Женский
Крой женских костюмов схож с мужскими аналогами. Отличия наблюдаются только в декоративных элементах. Гардероб коренной жительницы Якутии обязательно включает в себя аннах (ткань, прикрывающая лицо). Повседневная одежда изготавливается из прочных тканей в целях удобства. Наряды для праздников выполняются из атласа или шелка.
Верхний наряд должен отвечать следующим требованиям:
- сохранение тепла при максимально низких температурах;
- наличие отличительных особенностей региональной культуры – шелковые и шерстяные орнаменты.
В классическом якутском гардеробе для женщин присутствуют:
- рубашка из грубых элементов;
- кожаные панталоны – для защиты тазового отдела;
- шуба;
- гетры, выполненные из натуральной кожи (без ступни);
- шапка – шлем.
Костюмы коренных якутов
Костюмы коренных якутов включают в себя 4 основных компонента:
- цвет;
- конструкция;
- материал;
- форма.
Числу 4 в истории народов Якутии отводится особая роль
Исторически сложилось, что для жителей Якутска особенно важно уделять внимание четырем стихиям. Костюмы в данных рамках выступают в качестве естественного процесса познания мироустройства
Традиционные якутские одеяния имеют два ключевых направления в выборе цвета. Оба, так или иначе, характеризуют культурные факторы развития этноса. Первое направление – тюркское. В стандартную палитру входят белый, черный и синий. Второе – традиционное якутское. Симбиоз нескольких культур создает условия для индивидуальной аутентификации одежды.
Обувь
Как якут, так и якутянка используют унты в качестве повседневной обуви. Они шьются из шкуры оленя с применением войлока. Такая обувь позволяет обеспечивать комфорт при экстремальном температурном режиме (до – 50 градусов).
Еще одним классическим вариантом является торбаза из кожи, сукна и шерсти. Для отделки применяется мех рыжей лисы или бобра. Самые популярные цвета – бежевый и серый.
Женские разновидности подлежат обязательному украшению бисером и узорами на меху. В зависимости от качества изделия определяется социальный статус и степень достатка человека. Самым популярным и красивым вариантом считается геометрический орнамент, сделанный из металлических волокон.
Жилище
Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.
Внешность
Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.
Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.
Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:
- двойная меховая рубаха
- двойные меховые штаны
- короткие меховые чулки
- меховые невысокие сапоги
- двойная шапка в виде женского капора
Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.
Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.
Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.
Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.
Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.
В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.
Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.
Советы стилистов по выбору якутского национального костюма
Национальные костюмы обладают всеми разновидностями фасонов, подходящих каждому человеку. Стилисты рекомендуют посмотреть традиционные якутские узоры на фото и выбрать наиболее подходящий дизайн.
Определяющее место в регионе занимает проблематика моделирования аутентичной одежды, соответствующей специфическим условиям северного региона
При выборе наиболее важно уделить внимание возрождению классических форм и отношению к исходным материалам. В Якутии проблема кроя новой одежды для современного населения и ежедневного использования остается актуальной
Традиционный дизайн можно принимать за универсальное средство, помогающее решить имеющуюся проблему. Национальные наряды предполагают не адаптацию имеющихся образцов, а изготовление принципиально новых элементов, привлекательных с эстетической точки зрения.
Дополнительные рекомендации:
- наиболее приемлемым вариантом повседневного национального костюма считается пиджак свободного кроя с пуговицами и удлиненными лацканами;
- штаны носятся только на линии талии;
- цвет должен соответствовать темной палитре;
- остаются уместными вертикальные узоры, выполненные в формате тонких линий.
Целостный вид костюмам может придать качественная обувь. Классические модели не изготавливаются по причине несоответствия стандартным техническим требованиям. Современные якуты могут использовать сапоги, стилизованные под национальную обувь
На носке важно сохранить контрастную полоску, имевшую ранее строго утилитарное значение
Эвенки
Зимой и мужчины, и женщины носили парки. Эту короткую шубу шили из цельной шкуры северного оленя, подпоясывая её ремнём из сыромятной кожи и добавляя утолщение в районе талии. Иногда костюм украшали иргиндой, своеобразным подолом-«хвостом».
С иргиндой связана теория о происхождении эвенков. Согласно ей, много сотен лет назад группа тунгусов жила на юге Сибири. Они охотились на коз и косуль. Для полноценной парки было необходимо не меньше трёх шкурок. Одна из них формировала подол, похожий на иргинду эвенков. При миграции на север «хвост» сохранился, но как необязательный элемент костюма.
Жилища народов Европы
Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.
Трулло.
Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.
Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.
Пальясо.
Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.
Бордей.
Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.
Клочан.
Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.
Вежа.
Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.
Конак.
Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.
Кула.
Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.
Шале.
Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.
Вышивка
В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.
При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.
Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.
Бисер — самый распространенный элемент декора одежды
Литература
- Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. — М.: Наука, 1991. — 224 с.: ил. — Серия «Этнографическая библиотека».
- Богораз В. Г. Чукчи: Материальная культура. — М.: Книжный дом «Либроком», 2012. — 3-е изд. — 264 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
- Богораз В. Г. Чукчи: Религия. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
- Богораз В. Г. Чукчи: Социальная организация. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
- Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. — М.: Л., 1965.
- Йохельсон В. Заметки о населении Якутской области // Живая старина. Вып. II. 1895.
- Чукчи / В. В. Антропова, В. Г. Кузнецова (в основу описания дореволюционного быта положена статья Г. И. Мельникова) // / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1956. — С. 896—933. — 1084 с. — (Народы мира. Этнографические очерки). — 5000 экз.
- Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей // Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. — 1957. — Т. XXXV : Сибирский этнографический сборник, II. — С. 263–326.
- Кузнецова В. Г. Из неопубликованных материалов Чукотской экспедиции 1948—1951 гг. / Вступ. ст., подгот. текста, примеч.: Е. А. Михайлова // Материалы полевых этнографических исследований / Отв. ред. Е. Г. Федорова; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб : МАЭ РАН, 2004. — Вып. 5. — С. 136—164.
- Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. — 176 с.: ил. — Серия «Дальневосточная историческая библиотека».
- Народы России: живописный альбом. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная Польза», 1877.
- Чукчи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
- Чукчи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
Вдова чукчи
Чукчи. Семья
Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой. Но женщине трудно одной в столь суровых условиях
А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется – «левират»
Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется – «левират».
Левират – это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.
И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.
Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.
Обувь
Унты
Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал). Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.
А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета! |
Маклаки
Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.
В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной. |
История чукчей
Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем север-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.
С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 г. казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю.
С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 г. после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.
В 1775 г. на речке Ангарке была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (в 250 верстах от Нижне-Колымска, на берегу Малого Анюя). Сюда привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.
К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской и других. В 1897 численность Чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ. Согласно данным переписи 2002 года численность чукчей составляла 16 человек.
Традиции
У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:
- осенью — день убоя оленей;
- весной — день рогов;
- зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.
Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.
Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.
Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.
Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.
Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.
Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.
Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.
После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.
После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.
Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.
Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.