм сможет отбить вложенные в него миллион долларов, но через два месяца доходы уже перевалили за 8 миллионов.

Это стало отправной точкой для полнометражных мультфильмов, которые до сих пор ежегодно и неоднократно радуют как детей, так и взрослых.

10.

«Криминальное чтиво» (1994 год)

Сняв «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), Квентин Тарантино буквально взорвал мир кинематографа. В одном нелинейном фильме он показал несколько разных историй, которые, благодаря действиям героев, пересекаются в определенных точках повествования. На сюжет Тарантино вдохновили популярные в прошлом веке в Америке pulp-журналы (pulp — дешевая бумага низкого качества). В съемках принимало участие целое созвездие актеров: Брюс Уиллис, Ума Турман, Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Харви Кейтель и другие. Режиссерский прием Тарантино стал очень популярным и породил впоследствии много подражаний.

Первый независимый фильм в истории: Гражданин Кейн (Citizen Kane) (12+)

Год: 1941

Это первый фильм, который был снят без продюсеров и поддержки киностудий. Режиссер Орсон Уэллс решил воспользоваться популярностью своего радиоспектакля «Война миров», основанный на фантастическом романе Герберта Уэллса, чтобы снять свой фильм. Известно, что радиоспектакль транслировался не как рассказ, а как репортаж, в котором говорилось о нападении на Землю инопланетян. Такая подача вызвала настоящую панику среди жителей США, слушавших в тот момент радио.

Режиссёру не понадобилось много времени, чтобы найти 500 000 долларов для своего фильма. Более того, ему удалось договориться об аренде павильона, декораций и даже костюмов. Орсон Уэллс показал, что можно снять настоящее кино в обход установленным правилам съемок и сценария. Таким образом он вдохновил множество режиссёров не только в Голливуде, включая Френсиса Форда Копполу, Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино, но и европейских мастеров кино.

4.

Первый настоящий триллер: Психо (Psycho) (16+)

Год: 1960

После этой картины Альфреду Хичкоку по достоинству дали кличку «дедушка хоррора». Основанный на одноименной новелле, автором которой является Роберт Блох, фильм Хичкока раскрыл новую способность кинематографа, а именно способность всю ленту держать зрителя в напряжении и постоянно нагнетать атмосферу с помощью определённых точек съемки, движения объектов, крупных планов, напряжённых звуков, и конечно же бешенного темпа развития сюжета картины. Данный фильм вдохновил на создание таких известных лент как «Сияние» Стэнли Кубрика, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, и других лент, вошедших в историю кинематографа.

2.

Первые спецэффекты: Молодой Шерлок Холмс (Young Sherlock Holmes) (12+)

Год: 1985

За десять лет до появления «Истории игрушек» Джон Лассетер был ответственным за первого персонажа, созданного с помощью компьютерной графики. Это можно увидеть в сцене, где оживает рыцарь на витраже. Стоит отметить, что сначала Крис Эванс нарисовал красками витраж, после чего рисунок отсканировали и обработали в графическом редакторе.

Будет также интересным отметить, что вышеупомянутая сцена стала первой в истории, когда персонаж, созданный с нуля на компьютере, взаимодействовал в кадре с реальным актёром. Чтобы создать эту 30-секундную сцену в фильме потребовалось примерно 6 месяцев.

14.

«Хороший, плохой, злой» (1966 год)

Спагетти-вестерн и классика мирового кинематографа снят Серджо Леоне в Европе. Поначалу фильм был негативно воспринят критиками, поскольку такой жанр в мире кинематографа считался низкопробным, но впоследствии отношение к картине изменилось. Сейчас «Хороший, плохой, злой» считается лучшим вестерном всех времен. Более того, картина вдохновила на создание своих произведений Стивена Кинга и Квентина Тарантино, а музыкальное сопровождение Эннио Морриконе знают даже те, кто ничего не слышал о фильме. Сюжет — три преступника узнали о пропавшем золоте армии конфедератов и отправляются на его поиски.

«Молчание ягнят» (1991 год)

Психологический триллер режиссера Джонатана Демми стал третьим в истории, завоевавшим премию «Оскар» в пяти наиболее престижных номинациях. Фильм снят по роману Томаса Харриса о серийном убийце Ганнибале Лектере. ФБР расследует серию преступлений, совершенных с особой жестокостью — с убитых женщин маньяк сдирает кожу. Расследование идет трудно. Бюро направляет молодую курсантку Академии ФБР Клариссу Старлинг к сидящему в психиатрической клинике убийце-каннибалу Ганнибалу Лектеру для беседы. Лектер бывший психолог и готов дать совет, но при этом начинает вести с Клариссой психологические игры.

«Начало» (2010 год)

Фильмы Кристофера Нолана всегда являются событиями в мировом кинематографе, никого не оставляя равнодушными. В них всегда присутствует глубокий смысл и подтекст. Триллер «Начало» основан на идее осознанных сновидений, где действует группа профессионалов, занимающихся промышленным шпионажем. Они добывают информацию с помощью вторжения в сны своих жертв. Но здесь они пошли дальше, стремясь внедрить человеку необходимую мысль, используя его сновидение. Причем используется технология, где люди погружаются в один и тот же сон. Фильм признают одним из лучших в жанре фантастики.

Первый псевдодокументальный фильм ужасов: Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project) (18+)

Год: 1999

Одни ругают этот фильм, другие восхищаются им, однако одно можно сказать точно – он совершил революцию в жанре ужасов, и именно благодаря этой ленте появилось множество других очень популярных картин, включая «Паранормальное явление», «Карантин», «Монстро», «Репортаж».

Стоит отметить, что бюджет фильма составил всего 22 000 долларов, при этом заработал он больше 240 миллионов долларов

После данной картины многие задались вопросом о важности использования качественных декораций, знаменитых актёров и правильно поставленного света в создании хорошего ужастика.. Самое страшное для людей было поверить в то, что всё происходившее на экране было в реальной жизни

Фильм «Ведьма из Блэр» отлично сумел обмануть зрителя, который поверил в то, что смотрит настоящие архивные записи людей, которые пропали в ужасном таинственном лесу.

Самое страшное для людей было поверить в то, что всё происходившее на экране было в реальной жизни. Фильм «Ведьма из Блэр» отлично сумел обмануть зрителя, который поверил в то, что смотрит настоящие архивные записи людей, которые пропали в ужасном таинственном лесу.

Создатели фильма также придумали очень хитрую рекламную компанию, заставившую людей поверить в обман. Лишь спустя несколько месяцев люди осознали, что фильм, на самом деле, выдумка, и все сообщения о пропавших людях, были частью рекламы фильма.

«Оскар» 2000-х на грани нервного срыва

«Оскар» — идеальный маркер изменений в киносообществе США, по результатам которого можно видеть, как меняются взгляды.

2005-й стал годом, когда на главной американской киноцеремонии было представлено сразу несколько фильмов о проблемах ЛГБТ. Помимо «Горбатой горы» номинировались драма о гей-иконе американской литературы «Капоте» и грустная комедия «Трансамерика» о трансгендерной женщине, которая пытается подружиться с сыном, о существовании которого она и не подозревала.

Что необычного в этом награждении?

Во-первых, фильм Бигелоу получил столько же номинаций (9), сколько и «Аватар», снятый ее бывшим мужем Джеймсом Кэмероном. После их развода в 1991 году злые языки говорили, что карьера Кэтрин, тогда успевшей снять несколько небезынтересных фильмов, загнется.

Популярность 3D-технологий и первые компьютерные маски: Аватар (Avatar) (12+)

Год: 2009

После 15 лет разработки в свет наконец вышел фильм Джеймса Кэмерона, и все поняли, что значит делать фильм в 21-м веке. Начнём с того, что до него технология 3D не пользовалась особой популярностью, ведь её не использовали в полной мере. В фильме «Аватар» же зрители смогли ощутить всю магию 3D-технологий, которая, благодаря специальным очкам делал картинку на экране более глубокой.

Компьютерные маски

Кроме этого, в данной картине впервые использовалась технология CG для «замены» настоящих лиц актёров масками, специально созданными на компьютере. До этого данная технология использовалась лишь во время создания мультфильмов. Данная картина повлияла на множество других фильмов, включая «Начало» с Леонардо Ди Каприо, «Гравитация» с Сандрой Буллок, и «Интерстеллар» с Мэттью Макконехи.

11.

Первый в мире трейлер: Челюсти (Jaws) (16+)

Год: 1975

Первый в истории летний блокбастер

До появления фильма «Челюсти» все крупные и дорогие фильмы выпускали в зимний период. Успех ленты «Челюсти» ознаменовал новый период в мировом кино. Картина была предназначена для мировой аудитории, и сегодня мы можем радоваться появлению отличных картин летом именно благодаря Спилбергу.

Первый трейлер

Но самое важное, касательно фильма «Челюсти» касается трейлеров. Режиссёр фильма Стивен Спилберг стал первым, кто придумал показывать по телевизору короткие ролики с фрагментами из фильма, которые бы завлекали людей в кино

По началу многие СМИ крайне скептически относились к данной идее молодого режиссера. Однако после того, как «Челюсти» стал невероятно успешным во всём мире, все вдруг поняли: если людям, как акулам, дать немного почувствовать «вкус» товара, то они непременно придут посмотреть, и кассовые сборы обеспечены.

3.

Победа ЛГБТК+ над «традиционными» сюжетами

Если культура развивается по спирали, то в американском кино очередной виток случался примерно каждые двадцать лет: становление «системы звезд» в 1930-х, бум нуаров в 1950-х, Новый Голливуд в 1970-х, волна квир-фильмов в 1990-х.

Это породило волну фильмов, в которых главными героями были в первую очередь представители ЛГБТ-сообщества — до этого в консервативном американском кино они почти не были заметны. Такие режиссеры, как Грегг Араки и Гас Ван Сент, ворвались в индустрию со своими гомосексуальными персонажами (пара зараженных ВИЧ геев против общества в «Оголенном проводе» и двое потерявшихся по жизни парней-проститутов в «Мой личный штат Айдахо») и показали, что такие персонажи могут занять свое место в классической жанровой системе кинематографа США.

Тут, правда, нужно вспомнить еще один интересный пример, не вписывающийся в это движение. Речь о ранних фильмах Уильяма Фридкина, например «Оркестрантах» (1970) о группе гомосексуальных мужчин, отмечающих день рождения своего друга. Кажется, это был первый широко известный случай, когда в кино фигурировали геи, не только не скрывавшие своей ориентации, но и абсолютно «нормальные». В отличие от, скажем, героя фильма «Совет и согласие» Отто Премингера — политика, который, боясь аутинга, кончает жизнь самоубийством.

Потом Фридкин пошел еще дальше. Успех «Французского связного» и «Изгоняющего дьявола» дал ему некоторый карт-бланш, и он снял «Разыскивающего» — триллер о полицейском, который ищет маньяка, насилующего и убивающего гомосексуалов — посетителей подпольных БДСМ-клубов.

Фильм одинаково негативно восприняли и консервативная гетеросексуальная публика, и геи. Последние утверждали, что Фридкин изобразил их исключительными извращенцами, а уж участие в проекте американского секс-символа Аль Пачино, которому по сюжету пришлось на время «стать» гомосексуалом, и вовсе возводило проект в ранг чего-то совсем непотребного.

Относительный успех «Моего личного штата Айдахо» (затраты в 2,5 млн долларов окупились почти в 3 раза при мизерном количестве сеансов) показал, что зрителю могут быть интересны люди, которые от него отличаются. Квир-кино двинуло американские фильмы в сторону переосмысления «ванильного» наследия всего, что было создано Голливудом за практически век существования.

Квинтэссенцией этих процессов стал фильм «Горбатая гора» (2005), который произвел эффект разорвавшейся бомбы. История любви двух молодых пастухов, обнаруживших чувства друг к другу на фоне быта захолустного ранчо в 1960-х, разнесла в клочья представления о коммерческом кино.

«Форрест Гамп» (1994 год)

Драма «Форрест Гамп» считается лучшим фильмом режиссера Роберта Земекиса. Перед зрителями разворачивается история Соединенных Штатов второй половины прошлого столетия, и видят они ее глазами умственно отсталого парня Форреста. Причем он оказывается в центре самых важных событий: убийство Кеннеди, война во Вьетнаме, Уотергейтский скандал. Окружающие воспринимают главного героя снисходительно, но он проявляя свое дружелюбие, сильный характер, жизнестойкость добивается главного — воплощения «американской мечты». Том Хэнкс, воплотив на экране Форреста Гампа, получил свою вторую премию «Оскар».

Новые визуальные эффекты и технологии съёмок: Матрица (The Matrix) (16+)

Год: 1999

Сама картина появилась благодаря другим лентам, которые вдохновили её создателей, а именно: «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «12 обезьян». Но «Матрица» выделяется среди этих фильмов своими нововведениями. В фильме использовались новые технологии съемок, революционные визуальные эффекты, включая всемирно известный эффект буллет-тайм (англ. Bullet time), т.е. «время пули».

The Matrix/ Warner Bros. VIA Giphy

Фильм открыл новые границы киноповествования, а также дал множество новых идей будущим создателям научно-фантастических работ. Например, идею о поиске психологической грани, разделяющей людей и машин, которая заставляет всё больше сомневаться в реальности нашего мира.

1.

Приключения продолжаются

С момента премьеры третьего фильма то и дело возникали слухи о продолжении популярной франшизы, однако лишь в 2000-м Стивен Спилберг пообещал выпустить следующий фильм в ближайшем будущем. Ожидалось, что съёмки начнутся в 2002 году, а сценарий напишет М. Найт Шьямалан. Однако позднее автор выбыл из проекта из-за плотного графика, а производство остановилось. С 2002 года над скриптом трудился Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зелёная миля»), но его версия не понравилась Джорджу Лукасу. Тогда к работе подключились Дэвид Кепп («Человек-паук», «Война миров») и Джефф Натансон («Поймай меня, если сможешь», «Терминал»). Их историю и перенесли на экран.

В четвёртом фильме кинематографисты стремились сохранить стилистику проектов 1980-х. Это решение нашло отражение как в проработке персонажей, так и в постановке. Например, Спилберг старался не сокращать последовательность действий героев, чтобы происходящее на экране выглядело естественно.

«Чтобы привнести в фильмы об Индиане Джонсе достаточную, на мой взгляд, долю юмора, приходится снимать по старинке. Я изучил множество старых фильмов, которые заставляли меня смеяться: нужно снимать сцены общими планами, а роль монтажёра отводить зрителям. Каждую сцену делать чем-то вроде циркового представления», — цитирует постановщика портал Slashfilm.

Действие фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» перенеслось из 1930-х в 1950-е, а макгаффином стали загадочные хрустальные черепа. Эти артефакты и в самом деле существуют, а их происхождение связывают с цивилизацией майя. В картине они обладают сверхъестественными свойствами.

Фильм показал хороший результат в мировом прокате, собрав более $790 млн при бюджете в $185 млн. Отзывы зрителей и критиков были неоднозначными: по данным портала Rotten Tomatoes, лента набрала 53% рейтинга от аудитории и 78% свежести от экспертов. Журналисты отмечали, что из ленты исчез присущий предыдущим частям баланс юмора и экшена. Кое-кто счёл историю устаревшей, некоторым новая часть показалась лишней. Часть экспертов предполагают, что фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» мог обмануть ожидания ностальгически настроенных фанатов.

Джордж Лукас полагает, что фанаты в любом случае были бы недовольны.

О планах на производство пятого фильма стало известно в 2016 году. Изначально сообщалось, что режиссёром проекта вновь станет Стивен Спилберг, а к главной роли вернётся Харрисон Форд. Премьеру назначили на июль 2019 года, затем перенесли на лето 2020-го, а позже — ещё на год, поскольку автор сценария Дэвид Кепп выбыл из проекта и его место занял Джон Кэздан, сын автора первого фильма Лоуренса Кэздана.

В феврале 2020-го стало известно, что Стивен Спилберг впервые за 39 лет существования франшизы покинул режиссёрское кресло. Его место занял Джеймс Мэнголд («Прерванная жизнь», «Росомаха: Бессмертный»). Спилберг же продолжает работать над проектом в качестве продюсера.

Помимо Харрисона Форда, в пятой части серии снимутся Фиби Уоллер-Бридж, Томас Кречман, Бойд Холбрук, Шонетт Рене Уилсон. В апреле 2021 года к актёрскому составу картины присоединился Мадс Миккельсен.

Съёмки пятого фильма о приключениях Индианы Джонса стартовали в Британии на этой неделе. Премьера же запланирована на 29 июля 2022 года.

Первый вестерн и первая история, рассказанная в кино: Большое ограбление поезда (The Great Train Robbery) (12+)

Год: 1903

До Джона Уэйна и Клинта Иствуда был этот 12-минутный безмолвный фильм, который оказался первым в мире вестерном. Сходство заключительного кадра этой ленты, в котором злодей направляет пистолет на камеру, можно увидеть и в таких фильмах, как «Славные парни», «Тумстоун: Легенда дикого запада» и «Во все тяжкие».

История

Именно в этом фильме впервые в истории была рассказана история, а не просто видео чего-то или кого-то в движении. Режиссёром и оператором данной короткометражной работы стал Блэр Смит. Он же являлся одним из кинооператоров американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. В фильме всего 14 сцен, и все они были склеены с помощью линейного монтажа. Всего 14 сцен стали отправной точкой кино, которое мы имеем счастье наблюдать сегодня.

13.

Агрессия — художественный принцип Голливуда

В 1898 году американский флот захватил испанские океанские владения возле Кубы, и началась война между державами. В это время Джеймс Стюарт Блэк, один из пионеров американского кинематографа, снял 29-секундный фильм «Сорвем испанский флаг», всю суть которого передает название. Таким простым пропагандистским фокусом Штаты как бы заранее заявляли о будущей победе.

1908 год. Томас Эдисон, изобретатель кинематографа, организовал трест, монополизировав всё кинопроизводство. Те, кто не входили в организацию и не платили налог за пользование эдисоновским патентом для демонстрации фильмов (кинетоскопом и его аналогами), были вне закона. Студии, отказавшиеся повиноваться, рисковали быть разгромленными, их владельцы боялись преследований. В итоге независимые кинематографисты бежали на западное побережье.

На такой почве логично начинают снимать довольно воинственные кинокартины. Независимым кинематографистам нужны были деньги, чтобы выжить — а на что приманить публику, если не на зрелищность?

В голливудском кинематографе первой четверти XX века преобладали такие жанры:

  • слэпстик-комедия. Классический пример — фильмы с метанием торта в лицо, например «Мистер Флип» Гилберта Андерсона;
  • вестерны. Занимали 1/5 всего кинопроизводства в 1910-х, например «Адская петля» от продюсера и основоположника жанра Томаса Инса;
  • мелодрамы, где мужчины играли доминирующую роль. Например, в фильме «Ягненок» (1915) герой проходит путь от стеснительного молодого человека, пасующего перед собственной невестой, к участнику мексиканской революции. В финале он получает «заслуженную награду» — прекрасную Мэри, которую он спасает из плена благодаря своей спортивной ловкости.

Особняком стоит Дэвид Уорк Гриффит с его знаменитым фильмом «Рождение нации» (1914). Эта картина стала настоящим кассовым хитом, хотя сейчас за подобное режиссера просто распяли бы на самом высоком голливудском холме.

Первый 3D фильм: Сила любви (The Power of Love) (12+)

Год: 1922

Этот фильм впервые показали в одном из отелей Лос-Анджелеса 27 сентября 1922 года. Фильм посмотрели только представители прессы, поэтому особого успеха он не имел. Чуть позже в кинотеатрах показали обычную 2D версию фильма под другим названием.

Стоит отметить, что для создания эффекта 3D использовались два киносъёмочных аппарата, каждый из которых вёл съёмку своей части. Фильм показывали с помощью двух кинопроекторов. Это ознаменовало первое использование двухплёночной системы, а также самый первый случай использования стереоскопических очков. Позже появились красно-синие очки, далее ранняя система IMAX, ну а потом «Аватар» ознаменовал новую эпоху в 3D кино.

12.

«Пролетая над гнездом кукушки» (1975 год)

Милош Форман снял фильм по одноименному роману культового американского писателя Кена Кизи. Перед зрителем разворачивается драма в психиатрической больнице, куда попадает преступник Рэндл Патрик Макмерфи. Он направлен на психологическую экспертизу из тюрьмы. Здесь он видит жесткий распорядок, вмешательство в личную жизнь душевнобольных и управляющую всем этим медсестру Милдред Рэтчед. Такие порядки вызывают у Макмерфи протест, и он начинает противостоять медперсоналу самыми разными способами. Зрители тепло восприняли киноленту. Фильм вторым в истории кинематографа получил пять «Оскаров» в самых престижных номинациях.

Голливуд — конвейер идеалов

В 1920-е годы появилась «система звезд»: продюсеры находили и взращивали потенциальных хитмейкеров — актеров и актрис «журнального» стандарта красоты, которые воплощали в себе классические архетипы общественного сознания. Мужчины — в большинстве своем статные красавчики с благородными чертами лица (Гэри Купер, Джеймс Стюарт, Кирк Дуглас); женщины — утонченные «дамы с обложек» с осиными талиями и нежными голосами (Джоан Фонтейн, Вивьен Ли, Рита Хейворт).

К 1950–1960-м годам, с осмыслением последствий Второй мировой войны, сложились основные сюжетные схемы, которые стали золотым стандартом голливудского кинематографа. Их можно условно разделить на семь категорий:

1. Фильмы об обретении идентичности, рассказывающие о становлении рядовых американцев, достижении «американской мечты» и успешной борьбе за свои идеалы.

Жанры: исторические костюмные фильмы, байопики и производственные драмы.

«Гроздья гнева» Джона Форда, «Гигант» Джорджа Стивенса, «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера.

2. Фильмы о завоевании сердца прекрасной дамы, которая мечтает о вечной любви.

Жанры: мелодрамы, комедии, мюзиклы и костюмные драмы.

«Магазинчик за углом» Эрнста Любича, «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора, «Унесенные ветром» Виктора Флеминга.

3. Фильмы об абсолютной победе над внешним и внутренним врагом.

Жанры: исторические военные фильмы, шпионские и политические триллеры.

«Африканская королева» Джона Хьюстона, «Касабланка» Майкла Кёртиса, «Паттон» Франклина Шеффнера.

4. Фильмы о столкновении белого маскулинного мужчины с реалистичным злом, зачастую в связке с «роковой женщиной».

Жанры: детективные триллеры и нуары, иногда драмы.

«Головокружение» Альфреда Хичкока, «Двойная страховка» Билли Уайлдера, «В порту» Элиа Казана.

5. Фильмы о столкновении со сверхъестественным абсолютным злом (как правило, пришедшим из-за рубежа на родину героев).

Жанры: ужасы, фантастика и альтернативная история.

«Нечто» Говарда Хоукса, «Мумия» Карла Фройнда, «Война миров» Байрона Хэскина.

6. Вестерны. Это отдельный жанр, в центре которого нарратив о белых мужчинах, осваивающих территорию Дикого Запада.

«Железный конь» и «Дилижанс» Джона Форда, «Ровно в полдень» Фреда Циннемана.

7. Юридические драмы. Типичный для США нарратив о том, как американский закон и его слуги (судьи, адвокаты, прокуроры) защищают невинных и осуждают виновных.

«Убить пересмешника» Роберта Маллигана, «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета и «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Элизео
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: